Масленица по-ярославски cто лет назад

Улица Андропова сто лет назад была главным центром масленичных гуляний.

П ожалуй, каждый из нас, не задумываясь, сможет перечислить традиционный масленичный набор: блины, катанье на тройках и соломенное чучело. Однако все не так просто. Ярославцы даже веселиться умели «с чувством, с толком, с расстановкой» и для каждого дня Масленицы придумали свои развлечения.


8 дней в неделе

Главная сенсация ярославской Масленицы заключается в том, что наши предки ухитрились растянуть эту неделю до 8 дней. Началом праздника у нас считался не понедельник, а предшествующее воскресенье. Называлось оно «Мясное заговенье». Это был последний день перед Великим постом, когда еще разрешалось есть мясо и в ярославских деревнях тесть звал зятьев «доедать барана».

А с понедельника начинался своеобразный «полупост»: мясного уже нельзя, но молоко, сыр и масло еще можно.  Понедельник звался «Встреча». В Ярославле в этот день проходили так называемые «Столбы» – гулянья у Мытного рынка на Екатерининской улице (ныне ул. Андропова). В деревнях «столбами» называли смотры молодоженов, когда нарядные пары вставали по обе стороны улицы. Однако в нашем городе «столбились» не только новобрачные. На разубранных лентами лошадях сюда стекалась молодежь со всего уезда. Иные щеголи привозили весь модный гардероб и в продолжение гулянья переодевались столько раз, сколько имели костюмов. «Коренные ярославцы» взирали на эту ярмарку тщеславия с легким снобизмом, а журналисты упражнялись в остроумии, описывая «фасоны времен Марии Антуанетты». «Столбами» назывался и популярный трактир на Екатерининской улице. Здание это сохранилось до сих пор. Здесь кормили сытно и недорого, поэтому, утомившись променадом, многие направлялись в «Столбы» отведать блинов, а то и распить «полбутылочки».

Кустодиев Б. М. Масленица.


Посолите рыжики!

Во вторник, именовавшийся «Заигрыш», гулянья перемещались на Духовскую (ныне Республиканскую) улицу, где катались на тройках. Саней бывало так много, что «для спокойствия граждан» катания проходили под контролем полиции. Молодожены катались отдельно, а прохожие то и дело останавливали их, требуя «посолить рыжики», – то есть прилюдно поцеловаться.

В среду столы уже ломились от сытной еды и хмельных напитков. Даже бедняки доставали последние запасы муки, чтоб угоститься блинами. Оттого и звалась среда «Лакомкой». В этот день молодые супруги обязательно навещали тещу и тестя.

Традиции Масленицы рекомендовали не ограничивать себя ни в чем. Однако ярославские пролетарии, увы, буквально трактовали главный лозунг праздника: «Все с себя заложить, а Масленицу проводить». По свидетельству прессы, «в рабочем районе Пошехонской, Борисоглебской, Даниловской улиц (ныне это район стадиона «Шинник») происходили обильные возлияния Бахусу, на что не щадилась одежда, переходившая с плеч в руки шинкарей».

И мыло в подарок

C четверга, именуемого «Широким», начинался масленичный разгул. Молодые парни сходились на льду Которосли в кулачных боях – «стенка на стенку». Мирные обыватели тем временем перемещались от одного праздничного стола к другому. Масленица на Руси была официальным праздником, и с пятницы по воскресенье все конторы были закрыты. В пятницу, именовавшуюся «Тещины вечерки», родители мужа наносили визит «новоженам».

Чтобы молодая не осрамилась в первую самостоятельную Масленицу, мать накануне приходила учить ее «уму-разуму».

В субботу, на «Золовкины посиделки», хозяйка приглашала сестер мужа.

Кульминацией праздника становилось воскресенье, сопровождавшееся торжественным сожжением чучела Масленицы. Воскресенье называли «Прощеным», так как это было время всеобщего покаяния. Все от мала до велика просили прощения у родных, друзей и знакомых. Завершать обряд полагалось троекратным поцелуем, а традиционным подарком в этот день было мыло – чтобы смыть грехи.

Родной город

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе