Аптеки и аптекарские магазины – оплот индустрии красоты – активно продвигали разнообразные мыла. Один из самых дорогих сортов представлялся и как самый многофункциональный: «Остерегайтесь подделок! Гигиеническое борно-тимоловое мыло Г.Ф. Юргенса уничтожает веснушки, загар, желтые пятна и угри и действует против излишней потливости. Рекомендуется как туалетное благовонное мыло высшего достоинства. Цена за кусок – 50 копеек, 1/2 – 30 копеек».
СМИ были и ярмарками вакансий, и местом публикаций личных резюме. В Ярославле конца XIX века сразу несколько зубоврачебных кабинетов «вербовали» пациентов посредством газетных объявлений. Кто лидировал – доктор с метафорической фамилией Гад или же дантист И.Н. Борковский, специализирующийся на зубных протезах и принимающий в «зуболечебном кабинете в собственном доме по Нетечи», остается загадкой.
Вообще объявлений от частных лиц было, пожалуй, и побольше, чем от владельцев лавок и магазинов. Так, «гармонист Новиков» сообщал ярославскому обществу: «играю на балах и вечерах за умеренную плату», а гувернантка г-жа Кох («образованная дама, немка») предлагала вести уроки на немецком, английском, французском языках за квартиру со столом и прислугой. Некая бизнес-вумен, подписавшаяся «Кулькова», через газету решила обезопасить свой бизнес, предварительно избавившись от недобросовестного подчиненного: «Сим довожу до вашего сведения, что с 27 апреля сего года Семен Константинович Месинников у меня более приказчиком не состоит, а потому прошу всех, имеющих со мной торговые дела, с ним ни в какие сделки не вступать, так как я по таковым отвечать не буду».
Мебель, посуда, «малодержаный велосипед на массивных шинах», «симфонионы – музыкальные шкатулки с приятнейшим тоном», «английский бильярд складной удобный для дома и дачи» и даже «канарейки и австрийские соловьи»… Что только нельзя было купить через газету!
Часть когда-то популярных услуг и товаров ныне забыта. В конце XIX века никого бы не удивила такая реклама: «В меховой магазин Ивана Дмитриевича Савина (бывший Работнова) в Гостином дворе в Ярославле на летний сезон принимаются для хранения от моли разного рода меховые вещи». С появлением средств от моли этот непыльный бизнес сошел на нет. Так же как и шариковые ручки отменили потребность в следующем приспособлении:
«Новость! Необходимо иметь каждому! Оболочка – резервуар для перьев. Достаточно одного макания для исписания 2 страниц писчего листа, невозможны кляксы, брызги, волоски и прочее. Дюжина – 60 копеек, 1 штука – 6 копеек. Продается в Стрелецком книжном складе (Ярославль, здание театра)».
С некоторыми рекламными объявлениями связаны интересные истории. Вот, например, одна из них.
Регулярно в «Ведомостях» выходила реклама магазина госпожи Р. Каатц. Дела прусской поданной, торгующей дорогими товарами в собственном доме на Власьевской улице, процветали.
«Велосипеды Чикаго-Молния-Опель. Лучшие по скорости, легкости хода и прочности. Одержали более 1000 призов на гонках, на высоте в Чикаго, в Брюсселе, Монако. Цены от 90 рублей, упаковка – бесплатно», – зазывала реклама летом. В конце осени в магазин завозили коньки, к Рождеству – оригинальные елочные игрушки.
Магазин процветал, но в 1915 году вдруг был закрыт. По одной из версий, в доме «бизнес-леди» снимал квартиру ее соотечественник – фотограф Альфред фон Свейковский. В 1913 году он был одним из получивших разрешение на съемку приезда Николая II в Ярославль. А уже в 1914-м Альфред был обвинен в шпионаже, в 1915-м – закрыли его ателье и, возможно, под влиянием этой истории – магазин Каатц.
Анна КОУЗОВА
"Ярославский Регион"