На правах арены

За появление в Ярославле первого цирка нужно благодарить итальянцев

Ровно 160 лет назад, 5 ноября 1850 года, в губернском городе случился невиданный доселе праздник: наездники, жонглеры, клоуны, акробаты, гимнасты скакали галопом, прыгали, кувыркались и летали на трапециях под куполом первого в губернии «театра-цирка», строительство которого завершилось буквально накануне.

Удивляй или закрывайся

Положил начало цирковой истории Ярославля итальянец Рудольф Гверра. Именно он всего за месяц выстроил здание на Стрелецком (ныне Первомайском) бульваре, за Волковским театром, пригодное для представлений в зимнее время. Это привело ярославскую публику в полный восторг, а Рудольфа местная пресса стала величать Неподражаемым.

«В каждое представление цирк полон зрителями, рукоплесканиями… В цирке тепло, сухо, чисто, как в хорошо устроенном театре, так что, войдя, не боишься простуды и не думаешь, скоро ли окончится зрелище», – писали «Ярославские губернские ведомости» 11 ноября 1850 года.

Основу репертуара в то время традиционно составляла конная вольтижировка. В этом жанре блистал сам Рудольф: он вставал на скачущую галопом лошадь и непринужденно наигрывал на флейте мелодии из опер. А его супруга неизменно уходила с охапками цветов после своего коронного номера – на дрессированном скакуне она перепрыгивала через шарфы, натянутые на его пути.

После громкого успеха Гверры новые здания цирков в Ярославле стали строиться регулярно. В 1870 году появился цирк на Стрелецкой улице (ныне Ушинского), а в 1889-м итальянский жокей и дрессировщик Антонио Безано выстроил цирк на Сенной площади (площадь Труда). Правда, ненадежные деревянные строения с парусиновыми крышами после одного-двух сезонов уже нуждались в капремонте. Но большинство предприятий дольше и не выдерживали – несли убытки и закрывались (менее чем через год после открытия такая судьба постигла того же Бензано). Газеты этот феномен объясняли просто:

«Наша публика, посещающая театры, зрелища и увеселения, побывала и в столицах, и в Нижнем, и в других больших городах. Поэтому удивить нас чем-либо особенным очень трудно и самым первоклассным артистам. Отсюда – скептическое отношение к каждой приезжей в наш город труппе».

Билетик на троих

Удивить публику удалось артистам знаменитого цирка Максимилиано Труцци, который приехал в Ярославль в 1894 году и стал небывалой сенсацией. Не последнюю роль здесь сыграла и мощная по тем временам PR-кампания: афиши о прибытии итальянской труппы выходили почти ежедневно в течение месяца на первых полосах местных газет. 28 апреля «Ярославские губернские ведомости» опубликовали срочную телеграмму от самого Труцци: «Честь имею уведомить многоуважаемую публику, что мы прибудем на 20 представлений. Труппа цирка состоит из 120 первоклассных артистов и артисток, европейских знаменитостей, первый раз посещающих Ярославль, 60 дрессированных кровных разных пород лошадей, 15 клоунов, русских, французских, итальянских, английских и музыкальных, и 20 балерин с роскошными костюмами».

Здание цирка на Сенной, ранее принадлежавшее Антонио Безано, «вновь роскошно выстроили», и 15 мая труппа, накануне прибывшая на пароходе, устроила первое представление.

Цирк Труцци был знаменит не только вольтижировкой, но и сильной хореографической подготовкой артистов. Сам Максимилиано играл комические и героические роли в пантомимах, лучшей из которых считалась «Тарас Бульба». Ярославцы тоже оценили это зрелище, в котором участвовали 200 артистов, 50 лошадей и кордебалет.

На каждое представление афиши зазывали зрителей яркими эпитетами: «блестящее», «бриллиантовое», «экстраординарное представление», «громадный фурор». И тут же предостерегали: «цирк остается на самое короткое время», «последнее большое представление» – хотя выступали потом вплоть до середины августа.

За билеты просили немало – от 15 копеек до 5,5 рубля, но зрители не скупились: сборы были полными, а свободных мест часто не хватало. Интерес подстегивался рекламными акциями: так, 5 июня взрослый по своему билету мог провести двух детей до 10 лет (после представления на выходе раздали 500 игрушек в подарок). А 9 июня в «дамский вечер» кавалер мог прихватить с собой двух барышень.

Водные процедуры

Газеты писали о представлениях только хорошее: «Не можем не упомянуть о директоре цирка г. Труцци, выведшем семь вороных, прекрасно дрессированных жеребцов, жонглере г. Энрико Труцци и музыкальных клоунах братьях

Присс, которые доставили большое удовольствие удачным исполнением комического музыкального нумера «Рассеянный капельмейстер».

Четверо братьев Присс из Англии участвовали в каждом представлении, и публика любила их особенно.

«С каким нетерпением зрители всегда ждут выхода этих клоунов, в руках которых все, начиная с метлы и кончая стулом, лампой и подсвечником, превращается в музыкальные инструменты!» – восторгается журналист «Ведомостей».

Отдельным событием стало небывалое доселе шоу. Начиная с 23 июня в цирке почти на месяц отменили представления, чтобы подготовить «при громадной затрате капитала последнюю новость XIX столетия, экстраординарную пантомиму «Цирк под водой».

Для представления арену оградили барьерами в 1,5 аршина высотой, покрыли двойным слоем брезента и налили внутрь 2500 ведер воды. В центре установили круглую площадку, к которой от бортов арены тянулись два узких мостика. По воде плавали лодочки с музыкантами, а на площадке и мостиках актеры жонглировали, танцевали и «устраивали различные сцены, которые заканчивались иногда сбрасыванием участников в воду».

Наконец, чтобы окончательно укрепить свой успех, Максимилиано приглашал в Ярославль звезд со всего света. На Сенной состоялся, например, бенефис «всемирно известного оригинального соло-клоуна и непостижимого дрессировщика всевозможных животных Анатолия Дурова». Дуров поразил ярославцев куницей, стреляющей из пушки, крысами, разыгрывающими крушение поездов, зайцем-барабанщиком и ходящими по канату кошкой и собакой.

Завершились гастроли 10 августа 1894 года «общедоступным представлением» по низким ценам – для простого люда.

Позже в цирке на Сенной выступали и другие труппы, в том числе из Китая, в начале XX века здание стали использовать как первый кинотеатр. А в 1963 году на Сенной построили новый цирк – тот самый, который стоит там и сегодня.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе