Наполеон входит в Углич

Монах Авель, которого называют русским Нострадамусом, изложил свои пророчества в трех книгах. Они и в наше время заключены в секретные архивы и недоступны для научных работников и публицистов. Умер Авель в 1841 году в Суздале. Родился он в тульской деревне Окулово, в крестьянской семье. Мирское имя его - Василий Васильев. Из 83 лет своей жизни 21 год он провел в казематах, куда его заключали за предсказания смерти царственных особ и трагических событий в жизни России. Но предсказания эти сбывались...

В НАШЕ время все больше публикуется материалов о провидцах такого рода. Достаточно вспомнить слова известной предсказательницы о том, что Курск окажется на дне моря. Фраза эта обошла полосы многих газет, после того как стало ясно, что речь в ней шла о трагическом событии на подводной лодке с одноименным названием «Курск». В Ярославской области немало было юродивых и святых подвижников, обладавших провидческим даром. Иные их предсказания давно сбылись, другие кажутся фантастическими. Как, например, слова из протокола допросов в НКВД мышкинской старицы Ксении Красавиной: «Россией будет править царь из княжеского рода». Или странная фраза «Наполеон вошел в Углич», в один миг переменившая почему-то жизнь священника Петра Томаницкого. 



Имя императора французов тогда было настолько популярным, что попало в народные солдатские песни: «Палеошка, Палеон, Палеошка, парень молодой, неженатый, холостой». В сознании людей того времени он сравнивался также с Антихристом, пытавшимся покорить православное царство. Именно так воспринимал его и угличский священник, которому тогда, в 1812 году, было немногим более тридцати лет. Исчезнувшая под стройками социализма Иерусалимская слобода находилась поблизости от Углича. Там в своей приходской церкви отец Петр совершал литургию. Вдруг кто-то закричал истошным голосом: «Наполеон входит в Углич!» Как потом ни искали, ни допытывались, человека этого отыскать не могли. Он точно сквозь землю провалился. Начался такой переполох, что литургию прервали, совершение которой по церковным правилам иерей должен не оставлять даже под угрозой смерти. 

А отец Петр, как сказано в старинном жизнеописании, впав в исступление, готов был «разить всех». Члены притча и до этого его не раз оговаривали перед начальством и даже бивали за правдолюбие. Тут, торопясь поквитаться еще раз, они набросились на священника, поколотили и, приведя домой, посадили его на цепь. Он вел себя как помешанный. Родные повезли его в Ярославль, в больницу для умалишенных. Там он быстро пришел в себя и вскоре, вернувшись в Иерусалимскую слободу, стал снова служить в своей церкви. Но не прошло и года, как судьба преподнесла ему новые испытания. 

Как-то дьякон Дмитрий Марков позвал отца Петра к себе в гости, чтобы помириться. Говорил даже, что он будет выпрашивать прощение за все принесенные обиды. После таких речей дьякон поднес гостю чашу с вином. И в старину, как и в наши дни, без крепких напитков при серьезных делах, конечно же, не обходилось. 

Отец Петр поглядел в чашу и вдруг сказал: «Сперва тебе надо выпить!» Дьякон побледнел, как уличенный отравитель. Тогда, переждав, отец Петр перекрестился и с молитвой выпил. Отрава на него не подействовала, но вскоре родные опять обнаружили в его поведении, как они считали, признаки душевного расстройства. 

Была ли эта болезнь вызвана ядом? Да и вовсе была ли она настоящей? Скорее всего, отец Петр напускал ее на себя, скрывая «неистовством» те сложные и печальные мысли, что вызывали у него носители зла. Он взял за правило всем все прощать - и побои, и оговоры, и даже попытки убийства. При этом часто просил жену: «Оксинья, прикуй меня на цепь!» Невидимый Антихрист, нападавший на юродивого в Угличе под разными личинами, не давал покоя. Прямо перед народом на улице Петр Томаницкий обличил городского голову в каких-то темных махинациях. Городничий затаил месть. 

Однажды отец Петр встал утром и сказал жене: «Ксения Ивановна, какая мне нынче баня будет славная!» Жена удивилась: «Что ты, батько, давно ли ты парился?» Как раз в этот день городничий велел схватить его, привязать к телеге в полицейском участке и стал собственноручно пороть розгами. И в Ярославле, в сумасшедшем доме, куда он снова попал, его продолжали истязать. Сторож, например, бичевал прямо при родственниках. В 1814 году духовное начальство официально признало его помешанным и уволило с должности приходского священника. 

Когда через 52 года тело его при большом стечении народа будут провожать в последний путь из Углича, почитатели пришлют усопшему старцу богатое священническое облачение. Такого, уточнит биограф, он при жизни никогда не нашивал. И правда восторжествует. Народ узнает, кто был подлинно безумен - отец Петр или те, кто терзал его бичами и розгами. 

Пройдя через все испытания, терпеливец обрел святой дар прозорливости. Сначала близкие, а потом и дальние все чаще убеждались в этом. Он предсказал, например, пожар, от которого сильно пострадала Иерусалимская слобода. Сгорел и дом, где жил отец Петр с Оксиньей. Соседи сделали ему на скорую руку каморку и приковали к стене снова. Позднее построили на месте каморки небольшой деревянный двухэтажный домик, где он и прожил почти полвека. И тут начались уже новые страницы его жизни. Все больше народа стекалось к нему за советом, слава о нем распространилась и в соседние уезды. 

Вот некоторые примеры его прозорливости. Как-то он, полуголый, босой, ходил по Угличу, поглядывая на дома, и повторял: «Ух как жарко будет!» Горожане смеялись, полиция тут же пресекла его действия. Но вскоре как раз на тех улицах, где ходил юродивый, случились пожары. 

Был он высокого роста, волосы на голове и бороде серебристые, нос орлиный, взгляд проницательный. Любил подолгу молиться в уединенных местах на берегу Волги. С годами отношение к старцу настолько переменилось, что даже прежние враги стали приходить к нему за советом. Он им охотно помогал. Перепись исполнившихся предсказаний заняла бы немало места. Приведем лишь два, касающиеся жены старца и его самого. 

В мае холерного 1848 года, возвращаясь с женой из Рыбинска от родни, старец вдруг запел по дороге: «Со святыми упокой!» «Кого ты хоронишь?» - удивилась Оксинья. «Да хоть тебя», - ответил отец Петр. 

Уже на другой день после приезда в Углич жена заболела холерой и умерла. 

Современные исследователи также указывают на то, что он предвидел будущую судьбу России, крестный путь православной церкви. А на вопросы, как этого избежать, отвечал, что такие испытания предопределены нам Господом: «Ничем не помочь, надо молиться». Разные эсхатологические веяния о грядущей бесовской силе, которая будет править в России, бытовали в народе. И монах Авель предсказывал, что Кремль будет островом в море крови. Не образ ли этого грядущего врага и был мгновенно узнан отцом Петром в видении, когда кто-то в храме выкрикнул странные слова о Наполеоне?.. 

За несколько дней до смерти он сказал родным, что надо приготовлять гроб. «Для кого же?» - удивился внук. «Да хоть для меня», - последовал ответ. Умер Петр Томаницкий 3 сентября 1866 года. При великом стечении народа панихиды по нему не умолкали шесть дней. Угличане теперь считали его своим, но по воле старца или родных, теперь уж никто не знает, тело его надо было отправлять в Рыбинск. 

Жители Иерусалимской слободы впряглись в погребальную колесницу и тронулись в путь под колокольный звон. В Рыбинске в монастырском Софийском соборе встречать усопшего собралось все местное духовенство. Там он и погребен. Любопытно, что первые здания собора строились на пожертвования, собранные при поддержке отца Петра. 

Во второй половине тридцатых годов минувшего века, когда началось строительство Угличского водохранилища, жители были расселены из зоны затопления и древняя Иерусалимская слобода исчезла с лица земли. Теперь лишь по рассказам старожилов и работам местных музейщиков можно восстановить ее облик. Может, старец и тут предвидел трагический исход и поэтому, несмотря на несогласие угличан, нашел свой вечный покой в другом городе на Волге. 

Николай СМИРНОВ

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе