Невиданная доселе роскошь

Сто лет назад многие ярославцы, так же как и сейчас, мечтали жить в центре. И не столько из-за соображений престижа, сколько из-за комфорта. Улицы здесь освещались электрическими фонарями, тротуары были покрыты асфальтом, а дома оснащены невиданной доселе роскошью – водопроводом. Сегодня трудно представить, что именно эти простые, на наш взгляд, вещи превращали квартал в элитный. Но прежде чем вода появилась в каждой ярославской квартире, нужно было проделать долгий и нелегкий путь.

Из Таборов на Горки
Водопровод в Ярославле появился в январе 1883 года. Поначалу вода забиралась непосредственно из Волги. Из подъемного колодца она поступала в 3 осадочных резервуара вместимостью по 50 тысяч ведер воды каждый. Подача воды осуществлялась с помощью насосов и паровой машины мощностью 50 лошадиных сил. За сто с лишним лет адрес ярославского водопровода не изменился: в XIX веке основные его здания располагались там же, где и сейчас находится Центральная водопроводная станция. В те годы это место называлось Таборы – в память о пребывании здесь ополчения Минина и Пожарского. Колоритными названиями изобиловал и маршрут прокладки водопроводной сети, разработанный инженером Диллем: «…Вести магистральную трубу по Духовской улице до Горочного пруда, на каковом расстоянии устроить два водоразборных колодца, один на Круглой, а другой на Горочной площади».

Духовская улица знакома нам под именем Республиканской, а вот Горками раньше называли район нынешнего ТЮЗа. Рельеф здесь и правда возвышенный, а до революции горку украшал нарядный храм Иоанна Богослова (теперь на его месте сквер возле педуниверситета). На пересечении Духовской и Власьевской (ныне ул. Свободы) с давних пор располагался Горный пруд, служивший ярославцам для хозяйственных и противопожарных целей. Судя по архивным данным, он был засыпан лишь в начале XX века, уступив место более современному водоразборному колодцу.

Привилегия избранных

Еще один колодец, по плану Дилля, был устроен на Круглой площади. Возможно, в данном случае имелась в виду Лесная площадка, располагавшаяся в районе нынешнего кинотеатра «Родина». По крайней мере, на планах 1846 и 1911 годов эта площадь действительно выглядит абсолютно круглой.

От Горок водопроводные трубы прокладывались в двух направлениях: к Ильинской (Советской) площади и к Сенной (ныне – пл. Труда). На этих площадях, а также у Знаменской башни, были устроены первые в Ярославле водоразборные колодцы. Сюда съезжались за водой ярославские обыватели. Лица, желавшие пользоваться услугами водопровода не выходя из дома, могли по соглашению с городской управой «подключить» свои дома к магистральной трубе. Работы по подведению воды в этом случае осуществлялись за счет домовладельца. Однако впоследствии городские власти обещали компенсировать затраты путем предоставления льготных тарифов на воду. Уже в 1883 году к водопроводу присоединилось 50 частновладельческих домов. Через 20 лет услугами водопровода пользовались почти 400 домовладельцев. Однако это была лишь малая часть населения города. В начале XX века в Ярославле было около 7 тысяч жилых домов, но даже к 1910 году водопровод обслуживал менее 20 процентов из них.

Водопровод ярославский – фильтры американские

Качество водопроводной воды на первых порах оставляло желать лучшего. По сути, наш водопровод был обыкновенной водокачкой, подавая в город речную, практически неочищенную воду. Порой горожане жаловались, что на водоразборных колодцах вместо воды идет лишь грязно­бурая жидкость, которой люди вынуждены удовлетворять и хозяйственные нужды, и жажду. Руководству водопровода оставалось только разводить руками. Проблемы объяснялись естественными причинами: во время ненастья вся городская грязь с дождями стекала в Волгу, отнюдь не способствуя чистоте забираемой водопроводом воды.

Вопрос об искусственной фильтрации воды обсуждался еще в первых проектах ярославского водопровода. На этом настаивал и Карл Дилль. Однако по финансовым соображениям управа на время отказалась от этой идеи. В XX веке потребность в фильтровальной станции ощущалась еще острее. Ярославские газеты писали: «Улучшение фильтра является самой насущной потребностью города. Достаточно вспомнить, какую воду пьют жители Ярославля во время половодья, сколько нечистот с фабрик, заводов и барж выбрасывается в Волгу!».

Несколько лет специальная водопроводная комиссия изучала преимущества существующих на Западе фильтровальных систем. Наконец, решено было заказать для ярославского водопровода американские фильтры системы «Джуэль». В мае 1915 года они были пущены в эксплуатацию. Эту дату можно считать рождением Центральной водопроводной станции нынешнего водоканала. Производительность станции была 300 тысяч ведер в сутки. В качестве коагулянта в фильтрах использовался дорогой материал – сернокислый глинозем, поставляемый из Англии. С первых же месяцев работы стала ощущаться его нехватка и дороговизна. Поэтому скорость фильтрации вскоре была уменьшена, а зимой фильтры и вовсе не работали.

Осторожно, трамвай!

С устройством в Ярославле водопровода изменилась и система противопожарных мероприятий в городе. Через каждые 100 метров на водопроводной сети были установлены пожарные краны. Такие же краны в обязательном порядке устанавливались на «частных» ответвлениях cети. Водопровод настолько облегчил жизнь пожарным, что в начале XX века власти сократили число лошадей на пожарном дворе, а использовавшиеся ранее паровые пожарные трубы были предназначены к продаже.

Существовали, конечно, определенные технические трудности. На третьи этажи зданий вода поднималась с трудом, а в сильные морозы водопровод вообще прекращал работу. Для городской казны водопровод часто оказывался убыточным предприятием. На каждой тысяче ведер город терял 26 копеек при средней мощности 8 тысяч ведер в час. Однако медленно, но верно ярославский водопровод двигался по пути модернизации. В начале XX века здесь были установлены новые паровые машины, а в 10х годах – 2 котла системы Шухова и 2 мощных насоса завода «Густав Лист».

В те годы многое было в новинку. В 1900 году в Ярославле был пущен трамвай, появилось электричество. Нововведения порой встречали настороженно. В 1902 году ярославское отделение Императорского русского технического общества обсуждало разрушительное действие блуждающих токов от электрического трамвая на водопроводные трубы. «Нельзя, ничего не предпринимая, дожидаться полного разрушения труб и остановки деятельности водопровода!» – волновались ярославские инженеры.

В эпицентре боевых действий

Серьезным ударом для системы городского водоснабжения стали трагические события июля 1918 года, когда сооружения водопровода фактически оказались в эпицентре боевых действий. Cгорели здание водокачки и половина водоразборных будок. Несколько недель Ярославль рисковал остаться без воды в случае сбоя в работе единственного насоса. Несмотря на предпринятые ремонтные работы, о полном восстановлении водопровода говорить не приходилось. Не хватало персонала, средств, технологических материалов… С 1918 по 1922 год очистные сооружения водопровода вообще не эксплуатировались, и вода, как в старину, подавалась непосредственно из Волги.

Современная система водоснабжения Ярославля была в основном сформирована уже во второй половине XX века, когда были выполнены работы по строительству Северной и Южной водопроводной станций. Технологии и мощности за это время шагнули далеко вперед. Если в 1883 году ярославский водопровод мог дать горожанам не более 500 кубометров в сутки, то спустя столетие суточная мощность водоочистных сооружений возросла до 325 тысяч кубометров!

Вода давно пришла в каждый ярославский дом, и все же не стоит относиться к ней с пренебрежением. По оценкам экспертов, именно вода питьевого качества в ближайшем будущем станет самым дефицитным ресурсом, оставив позади нефть и газ. Какую воду будут пить наши дети? Ответ на этот вопрос во многом зависит от нас самих.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе