От Вальпургиевой ночи до «Мистерии-Буфф». Как москвичи праздновали 1 Мая?

Как языческий шабаш, занесенный в Россию немцами, стал праздником пролетарского труда, как Николай Чудотворец вмешался в процессию и сколько человек участвовало в первом субботнике.

ДО РЕВОЛЮЦИИ: ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

Традицию празднования Первомая в Россию занесли не вольнодумцы и революционеры. В конце XVII века в Москве обитало много выходцев из Германии. Оторванные от родины, они старались сохранить свои традиции. Ночь, выпадающую на 1 мая, немцы называют Вальпургиевой и считают, что в это время пробуждается нечистая сила, а ведьмы собираются на шабаш.

При Петре I московские иноземцы стали устраивать гулянья и пиры в Сокольниках, отдавая дань языческим представлениям своих народов. Для закусок и напитков сколачивали грубые деревянные столы, поэтому уже в начале XVIII века праздник стали называть «Немецкими столами». Постепенно на торжество стали заглядывать и русские.

В XIX веке вся Москва стремилась на обрусевший, пока еще лишенный политической окраски Первомай. «Не побывать первого мая в Сокольниках, а особливо в такую прекрасную погоду, не полюбоваться этим первым весенним праздником – да это бы значило лишить себя одного из величайших наслаждений в жизни!», – утверждал Михаил Загоскин. Многие на гуляньях перебирали лишнего и отсыпались в кустах. Чехов в одном из ранних рассказов рисует типичную для гуляний картину. Жена тщетно пытается доставить домой подвыпившего супруга: «День 1 мая клонился к вечеру. Шёпот сокольницких сосен и пение птиц заглушены шумом экипажей, говором и музыкой. Гулянье в разгаре. За одним из чайных столов сидит парочка: мужчина в лоснящемся цилиндре и дама в голубой шляпке. Пред ними на столе кипящий самовар, пустая водочная бутылка, чашки, рюмки, порезанная колбаса, апельсинные корки и проч. Мужчина пьян жестоко...» Лишь в XX веке Первомай приобрел новое значение.

Николай Чехов. Гуляние в Сокольниках.

1917: РУССКАЯ «МАРСЕЛЬЕЗА»


Впервые 1 мая в традиционном смысле открыто отмечали в 1917 году. Царя скинули, но до объявления России республикой оставалось несколько месяцев. Праздник пока не воспринимался как пролетарский, а был общенациональным, о чем вспоминает лидер Временного правительства Александр Керенский: «На улицы вышли тысячи рабочих, солдат, служащих, людей самых различных профессий, несших над головами флаги и поющих под звуки оркестров русскую «Марсельезу». В Москве в этот день несли плакаты «Да здравствует народная армия», «Демократическая республика», «Земля и воля».

1918: СУПРЕМАТИЗМ И «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»

В 1918 году мы находим в праздничном оформлении Москвы знакомые советские черты, но художественные приемы еще не успели приесться. Город встречал Первомай в столичном статусе – больше двух столетий Москве приходилось довольствоваться положением второго города в государстве. В украшении улиц и зданий участвовали братья Веснины. По их эскизам Кутафью башню и стены Кремля затянули красной материей. Лобное место накрыли черной тканью, а сверху развевался красный флаг.

Авангардное оформление вызывало у горожан самую разную реакцию, о чем писал Илья Эренбург: «Москва была украшена футуристическими и супрематическими полотнами. На фасадах облупленных домов, ампирных особняков с колоннами обезумевшие квадраты воевали с ромбами: пестрели лица с треугольниками вместо глаз... Первое мая совпало в тот год со страстной пятницей. Возле Иверской часовни толпились молящиеся. Мимо них проезжали грузовики, задрапированные беспредметными холстами; актеры на грузовиках изображали различные сцены: «Подвиг Степана Халтурина» или «Парижскую коммуну». Одна старушка, глядя на кубическое полотно с огромным рыбьим, глазом причитала: «Хотят, чтобы мы дьяволу поклонялись...»

В этот день рабочие по инициативе Ленина снесли памятник, поставленный на месте гибели великого князя Сергея Александровича. Советский лидер пребывал в веселом настроении и обратился к коменданту Кремля Малькову: «Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали». На Красной площади и на Ходынке прошли первые советские военные парады. Глава британской миссии Брюс Локхарт нашел их пугающими: «В этих плохо одетых неорганизованных людях … была несомненная живая сила. На меня это произвело сильное впечатление». Праздник подпортило неожиданное происшествие: с Никольской башни Кремля порывом ветра сорвало кусок красного кумача, и глазам тысяч людей открылась спрятанная икона Николая Чудотворца. Красноармейцам пришлось отгонять богомольных горожан, говоривших о свершившемся чуде.


Демонстрация на Тверской улице в Москве 1 мая 1918 г.

1919: СТЕНЬКА РАЗИН И ХОР ПРОЛЕТКУЛЬТА

1 мая 1919 года на Красной площади открыли монументальную деревянную скульптуру Сергея Коненкова «Сенька Разин с ватагой». Для наибольшей правдоподобности скульптор просил прислать ему натурщиков: «Макаров откомандировал в мое распоряжение полное отделение – десять казаков: и молодых, и почти безусых, и бородатых ветеранов. Между нами шел долгий упрямый спор. Молодые говорили: «Зачем Разина – революционного героя – в компании с бабой изображать?» Взору зрителей открылась фигура бунтовщика и прильнувшая к постаменту персидская княжна, выполненная из цемента. Открытие сопровождалось песнями, которые исполнял хор Пролеткульта, стоявший на ступеньках собора Василия Блаженного.

По Красной площади проследовала повозка с водруженной на нее деревянной избушкой. Видимо, инсталляция изображала смычку города с деревней. Ленин произнес в этот день целых три речи, все они были краткими и красноречивыми: «Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры. Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, – нам нужна свобода действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники. Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма».

Вечером в Колонном зале Дома Союзов давали праздничный концерт. Зрители слушали «Интернационал», увертюру «Робеспьер» Анри Литольфа и увертюру к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини.


Скульптор Коненков у созданного им памятника Степану Разину

1920: ЛЕНИН И БРЕВНО


Фотография Ленина с бревном на кремлевском субботнике 1 мая 1920 года

В 1920 году Первомай для Москвы превратился в настоящий праздник труда – в России проводился первый коммунистический субботник. В этот день в городе ворочали мускулами около 500 тысяч человек. Ленин таскал по Красной площади знаменитое бревно, ставшее полноценным фольклорным элементом.

1 мая в Москве заложили сразу два памятника – Карлу Марксу на Театральной площади и монумент «Освобожденный труд» недалеко от храма Христа Спасителя. Все московские кинотеатры в этот день работали бесплатно. Режиссер Лев Кулешов запечатлел Первомай в документальной хронике. Сохранился сценарный план фильма с оригинальными пометками: «Бодрые, с музыкой пошли работать на вокзалы стройные ряды организаций и советских работников всей Москвы… На улицах не было праздношатающихся. В Кремле кипела работа. Дети из колоний и школ дружно и весело работали на древонасаждениях, а потом чинно шли в театры и резвились на площадях. Артисты театра и цирка работали на улицах».

1921: «МИСТЕРИЯ-БУФФ» И АГИТТРАМВАИ


Декоративная установка – диаграмма на тему роста добычи топлива

1 мая 1921 года советская власть преподнесла жителям Москвы сюрприз, открыв пассажирскую воздушную линию до Орла и Харькова. Маршрут обслуживался довольно изношенными самолетами «Илья Муромец», рейсы отправлялись с Ходынского поля.

Кремлевскую стену венчала надпись: «Три праздника 1 Мая мы бились с капиталистическими полчищами. В четвертую первомайскую годовщину мы широким развернутым фронтом ведем бой с разрухой!» Театральную площадь, ставшую в 1919 году площадью Свердлова, украсили исполинскими плакатами и диаграммами, повествующими об успехах советской промышленности. В разных районах Москвы прохожие останавливались послушать «устную газету» и любовались агитационными трамваями.

В этот же день Всеволод Мейерхольд представил на суд зрителей переработанную версию «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского. В 1921 году Первомай совпал с праздником Пасхи, и недавно избранный патриарх Тихон провел службу в храме Христа Спасителя.

ТЕКСТ: Павел Гнилорыбов

Slon.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе