По ту сторону Которосли...

Фрунзенский район – один из самых молодых в городе. Неудивительно, что ярославцы, живущие здесь, частенько употребляют в обиходе старые, «досоветские» названия этих мест. Дядьково, Коровники, Липовая или Тугова гора – за каждым из этих топонимов скрываются легенды и были.

Коровницкая слобода
Если любоваться панорамой Фрунзенского района со Стрелки, первым, что привлечет наше внимание, будет, конечно же, удивительный храмовый ансамбль в Коровниках. Две нарядные церкви напоминают нам о старинной Коровницкой слободе, располагавшейся на правом берегу Которосли напротив Ярославля. Слобода эта появилась еще в XIII веке и название свое, вероятно, получила по занятию жителей – разведению коров. Низкие надпойменные берега здесь вполне могли использоваться под пастбища, однако жила Коровницкая слобода не только молоком да мясом. Местные жители заготавливали коровьи шкуры и являлись поставщиками сырья на ярославские кожевенные предприятия. Кроме того, Коровники были «ловецкой» слободой и имели постоянный «рыбный оброк» в Москву.

В Коровниках занимались
не только разведением скота.

Особенно же процветало здесь кирпичное и гончарное ремесла. Наличие месторождений глины в окрестностях Коровников способствовало развитию особой специализации слободы, и именно здесь мастера-керамисты создавали лучшие в округе изразцы.

Удивительные изразцы
Изразцовые орнаменты стали отличительной чертой ярославского зодчества XVII столетия. Разнообразные по рисунку и размерам плитки формировались из красной глины в специальных деревянных колодках, а затем подвергались обжигу.

Изразцы стали изюминкой
ярославской архитектуры.

В качестве «поливы» ярославские мастера использовали глазурь пяти различных цветов, а мотивы для узоров черпали из народных сказаний и поверий.
Каждый сюжет имел свое значение: грифон олицетворял защиту, единорог – процветание, соловей – молодость, птица Сирин – материнство, а райская птичка – мечту. Изготавливаемые по сложной технологии, требующие от мастера не только умения, но и вдохновения, изразцы становились настоящими шедеврами народного искусства.

Возрождены старообрядцами
Храмовый ансамбль в Коровниках – детище «золотого века» ярославской архитектуры. Церковь Иоанна Златоуста была возведена в 1649 – 1654 годах на пожертвования богатых посадских людей Неждановских. Орнаменты из тесаного кирпича, висячие «гирьки», многоцветные изразцовые фризы сделали этот храм одним из самых нарядных в Ярославле. Особенно хорош изразцовый наличник центрального окна алтаря, составленный из множества безукоризненно подобранных фигурных плиток. Рядом c храмом Иоанна Златоуста выросла теплая церковь Владимирской Богоматери, а в конце XVII столетия появилась и высокая колокольня, прозванная в народе «ярославской свечой».

В 1990-х годах коровницкие церкви
находились в руках старообрядцев.

На долгие столетия храмовый ансамбль в Коровниках стал гордостью Ярославля, удивляя путешествующих по Волге гостей. Однако в советские годы с древними церквями поступили бесцеремонно, устроив в них склад и машинно-тракторную станцию. Здания, лишенные должного ухода, постепенно ветшали, пока в 1992 году храмовый ансамбль в Коровниках не был передан Ярославско-Костромской епархии Русской православной старообрядческой церкви. Силами старообрядческой общины началось возрождение коровницких храмов, и за два десятка лет сделано немало. В наши дни на службе в храме бывает до ста человек, а по праздникам – и того больше.

Битва на холме
По соседству с Коровниками есть еще один район, на протяжении столетий сохраняющий свое оригинальное название. Речь, конечно, о Туговой горе, история которой началась еще в XIII веке. В 1237 году монгольский хан Батый, начав поход на русские земли, разорил десятки городов и сел. Первый ярославский князь Всеволод Константинович погиб в битве с монголо-татарами на реке Сить, а его сыновьям Василию и Константину пришлось управлять княжеством под контролем Золотой Орды.

На Туговой горе ярославцы
тужили о павших воинах.

Спустя два десятка лет ярославцы одними из первых решили поднять восстание против захватчиков. Решающая битва состоялась 3 июля 1257 года на холме за рекой Которослью. Предание сообщает нам, что как мужественно ни бились ярославцы, сила взяла верх. Князь Константин был убит, и поле сражения покрылось трупами павших в бою горожан. От старославянского слова «туга» – то есть «скорбь», «печаль» – гору, на которой произошло сражение, назвали Туговой.

Всесильная Параскева Пятница
Ярославские князья Василий и Константин были впоследствии причислены к лику святых. Их мощи на протяжении столетий пребывали в Успенском соборе, а в 2010 году вернулись в возрожденный на Стрелке храм. Место гибели храброго князя Константина также отмечено верующими – на Туговой горе была выстроена деревянная часовня, а затем церковь во имя Параскевы Пятницы. Интересно, что в Ярославле существовало целых три храма, посвященных этой святой. Великомученица Параскева, чье имя переводится с греческого как «пятница», считалась на Руси помощницей в разнообразных хозяйственных делах и защитницей семейного благополучия. Ей молились при выборе жениха и в родах, приступая к рукоделию и собирая урожай. Естественно, что в народе эта святая была очень популярна.

Одна из трех ярославских церквей,
посвященных Параскеве Пятнице.

Несмотря на то что Тугова гора и ее окрестности вошли в состав Ярославля лишь в XX веке, местная церковь всегда была в почете у ярославцев.
В 1691 году деревянную церковь сменил каменный Пятницкий храм с приделом Благовещения Богоматери.
Под сенью Пятницкого храма на Туговой горе сохранился и один из древнейших некрополей Ярославля. Еще в XVIII веке, в эпоху регулярной перепланировки Ярославля, существовавшее с давних времен Туговское кладбище стало одним из трех, «разрешенных властями в городе».

Говорящие названия
Пожалуй, ни один уголок Ярославля не сохранил столько говорящих названий, как старая часть Фрунзенского района. Проезжая по Мельничной или по Заовинной улице, по Базарной или по Большой Луговой, нетрудно догадаться, чем занимались раньше местные жители и как выглядела эта местность прежде. Особенно часто здесь встречаются названия, связанные с конным транспортом – Гужевая улица, Ямская улица и четыре Ямских проезда. Это неудивительно, ведь в старину, со времен Ивана Грозного, здесь располагалась Ямская слобода.

У Московского тракта
в старину была Ямская слобода.

Продолжение следует…

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе