Прорыв блокады

В те зимние дни 1943 года вся советская страна буквально вслушивалась в канонаду, звучавшую в приволжских степях под Сталинградом. Враг, ранее не раз бравший войска Красной армии в клещи, сам попал в «котёл». И в эти же дни его стратегические расчёты были разрушены ещё раз, теперь уже на северо-западе: 18 января 1943 г., ровно 70 лет назад, была прорвана блокада Ленинграда…

Почти 500 суток ждал город этого дня. 8 сентября 1941 г. войска вермахта, захватив Шлиссельбург, стоящий у истока Невы, вышли к Ладожскому озеру и блокировали Ленинград с суши. А через несколько дней гитлеровская ставка отдала директиву, прямо отвечавшую на вопрос, какая участь уготована городу: «Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. После разгрома Советской России существование этого огромного города не будет иметь никакого смысла… Предлагается плотно блокировать город и сравнять его с землей с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

Отрезанные от «большой земли» войска и население перенесли многомесячную борьбу за жизнь. За время блокады враг обрушил на Ленинград 150 тыс. снарядов и 105 тыс. авиабомб. Было разрушено свыше 10 тыс. зданий, более 17 тыс. ленинградцев погибли, а 500 тыс. лишились крова.

Но самую страшную жатву смерти снимал голод. Он начался почти с первых же недель блокады. Хлебный паек рабочих сократился до 250 граммов. Служащие (15% блокадников), дети (20%) и иждивенцы (31%) получали по 125 граммов хлеба. В нем было мало муки и много примесей (жмых, отруби, обойная пыль, пищевая целлюлоза). Карточные нормы белка снизились до 40–10 г/сут. вместо 100–160 г/сут., необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Продукты, содержавшие животный белок, практически не выдавались.

Голодание привело к массовой алиментарной дистрофии (истощению от голода). Эта неизвестная ранее форма патологии была зарегистрирована у 88,6% населения. Истощение вызвало массовую смертность среди блокадников. По неполным данным, жертвами голода стали свыше 1 млн. 413 тыс. человек, то есть два ленинградца из трех.

Но жесточайшие испытания не сломили их волю. Они верили в победу, они продолжали укреплять оборону, воевать с пожарами, голодом, болезнями, спекуляциями, мародерством. И – трудились, выпуская в условиях острейшего дефицита материалов, энергии, рабочих рук необходимую фронту продукцию.

…Прервем рассказ, чтобы вспомнить всё, сочинённое ниспровергателями истории, об этой трагической странице войны. И что Сталин руками голода пытался отомстить колыбели революции за непокорность (известно, что последнюю по времени попытку организации демонстрации лидеры антисталинской оппозиции предприняли именно на улицах Ленинграда 7 ноября 1927 г.). И что город куда гуманнее было сдать немцам: мол, за «груду камней» напрасно отдали сотни тысяч жизней. И что кремлевское руководство бросило ленинградцев на произвол судьбы...

Первая из инвектив настолько абсурдна, что оставим ее без комментария. Что касается ответа на лицемерно-жалостливый вопрос, не гуманнее ли было сдать город без сопротивления, вернем «гуманистов» к процитированной выше гитлеровской директиве: «Если… последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены… Мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Кому этого мало, приведем еще запись из дневника начальника штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта генерал-полковника Ф. Гальдера: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае потом мы будем вынуждены кормить в течение зимы». То есть уничтожение города со всем его населением нацистами было запрограммировано. А чтобы ленинградцы поняли это, никакой большевистской пропаганды не требовалось: захватчики показали всё своими действиями – бомбежками, артобстрелами, блокадной удавкой.

И что ленинградцы были брошены один на один с врагом – совершеннейшая чепуха. Им, как могла, помогала вся страна. По указанию ГКО была создана Дорога жизни – военно-транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943 г. осажденный город с Большой землёй. В навигацию перевозки по ней производили Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство, в период ледостава – автомобильный и конный транспорт. За весь период действия по Дороге жизни перевезли свыше 1,6 млн. тонн грузов, эвакуировали около 1,4 млн. человек.

А разве можно сбросить со счетов то, что в 1941–1942 гг. наши войска предприняли четыре попытки прорвать блокаду?

Сила духа населения и войск восхищает. Город, оказывается, не только держал оборону. Принявший на себя в июне 1942 г. командование войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант артиллерии Л.А. Говоров (будущий Маршал Советского Союза) избрал линию на активную оборону. Вот лишь один пример: чтобы нейтрализовать систематические обстрелы города, командующий поддержал идею активной контрбатарейной борьбы, выдвинутую генералом Г.Ф. Одинцовым, его заместителем по артиллерии. Для ведения такой борьбы из разрозненных полков и групп специально создали артиллерийский корпус. Командующий лично рассматривал и утверждал планы действий по разгрому вражеских батарей. Вначале аэрофоторазведкой и всеми видами войсковой разведки уточнялось их месторасположение, а затем открывался прицельный уничтожающий огонь.

Постепенно огневое и тактическое превосходство перешло на сторону Ленинградского фронта. Но одна оборона, как бы мастерски она ни была выстроена, не способна обеспечить победу. И Говоров пришел к, казалось бы, немыслимому для блокированного города решению: создать из сил, замкнутых вражеским кольцом, ударную (!) группировку для проведения крупной операции. «Идея удара из осажденного города, – вспоминал впоследствии маршал, – рождала могучий наступательный порыв, давала в руки советских войск мощный фактор – оперативную внезапность».

Этот план командующий методично и настойчиво проводил в жизнь. В течение лета и осени 1942 г. удалось, не нарушая устойчивости обороны, вывести из первого эшелона семь стрелковых дивизий. Забегая вперед, скажем, что созданная из них ударная группировка сыграла ключевую роль при осуществлении операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

Замысел операции состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского (генерал Л.А. Говоров) и Волховского (генерал К.А. Мерецков) – разгромить немецкую группировку севернее поселка Синявино, прорвать блокаду и восстановить железнодорожную связь города со страной вдоль южного берега Ладожского озера.

Шлиссельбургско-синявинский выступ имел ширину 12–17 км и глубину около 15 км. С запада этот укрепленный район прикрывала Нева шириной 400–600 метров с обрывистым левым берегом высотой 12–14 метров. Немцы в течение 16 месяцев укрепляли оборону. Скаты берега поливали водой, чтобы они обледенели, а подступы к нему прикрыли многослойной системой огня и проволочными заграждениями. Созданная на территории шлиссельбургско-синявинского выступа группировка насчитывала 10–12 тыс. человек, почти 700 орудий и минометов, около 50 танков и штурмовых орудий. Такую силу своротить было непросто. Но – надо было.

Операция «Искра» началась утром 12 января 1943 г. после мощной артиллерийской подготовки, к которой было привлечено более 4,5 тыс. орудий и минометов. Вслед за ударами артиллерии на невский лед стремительно скатились штурмовые отряды, группы разграждения и команды саперов 67-й армии. В считанные минуты они форсировали Неву и, используя металлические «кошки», лестницы, багры, поднялись на обрывистый берег. Через реку переправился танковый батальон 286-й стрелковой дивизии, который во взаимодействии с саперами и пехотой ворвался во 2-й Городок. Ожесточенные бои развернулись и в полосе Волховского фронта, наступавшего навстречу Ленинградскому фронту.

В отчете 18-й немецкой армии, в котором подводились итоги первого дня операции, отмечалось: «Несмотря на храброе сопротивление наших войск и несмотря на контратаки, противник уже в первый день битвы смог добиться глубоких прорывов. Наши войска были так истощены, что они едва замедлили дальнейшее наступление противника».

…Семь суток с неослабевающим упорством наступали советские войска. С утра 18 января одновременно с востока и запада части 67-й армии Ленинградского и 2-й ударной армии Волховского фронтов начали штурм Рабочих поселков № 1 и 5. В 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 произошла встреча наступавших. К 14 часам был освобожден город Шлиссельбург, а к концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от вражеских войск полностью. Возник коридор шириной 8–11 км, по которому Ленинград получил сухопутную связь с остальной частью страны.

В этот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Железнодорожная ветка от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга протяженностью 33 км была построена всего за 19 суток. 7 февраля в Ленинград с Большой земли прибыл первый поезд, и насколько более весомым сразу стал продуктовый паёк...

Те события 70-летней давности могут многому научить нас. И в первую очередь - моральной стойкости перед лицом стремящихся под предлогом «нового» прочтения истории перечеркнуть жизнь и дела наших отцов и дедов, сломавших хребет немецкому фашизму, переиграть войну заново, перекрыть канал духовной связи ныне живущих с героическим фронтовым поколением, поколением блокадников. Не дать порвать эту связь – значит сохранить преемственность судьбы нашего народа.

Юрий РУБЦОВ

Фонд Стратегической Культуры

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе