Тайная война Британии против России в 1904-1905 гг.

Действия Англии и США стали одним из главных факторов того, почему Россия потерпела формальное поражение в войне с Японией в 1904-1905 гг. Военного поражения не было, Россия могла продолжать войну и одержать победу на сухопутном театре военных действий. Однако русское правительство поддалось на давление «миротворцев», и согласилось на мирные переговоры.

Союз Англии и Японии

Англия была в русско-японской войне формально нейтральна, но сделала буквально всё, чтобы Япония победила. 17 (30 января) 1902 года был подписан англо-японский договор, имевший антирусскую направленность. Договор давал Токио возможность начать войну с Российской империей при уверенности в том, что ни одна держава (к примеру, Франция, с которой Россия с 1891 года состояла в союзе) не окажет России вооружённой поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Британской империей. Лондон обезопасил тыл Японии, она могла сосредоточить все силы для борьбы с Россией. Тыловую поддержку Японии обеспечивала мощная английская эскадра, дислоцированная в Вэйхайвэе. С 1900 года в её состав входило не менее 5 новейших броненосцев, а также крейсеры, миноносцы и другие суда. Интересен тот факт, что почти сразу после Цусимского поражения русского флота все пять британских броненосцев ушли с Дальнего Востока в метрополию. Эти корабли нужны были для сдерживания России.

Ещё до союза 1880-х годов британцы стали помогать строить японский флот. Япония должна была стать «тараном» Англии против Китая и России. В 1895 году японские правительство приняло первую обширную программу усиления своего военно-морского флота. Японцы собирались начать постройку боевых кораблей всех классов, в первую очередь основных кораблей тогдашнего флота — эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров и эскадренных миноносцев, предназначенных для активных наступательных действий. Однако японская промышленность, и особенно судостроение, была ещё недостаточно развита, чтобы самостоятельно реализовать эту программу. Поэтому заказы на постройку кораблей разместили за границей. Англия стала главным помощником в создании ядра флота. За границей построили 4 эскадренных броненосца — все в Англии, 6 броненосных крейсеров 1-го ранга — в Англии и Франции, 5 крейсеров 2-го ранга — в Англии и США, 11 эсминцев — в Англии.


Крейсер "Касуга"

В 1896 году японские правительство, считая кораблестроительную программу 1895 года недостаточной, приняла дополнительную программу, рассчитанную на 10 лет. Она предусматривала главным образом строительство крейсеров и большого количества эскадренных миноносцев. Кроме того, запланировали сооружение и оборудование военно-морских баз и портов, которые должны были обеспечить боевую деятельность японского военно-морского флота в Желтом и Японском морях.

В июне 1903 года на специальном заседании японского парламента была утверждена третья кораблестроительная программа. 2 февраля 1904 года японские правительство заключило в Лондоне контракты с фирмами Виккерса и Армстронга на поставку двух эскадренных броненосцев «Касима» и «Катори» водоизмещением 16400 тонн каждый. За основу проекта были взяты английские броненосцы типа «Кинг Эдуард VII». Вооружение броненосцев было следующим: четыре 305-мм пушки, четыре — 254-мм, двенадцать пушек — 152-мм, ещё двенадцать — 80-мм. Эскадренные броненосцы заложили уже в феврале-апреле 1904 года, а в мае 1906 года они вступили в строй. Мощнейшие корабли были построены в очень короткие сроки.


Крейсеры

В предвоенный период Англия оказала Японии всестороннюю материально-техническую и военную помощь. Беспрецедентным в истории военного морского права стал провод английскими моряками под конвоем корабля королевского флота двух броненосных крейсеров из Италии в Японскую империю. В 1902 году итальянская фирма «Ансальдо» получила от Аргентины заказ на строительство двух броненосных крейсеров типа «Джузеппе Гарибальди». Головной крейсер типа «Джузеппе Гарибальди» был заложен 1894 году на верфи фирмы «Ансальдо» в Генуе для Аргентины. Для этой страны было построено 4 корабля. Один купила Испания, три вошли в состав итальянского флота. Первоначально аргентинские крейсера назывались «Митре» и «Рока», затем «Бернардино Ривадавия» и «Маонано Морено». Крейсеры имели водоизмещение в 7 628 т, максимальную скорость — 20 узлов и были хорошо вооружены. Они имели неплохие боевые качества при умеренной стоимости (порядка 700 тыс. фунтов) и быстрых темпах строительства, что делало их привлекательными для экспортных продаж, особенно если заказчик стоял на пороге войны.

За время постройки броненосных крейсеров произошли важные политические изменения: пограничный спор между Аргентиной и Чили разрешился мирным путем. Обе латиноамериканские страны обязались в 1902 году установить равновесие военно-морских сил. Ранее заказанные корабли подлежали перепродаже. Аргентина отказывалась от крейсеров, а Чили от двух заказанных в Англии эскадренных броненосцев типа «Суифтшюр» (они были сравнительно слабо вооружены, поэтому были приняты на вооружение английского флота как броненосцы II ранга).

К этому времени аргентинские корабли уже находились в высокой степени готовности, а в начале 1903 года были спущены на воду и чилийские броненосцы. Представители Чили и Аргентины, действуя через посредников, срочно стали искать покупателей. С учётом того, что русско-японские отношения к этому времени мало у кого вызывали сомнения о неизбежности скорой войны, Россия и Япония казались идеальными кандидатами на покупку боевых кораблей. Обе державы, особенно Япония, ускоренными темпами наращивали военно-морскую мощь. 28 ноября 1902 года вице-адмирал итальянского флота Кандиани направил личное письмо своему старому знакомому по службе в Средиземном море вице-адмиралу Николаю Скрыдлову (он с начала 1903 года возглавит Черноморский флот) с предложением фирмы «Орландо» продать заложенный для Аргентины броненосец водоизмещением в 12600 тонн. Скрыдлов доложил об этом начальнику Главного морского штаба вице-адмиралу Фёдору Авелану. Тот сообщил мнение управляющего морским министерством адмирала Павла Тыртова о том, что есть указание императора Николая II — строить корабли только на русских верфях.


Крейсер "Дмитрий Донской"

В январе 1903 года Россия отказалась от приобретения уже спущенных на воду в Англии броненосцев. Они были предложены Петербургу чилийским правительством через торговый дом Ротшильдов. Чтобы в России не успели передумать, англичане приобрели корабли для собственного флота. В апреле 1903 года министр иностранных дел Владимир Ламсдорф направил управляющему Морским министерством Авелану донесение посольства в Риме: представители фирмы «Ансальдо» конфиденциально предложили русскому послу купить два чилийских броненосца. В начале августа фирма «Ансальдо» передала в Главный морской штаб предложение купить два броненосных крейсера. Однако начальник Главного морского штаба Зиновий Рожественский решил действовать на основании ранее принятых решений и сообщил, что Россия не намерена приобретать корабли. Рожественский был уверен, что достаточно обеспечить равенство сил русского флота с японским, полагая, что превосходство ни к чему и что достаточно плановых мероприятий (чрезвычайные меры не нужны). Русская кораблестроительная программа шла обычным порядком, войны в России особо не опасались. На Дальний Восток отправили только два очередных броненосца и два крейсера, из которых, несмотря на спешку, к началу войны в Порт-Артур успели прийти только эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян».

В ноябре Япония мобилизовала свой флот. В декабре 1903 года Главный морской штаб снова отклонил предложение уже аргентинского консула продать строившиеся в Италии крейсеры с полным боевым запасом. В результате практически уже готовые броненосные крейсера были куплены японцами. Япония не упустила своего шанса, в отличие от русского военно-морского ведомства. Оба корабля — в Японии их назвали «Касуга» и «Нисин» (броненосные крейсеры типа «Касуга») — стали наиболее современными броненосными крейсерами японского флота к началу Русско-японской войны и приняли в ней активное участие.

Что интересно, Россия могла перехватить новые японские крейсеры, но и здесь упустила свой шанс. К этому моменту на пути на Дальний Восток находился отряд русских кораблей под руководством контр-адмирала Андрея Вирениуса. В состав отряда входили: эскадренный броненосец «Ослябя», крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской» и «Аврора», крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Буйный», «Блестящий», «Быстрый», «Безупречный», «Бедовый», «Бодрый» и «Бравый», миноносцев №212, №213, №221, №222, три парохода Добровольного флота: «Орёл», «Саратов» и «Смоленск». Отряд отправился из Кронштадта на Дальний Восток. Броненосец «Ослябя» вышел из Кронштадта ещё вместе с крейсером «Баян». Крейсер благополучно добрался до Порт-Артура, а эскадренный броненосец из-за повреждений днища, полученных в Гибралтарском проливе, задержался и ремонтировался в Италии. В пути ряд кораблей не раз меняли направления, их гоняли по Средиземному морю. Только в конце декабря 1903 года отряд прибыл в Порт-Саид.

А между тем новые японские крейсера утром 27 января 1904 года покинули Геную и двинулись в Порт-Саид. Спешка была такая, что на «Ниссине» не завершили работы и не погрузили всё оборудование. Броненосные крейсеры шли под торговым флагом Англии, ими командовали английские офицеры резерва флота Пейнтер и Ли. Экипажи были в основном составлены из английских моряков и итальянских механиков, всего около 240 человек. Вирениус имел возможность перехватить японские крейсеры, которые не были боеспособны. Война как раз началась 27 января. Оба крейсера могли стать призом одной «Авроры» или «Дмитрия Донского». Россия имела возможность усилиться двумя крейсерами и ослабить военную мощь Японии. Конвоировавший японские крейсера английский броненосный крейсер «Кинг Альфред» (крейсер типа «Дрейк») был существенно слабее «Осляби». Английский крейсер водоизмещением 14 376 т, был вооружен 2 — 234-мм, 16 — 152-мм и 14 х 76-мм орудиями. А «Ослябя» имел на вооружении 4 — 254-мм, 11 — 152-мм, 20 х 75-мм орудий. Самое главное, Лондон ни под каким видом не собирался открыто воевать против России, а особенно за Японию, из-за каких-то крейсеров. Британские политики любили загребать жар чужими руками, а не вступать в открытый бой, который мог привести к плачевным результатам. Шансы на перехват японских крейсеров были, но их не использовали.

31 января 1904 года отряд Вирениуса наконец-то добрался до Джибути, где получил приказ из Петербурга возвращаться назад. Командующий Тихоокеанской эскадрой Степан Макаров решительно протестовал против этого решения, понимая, что Россия упускает отличную возможность усилить русский флот на Дальнем Востоке, но его мнение в расчёт не приняли. Задержка отряда и последующее возвращение на Балтийское море имели довольно серьёзные последствия для хода войны. Во-первых, была упущена возможность провести корабли во Владивосток. Японский флот весной 1904 года не мог уйти из Желтого моря и искать отряд Вирениуса по проливам — Сангарскому, Лаперуза, Татарскому и другим. К тому же по пути отряд мог вести крейсерскую войну, нарушая судоходство у Японских островов. Во-вторых, Тихоокеанская эскадра не получила необходимого ей усиления, и была упущена возможность начать крейсерскую войну. Япония — островная держава, и уже в то время она зависела от поставок ресурсов. Русские крейсеры могли нанести очень серьёзный удар по японской экономике.

В 1902 году из собственного сырья японцы выплавляли 240 тыс. тонн чугуна и добывали всего 10 млн. литров нефти. А потребность империи в этом же году составила 1850 тыс. тонн чугуна и 236 млн. литров нефти. Стоимость импорта черных металлов и металлоизделий в 1901 году составила 24,4 млн. иен, нефти и нефтепродуктов — 15 млн. иен, машин и оборудования для промышленности — 16,6 млн. иен, шерсти и шерстяных изделий — 12 млн. иен. Эти четыре группы товаров составляли более 54% всей стоимости японского импорта в 1901 году. Во время войны Япония получила почти всё тяжелые орудия из-за границы. В 1904-1905 гг. в Японию ввезли огромное количество различного вооружения, в том числе военно-морского, включая торпеды и даже подводные лодки. Крейсерская война могла серьёзно подорвать боеспособность Японии и даже вынудить её искать мира.


Упущенные возможности

Уязвимость Японии со стороны моря — огромная береговая линия, зависимость от подвоза ресурсов — была хорошо известна русским политикам и военным задолго до 1904 года. Нарушив морские коммуникации Японии и нанося удары по её побережью (большинство городов могло быть подвергнуто обстрелу корабельных орудий), можно было довольно быстро принудить японцев к миру. Необходимо также учесть развитость рыболовной отрасли в Японию, которую также можно было нарушить крейсерской войной. В 1943-1945 гг. именно так будут действовать американские военные. Американские надводные корабли, субмарины и самолеты будут действовать по принципу «Топи их всех». Американцы топили все суда, идущие в Японию или из неё, невзирая на национальность.

Самое интересное, что Россия после поражения в Восточной войне интенсивно готовилась к крейсерской войне. Правда, готовилась наносить удары не по японским морским коммуникациям, а по английским. Англия также зависела от морских поставок, и её колониальная империя держалась на превосходстве в Мировом океане. Причём Англия была многократно более сильным противником, чем Япония. На русских верфях строили специальные броненосные крейсера, которые должны были громить морские коммуникации противника. На государственные средства и добровольные пожертвования в 1878 году создали так называемый Добровольческий флот. Первоначально у известной немецкой судоходной компании Гамбургско-американского акционерного общества приобрели три океанских грузопассажирских парохода: «Гользация», «Тюрингия» и «Гаммония». После прибытия в Кронштадт эти суда зачислили в список судов военного флота как крейсеры «Россия», «Москва» и «Петербург». Кроме того, был приобретён пароход «Саксония», ставший «Нижним Новгородом» в честь Нижегородской губернии, которая была на третьем месте по сбору средств после Петербурга и Москвы. Несколько ранее у фирмы Friedrich Krupp для этих кораблей была закуплена артиллерия — три 210-мм, шесть 170-мм и десять 150-мм орудий. Крейсеры Добровольческого флота были включены в состав Тихоокеанской эскадры.

В мирное время корабли Добровольческого флота перевозили гражданские и военные грузы, пассажиров, а в военное должны были использоваться для переброски войск, военных материалов, а также как вспомогательные крейсеры (рейдеры) на вражеских коммуникациях. К концу 1903 года Добровольческий флот обладал довольно внушительной силой: 74 парохода водоизмещением от 900 до 15 тыс. тонн. Россия вполне могла переоборудовать часть пароходов Добровольческого флота в суда снабжения, угольщики. Имелась возможность зафрахтовать угольщики других стран, например, германские, создать тайные склады снабжения на многочисленных островах Тихого океана, которые в то время были по большей части безлюдными или малолюдными. Создать базы снабжения на Сахалине и Камчатке. К тому с учётом того, что Китай к 1904 году был полуколонией и сильно децентрализован, было очевидно, что местные китайские власти за хорошие деньги всегда будут рады снабдить русские корабли провиантом, водой и углем.


"Ослябя"

Кроме того, Россия имела достаточное число старых броненосцев и крейсеров, которые не могли вести бой в линейном сражении с современными японскими эскадренными броненосцами, но вполне годились для крейсерской войны. Это были броненосцы типа «Император Александр II» — «Император Александр II» и «Император Николай I». «Александр II» прибыл в Кронштадт после длительного Средиземноморского похода и к началу войны с Японией на нем шел ремонт. В декабре 1903 года заменили котлы, заменили большую часть артиллерии. Корабль был вполне боеспособен, мог вести крейсерские операции. «Император Николай I» был включен в Отдельный отряд кораблей под командованием контр-адмирала Николая Небогатова и во время Цусимского сражения капитулировал. Оба броненосца не могли вести бой с современными японскими эскадренными броненосцами, но могли потопить вражеский броненосный крейсер и гарантированно уничтожить японские корабли береговой обороны.

На Балтике имелись и другие корабли, пригодные для крейсерской войны: броненосные крейсера типа «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» (оба крейсера погибли в Цусимском сражении); броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (также погиб в «цусимском побоище»); бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»; броненосный крейсер «Память Азова». Имелось и несколько судов меньшего тоннажа, которые можно было использовать как рейдеры. Крейсер «Алмаз», который также участвовал в Цусимском сражении и единственный из крейсеров прорвался во Владивосток. Императорская яхта «Полярная звезда»: она проектировалась как «яхта-крейсер» и по проекту после мобилизации могла нести артиллерийское вооружение, включая восемь 152-мм орудий. Императорская яхта «Штандарт»: её в 1930-е годы переоборудовали в минный заградитель.

Необходимо учесть и тот факт, что российская казна в 1904 году была полна, и империя могла себе позволить закупку десятков пароходов. Можно было резко усилить боевые возможности флота, и к тому же в короткие сроки. Ресурс для личного состава новых вспомогательных крейсеров имелся: Россия могла мобилизовать экипажи торговых судов, а также использовать тысячи хорошо подготовленных командиров и матросов со старых боевых кораблей Балтийского и Черноморского флота (броненосцы береговой обороны). Кроме того, Черноморский флот мог стать источником поставки десятков 152-, 120- и 70-мм пушек, сотен снарядов, торпедных аппаратов, торпед, мин и тысяч хорошо обученных матросов, артиллеристов и минеров. Российская империя имела все возможности для того, чтобы выйти из войны победителем и поставить Японию на колени.

Однако все эти возможности были бездарно упущены. Правительство Николая II вообще можно назвать рекордсменом по упущенным возможностям и подрыву обороноспособности державы. Различные частные дельцы и высокопоставленные военные деятели, вроде наместника на Дальнем Востоке, адмирала Евгения Алексеева (внебрачный сын Александра II) сделали буквально всё, чтобы Россия проиграла войну 1904-1905 гг.

Несколько десятков русских крейсеров и рейдеров могли привести Японию на грань экономической катастрофы (она к ней и так пришла, но к концу войны) ещё до похода 2-й Тихоокеанской эскадры и падения Порт-Артура. Силы японского флота должны были сторожить русскую эскадру в Порт-Артуре, причем выделив для этого главные силы, чтобы иметь возможность вести линейный бой с русскими кораблями, стеречь Отряд владивостокских крейсеров, а также обеспечивать коммуникации между Японией, Кореей и Маньчжурией, где находились японские армии. Поэтому японское командование не имело возможности выделить достаточные силы (как в качественном, так и количественном отношении) для противодействия русским крейсерам. Русские корабли могли не только уничтожать и захватывать суда, идущие из Японии и в Японию, но и наносить удары по портам, промышленным предприятиям, высаживать тактические десанты, диверсионные отряды, ставить минные заграждения на японских коммуникациях.


Гулльский инцидент

Выход 2-й Тихоокеанской эскадры сопровождали слухи о том, что в Западную Европу неведомым образом пробрался отряд японских миноносцев, и японцы планируют атаковать русские корабли при прохождении Датских проливов или в Северном море. Замысел звучал довольно фантастично, но в него поверили. Это было настоящее бесструктурное управление, когда слухи заставляли государственные структуры реагировать в нужном противнику направлении. Источники этих слухов до сих пор неизвестны. Источниками дезинформации могла выступить японская разведка и британская разведывательная служба. Они хотели затянуть и осложнить выход эскадры Рожественского, выиграв время. К тому же ожидание нападения могло вызвать какие-то инциденты, сорвать поход русских кораблей.

Русское Морское ведомство уже в апреле 1904 года обратилось в МИД об организации с его помощью активной агентурной разведки при посредстве дипломатов в Швеции, Дании, Германии, Франции, Англии и других государствах. Однако Министерство иностранных дел отклонило просьбу флота, а запрошенные послы отказались взять на себя организацию агентурной разведывательной работы в «своих» странах. Тогда Морское министерство вступило в переговоры с Министерством внутренних дел и его Департаментом полиции. Глава Департамента полиции Лопухин поручил организацию охраны пути следования 2-й Тихоокеанской эскадры в датских, шведско-норвежских и германских водах заведующему берлинской политической русской агентурой коллежскому советнику Гартингу (Геккельману). Гартинг был бывшим революционером завербованным «охранкой». Гартинг сообщил, что организовал широкую сеть наблюдательных постов в Дании и Швеции, а для действий на море зафрахтовал яхту «Эллен» и другие суда. Гартинг сообщил об организации широкой агентурной сети на территории Дании, Швеции, Норвегии и Германии. На эти мероприятия он получил несколько сотен тысяч франков. На самом деле все эти мероприятия были «липой», Гартинг обманывал начальство. Фактически его деятельность дезинформировала морское командование.

В результате командиры кораблей эскадры нервничали, им повсюду мерещились японские миноносцы. С учётом того факта, что Англия, не вступая в войну, поддерживала Японию, опасения казались реальными. Миноносцы, входившие в состав Второй Тихоокеанской эскадры, получили приказ ночью не позволять никакому судну пересекать путь эскадры и приближаться к ней расстояние меньше 4 кабельтовых; давать предупредительный выстрел под нос приближающемуся судну, указать ему курс выхода из запретной зоны или ждать, пока русские корабли не пройдут; в случае невыполнения судном этих требований, открывать огонь на поражение. Приказ открыть огонь мог дать и вахтенный начальник. В Северном море транспорт «Камчатка» из-за повреждений в механизмах отстал и открыл стрельбу по неизвестным судам. Флагманский эскадренный броненосец «Князь Суворов» получил донесение «Камчатки» об атаке «со всех сторон миноносцами». В ночь на 22 октября 1904 года в районе Доггер-банки на флагмане обнаружили силуэты малых судов, шедших без огней. Началась стрельба, причем орудиями обоих бортов. «Суворова» поддержали другие корабли. Под удар попали даже собственные крейсера — «Дмитрий Донской» и «Аврора», которые приняли за вражеские корабли. В «Аврору» попало 5 снарядов, был тяжело ранен судовой священник (вскоре скончался).

Позднее выяснилось, что за вражеские миноносцы приняли английские рыболовные суда, которые по неизвестной причине шли без огней. Одно судно утопили, пять повредили, 2 рыбака было убито, 6 ранено. Рыбацкие суда имели порт приписки Гулль, поэтому вся эта история получила название Гулльского инцидента. Английские власти развязали истерическую кампанию в прессе и даже стали угрожать ответными мерами. Русскую эскадру Рожественского обозвали «эскадрой бешеной собаки», а само происшествие «актом открытого пиратства». Адмирала Рожественского требовали предать суду военного трибунала. Что интересно, когда 1894 году английский пароход «Коушинг» был уничтожен японским кораблем «Нанива», Англия промолчала. Хотя японцы потопили пароход английской судовладельческой компании «Жардан и Матчесон» под британским флагом ещё до объявления войны Китаю и капитан Того приказал расстреливать тонущих людей.

Вопрос о таинственных миноносцах, которые видели рыбаки, так и остался загадкой. Русские миноносцы были далеко впереди эскадры. Британские власти угрожали собрать флот в 28 броненосцев и 18 крейсеров и уничтожить русскую эскадру. Но это была пустая угроза. Технически такой флот можно было собрать только за большой период времени, перебросив корабли из Атлантического и индийского океанов, Средиземного моря. Несколько английских крейсеров приблизились к русской эскадре. Адмирал Рожественский написал жене: «Англичане либо построили инцидент, либо вовлечены японцами в положение, из которого нет легкого исхода…». Ситуация была угрожающей. Но тут в конфликт вмешался Берлин, который в этот период явно склонялся в сторону Петербурга. Лондон резко сменил тон. Дело было урегулировано дипломатическим путем. Российское правительство уплатило английским рыбакам 65 тыс. фунтов стерлингов.

Англичане остались верными себе и подло отомстили. Для того чтобы возместить расход снарядов, за эскадрой послали транспорт с боеприпасами. Зафрахтовали английский пароход. Ждали его у Мадагаскара — не пришел, в Камранской бухте — не появился. В Маниле пароход окончательно застрял, так как японские агенты пообещали его уничтожить. В результате русская эскадра осталась без достаточного запаса снарядов и в бою должна была экономить боеприпасы.


Финансовая поддержка

Япония не смогла бы выиграть войну, не опираясь на англо-американский капитал. Английские банкиры профинансировали военную подготовку Японии. На американский денежный рынок Япония вышла уже во время войны. До войны на него выйти не удавалось. Несмотря на поддержку американского президента и банкиров лондонского Сити. В апреле 1904 года еврейский банкир Шифф и крупный банковский дом «Кун, Леб и компания вместе с синдикатом британских банков, включая Гонконг-Шанхайский, представили Токио заем на сумму 50 млн. долларов. Половину займа разместили в Англии, другую — в США.

В ноябре 1904 года Япония поместила новый заем в Англии и США — на 60 млн. долларов. В марте 1905 года последовал третий заем — уже на 150 млн. долларов. В июле 1905 года Япония поместила четвертый заем — снова на 150 млн. долларов. Эти внешние замы покрыли более 40% военных расходов Японской империи, которые достигли 1730 млн. иен. Без английских и американских денег Япония не смогла бы вести войну долгое время. Нельзя забывать, что без финансовой помощи Англии и США, военно-технической помощи исход войны был бы иной. Япония была лишь инструментом в более умелых руках.


Александр Самсонов, "Военное обозрение"02:49 01/11/2013

Историческая правда

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе