Тот, который не нажал

Подполковник войск ПВО в отставке Станислав Петров получил Дрезденскую международную премию мира за предотвращение ядерной войны в 1983 году.

За мужественное решение, принятое в годы холодной войны, бывший советский офицер войск противоракетной обороны Станислав Петров в воскресенье, 17 февраля, был награжден Дрезденской международной премией мира. Церемония вручения почетной награды состоялась в знаменитой опере Земпера, публика приветствовала 73-летнего лауреата вставанием и продолжительными овациями, передают германские СМИ.

Станислав Петров, ныне подполковник войск ПВО в отставке, в конце 1990-х стал известен всему миру как человек, предотвративший Третью мировую войну. История эта была рассекречена годы спустя после инцидента, произошедшего в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года.

В ту ночь Станислав Петров дежурил на командном пункте "Серпухов - 15" системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Внезапно система зарегистрировала пять запусков американских межконтинентальных баллистических ракет. В распоряжении оперативного дежурного остались считанные минуты, чтобы оценить степень опасности и доложить о ней руководству. Проанализировав обстановку, Петров решил, что тревога была ложной. Как оказалось впоследствии, его выводы были правильными, а причина ошибки крылась в технических особенностях самой системы.

Но все это выяснилось гораздо позже. Следует отметить, что эта чрезвычайная ситуация возникла на фоне роста напряженности в международных отношениях. Тогда советское руководство возглавлял Юрий Андропов, при котором конфронтация СССР и Запада усилилась. Президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз "империей зла". Советские войска уже несколько лет воевали в Афганистане. А 1 сентября 1983 года советский истребитель-перехватчик сбил южнокорейский пассажирский лайнер, зашедший в воздушное пространство СССР. Лишь несколько недель после этого происшествия Станиславу Петрову пришлось решать, нажать или нет на так называемую "красную кнопку", чтобы осуществить ответный ракетный удар по США.


Впрочем, сам Станислав Петров свой поступок оценивает несколько скромнее. Так, однажды корреспондент РИА "Новости" поинтересовался у Станислава Петрова в Нью-Йорке: был ли он в то время награжден или наказан за свой поступок? "Не случилось ни того, ни другого, - ответил подполковник в отставке. - Поначалу, конечно, говорили: "Будем представлять к награде". Но потом назначили государственную комиссию по расследованию причин, которая, как водится, нашла недостатки в моих действиях. Дело в том, что в ее состав вошли люди, по вине которых и произошел этот сбой".

"Иностранцы склонны преувеличивать мой героизм, - сказал бывший офицер в другом интервью. - Что с них взять - сытые, аполитичные люди. На конвертах иной раз пишут половину адреса: "город Фрязино, герою такому-то" - и доходит. А я просто делал свою работу". Рассекретил, кстати, сентябрьскую ночь 83-го и самого Петрова его бывший начальник генерал-полковник Вотинцев, рассказав об этом западным журналистам. И понеслось - статьи в самых известных зарубежных изданиях, телесъемки, поездки.

Есть, однако, и прямо противоположные оценки поступка Петрова. Дескать, все это похоже на некую пиаровскую акцию. Если бы судьбы мира хоть в малейшей степени зависели бы от единоличных решений оперативных дежурных систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) по обе стороны океана - ядерный апокалипсис, скорее всего, давно бы уже наступил. Хотя бы потому, что на протяжении полувекового стратегического противостояния Соединенных Штатов и СССР в "холодной войне" компьютеры не раз давали сбои. Так случилось, например, в 1980 году с американской системой раннего предупреждения. На ее экранах появились сведения о массовом старте советских межконтинентальных баллистических ракет. Подполковника Петрова там не было, но войны, как известно, не случилось. Пентагон успел провести экстренную селекторную конференцию штабов командований и аппарата Белого дома. Одновременно для вывода из-под возможного удара были подняты в воздух самолеты, оборудованные в командные пункты стратегических сил, и самолеты-ретрансляторы команд. Собственные ядерные силы были приведены в наивысшую степень боевой готовности для ответно-встречного удара. Тем временем специалисты во всем разобрались и тревогу отменили.

Поэтому неудивительно, что известный российский специалист в области стратегических ядерных сил, противоракетной обороны и военного космоса, в 1993-2001 годах начальник 4-го НИИ Минобороны генерал-майор Владимир Дворкин в комментариях был краток: - Знаю об этом случае. Ничего Петров не спасал и спасать не мог. Все это чушь собачья.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал-майор в отставке Владимир Белоус полагает, что это политическая спекуляция, одна из тех, что возникают на Западе всякий раз, когда там пытаются в очередной раз обострить вопрос о "российской военной угрозе" и необходимости усиления контроля за нашими ядерными силами. Нечто подобное, по словам Белоуса, происходило в 1995 году. Тогда наши системы зафиксировали внезапный пуск с норвежского острова Андоя американской исследовательской баллистической ракеты. Предупреждение о старте в Россию будто бы направлялось, но до адресата не дошло. Сигнал от системы СПРН прошел до президента России, но никаких приготовлений к ответному ядерному удару не было. С инцидентом быстро разобрались. Тем не менее на Западе тут же заговорили о том, будто мир по вине Москвы снова оказался у края пропасти.


Дрезденская премия мира присуждается четвертый год подряд. Она приурочена к годовщине бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года. Лауреатами становятся личности, предотвратившие эскалацию военный конфликтов. Сумма награды составляет 25 000 евро.

Историческая правда

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе