Ярославль XIV века

В ХIV веке Ярославль стал сильным княжеством, но так и не смог добиться самостоятельности. С этого времени он все больше и больше зависит от влиятельной Москвы.

По преданию, Толгский монастырь основан в XIV веке на месте явления Богоматери.

Не быть Ярославлю столицей…

В ХIII веке Ярославль уже накопил силы, и к ХIV столетию наши князья мечтали распространить свое влияние далеко за его пределами. Но предприимчивые москвичи тоже времени зря не теряли, у них и с Ордой связи были крепче, и хитрости было больше, и коварства.

Так, в 1322 году Московский князь Иван Калита нажаловался на Ярославль татарам. Город был сожжен, многие жители взяты в плен, многих убили. Вот что написано об этом страшном событии в Суздальской летописи: «В лето 6830. Приде из Орды князь Иоанн Даниловичь, а с ним поганый Ахмул, и плениша много людии и посекаше. И Ярославль пожже не весь».

А потом, в 1333 году, коварный Калита еще дочь свою Евдокию замуж за нашего князя Василия выдал, а через шесть лет после этого стал на него в Орду «стучать», да так, что Василию пришлось долго оправдываться. Но «добренький» тесть и на этом не остановился. Ну уж очень мечтал он править землей Ярославской! Стал тайно покупать наши вотчины… А когда коварство его открылось, заплатил зятю отступные в размере 100 гривен.

Вот и получилось, что формально территорией распоряжался ярославский князь, а хозяйничали там москвичи. И относились к нашим правителям столичные как к младшим братьям.

Землянки ушли в прошлое

Пока политики боролись за власть, простые люди обустраивали свой быт: дома стали лучше, а люди – богаче.

Город растет. К существовавшим кремлю (Рубленый город) и посаду (Земляной город) стали пристраиваться отдельные городские районы – слободы. Например, вокруг Петропавловского монастыря возникла Петровская слобода, в районе Богоявленского храма – Богоявленская, в 1375  году – Тверицкая.

Землянок в центре города почти не остается, а полуземлянок становится меньше. «Средний класс» горожан в XII – XIV веках строит добротные двухкамерные полуземлянки. Это были большие дома, шириной, как и обычные, но длиной до 8 метров. Они разделены перегородкой на две части. В целом с XIV века наземные постройки начинают вытеснять землянки. Это говорит о повышении уровня жизни населения. Наземный дом ярославца этого времени – «квадратное или почти квадратное помещение, служившее всей семье для работы, приема пищи и для сна. Размеры были различны и колебались от 3,3 до 5,5 м. Кровля дома была двускатной». Центр начинает застраиваться «избами-пятистенками». Строили их преимущественно из древесины хвойных пород: ели и сосны. Сруб этот обычно был рублен «в обло», так что верхнее бревно клали в полукруглую выемку, сделанную в верхней части перпендикулярно лежащему бревну, причем концы бревен несколько выступали наружу.

Появляются и типично ярославские дома на подклете. Они выполняли функции складов и могли защищать дом от внезапного наводнения. Дом завершался двускатной (по большей части деревянной) кровлей, увенчанной коньком.

Численность населения постоянно возрастала, поэтому дома начинают строить в непосредственной близости от соседских усадеб. В состав усадьбы мог входить сад. Двор был окружен забором с воротами. В XIII – XIV веках бани перемещаются в район реки Которосли, и теперь их «рубят». Кстати, уже с XIV века этнический состав населения был смешанным. В городе проживали священники-греки, татарские купцы, возможно, пленные болгары и аланы.

Искусство процветает

Ярославцы активно развивают ремесла. Были у нас настоящие профи в ткацком, гончарном, кожевенном, ювелирном, плотницком, литейном деле. В окрестностях  Ярославля развивалось пашенное земледелие. Сеяли рожь, реже – пшеницу, лен. Развивается бортничество (сбор меда диких пчел) и появляются пасеки.

В это время появляются удивительные храмы и монастыри. Так, в 1300 году по инициативе княгини Анны перестраивается в камне храм Михаила Архангела. В 1314 году близ Ярославля на противоположном берегу Волги епископ Прохор основал Толгский монастырь. По легенде, это место выбрала сама Богородица, явившись к нему во сне.

Большая икона Толгской Богоматери (так называемая Толгская I). 

Последняя четверть XIII в. 140 × 92 см. Государственная Третьяковская галерея.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля.

По-видимому, большая икона Толгской Богоматери была особо

почитаемым образом, так как существуют две ее полуфигурные реплики:

так называемые «Толгская II» и «Толгская III».

В 1380 году ярославские дружины принимают участие в Куликовской битве.

В память об этом около 1390 года рядом со Спасским был заложен Рождественский монастырь, просуществовавший до начала XVII века.

XIV век подарил нам лучшие образцы искусства средних веков. Были созданы ярославские иконы «Спас Вседержитель» (начало XIII века), «Ярославская Оранта» (начало XIII века) и «Богоматерь Толгская» (конец XIII века). Они входят в двадцатку самых древних икон в мире.

«Черная смерть»

Самой страшной напастью людей того времени была чума. От нее пострадала вся Европа. Там «черная смерть» погубила больше двадцати миллионов людей. В Ярославле она стала свирепствовать в 1364 году, тогда «не успевали живые мертвых погребать». По преданию, выжившие ярославцы стали обращаться друг к другу «брат», «дядя», «тетя», чтобы подчеркнуть родство переживших страшное бедствие.

Александр Бородкин, кандидат исторических наук.

Фото Андрея Комиссарова.

Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе