Ярославские корни японского "экономического чуда"

Знаменитое японское «экономическое чудо» 60­х годов прошлого века основано на идеях ярославского промышленника Александра Чичкина

То, что воплотили в жизнь в стране Восходящего солнца, Александр Васильевич разработал еще в конце XIX века.

Вокруг этого человека ходит множество легенд. Говорят, что в Россию (тогда еще СССР) в 1982 году приезжали японцы, чтобы вручить премию в 2,5 миллиона долларов наследникам человека, которого считают главным создателем своего «чуда».

Бизнес-инкубаторпо-ярославски

Ясно одно: одним из наиболее выдающихся купцов России был наш земляк – Александр Васильевич Чичкин. Он родился в 1862 году в селе Коприне Рыбинского уезда Ярославской губернии, в семье бывшего волжского лоцмана. Чичкин был одним из первых шоферов Москвы и первых летчиков России, консультантом первого наркома пищевой промышленности СССР в годы создания молочной индустрии. Трижды ему пришлось сидеть в царской тюрьме за помощь большевикам.

В юности, когда на правом берегу Волги при Копринской сыроварне организовали филиал Едимоновской школы, ее руководитель, Владимир Бландов, увез в Москву из села пять наиболее талантливых мальчишек (в том числе и Чичкина). В столице Чичкин получил прекрасное образование.

Чичкин был уверен, что деловитость нужно воспитывать с детства, и разработал целую программу развития личности для своих сотрудников. По словам автора книги «Особенности менталитета ярославцев. Ярославец как культурно-исторический тип: образ жизни, поведенческие модели, люди, события» кандидата исторических наук Дутова, она делилась на пять возрастных этапов. Первый из них – «Рождение мечты и любви к профессии» – рассчитан на юношей 13-19 лет, приехавших к нему из родного села Коприна. Второй – «Энтузиазм» – для молодежи 20-24 лет, на третий – «Честолюбие» – попадали сотрудники в возрасте 24-29 лет. Четвертый этап «Приручив – береги» – был рассчитан на сотрудников 30-40 лет, которые, обретя опыт, работали с полной отдачей. «Старая гвардия» в возрасте 49-65 лет являла собой пример профессиональной гордости.

Вся разработанная Чичкиным система на редкость оптимистична и активизирует скрытый потенциал человека.

«Я воспитал более двух тысяч настоящих специалистов и патриотов молочного дела!» – не раз говорил Чичкин в преклонном возрасте.

А в знак благодарности Копринским учителям Чичкин оборудовал в Москве два общежития для их детей – одно для 11 мальчиков, другое для 11 девочек, учившихся в гимназиях. Большинство из них позднее вернулись в Копринскую волость учителями.

Молочный революционер

Чичкин сделал свое состояние – а он был миллионером – на молочной продукции. В наследство москвичам и по сей день остался один из его магазинов «Сыр» на ул. Тверской. Александр Чичкин создал на молочном заводе на Басманной первую в России производственную микробиологическую лабораторию, наладил с помощью ведущих микробиологов того времени производство в Москве отличной молочной продукции, изучал в этой же лаборатории возможности использования лактобациллина в медицине, всю жизнь искал причину раковых заболеваний.

Перед тем, как начать строительство первого в стране городского молочного завода, Чичкин отправил своего преданного помощника – отца – на все лучшие молочные заводы Европы. На каждом из них в то время перерабатывали по 10­30 тонн в сутки. Вступивший в строй в 1910 году в Москве городской молочный завод, по воспоминаниям сестры предпринимателя Варвары Чичкиной, отличался от всех молочных заведений Европы не только своей технической оснащенностью, чистотой, обилием света и продуманностью компоновки молочных цехов, но и мощностью. Завод перерабатывал 100­150 тонн молока в сутки. Причем Чичкин сумел закрыть старый и пустить новый завод за один день.

Ярославский предприниматель был не только удачливым бизнесменом. Чичкин не раз помогал своим сотрудникам. Когда у одной из его подчиненных сгорел дом и все имущество, Чичкин сам предложил ей две тысячи рублей для приобретения вещей первой необходимости.

Однако в 1918 году Чичкина практически одновременно постигли три огромных несчастья: его единственный 18­летний сын попал под трамвай, в Одессе скончался от сыпного тифа брат, а выехавший на его похороны второй брат упал в шахту молочного завода и разбился насмерть. Умер Чичкин в 1949 году. Похоронили революционера молочной промышленности на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Фирма Чичкина на чай не берет!»

«Рождение мечты и любви к профессии»

Ученикам Александра Чичкина категорически запрещалось курить до 17 лет, читать детективную литературу, бегать по улице. За пьянство и картежную игру грозила недельная отправка домой, к родителям.

Вот один пример, рассказанный учеником В. В. Костыговым. «Работая торговым мальчиком, получил я как­то задание помочь какому­то генералу отвезти на извозчике заказанные им молочные продукты. Привез, перетаскал их на 2­й этаж. Поклонился. Генерал сует мне 5 рублей на чай. Кланяюсь еще раз: «Фирма Чичкина на чай не берет!» Отвечаю так, как нас учили, и ухожу. Вечером на подушке записка: «Завтра к хозяину». Струхнул не на шутку. УтромА. В. Чичкин пожал мне руку, поблагодарил и сообщил о прибавке мне жалованья на 10 руб. месяц».

«Энтузиазм»

Молодежь учили искусству управления. «Для того, чтобы управлять людьми, нужна ежедневная тренировка собственной силы воли. Начни с малого. Научись хотя бы 3­5 минут ежедневно смотреть не моргая в переносицу собственного зеркального отражения. Отработал «центральный взгляд» – тренируй голос. Учись быть аристократом. Ни перед кем: ни перед царем, ни перед псарем – не унижай и не возвышай себя, не повышай и не понижай голоса. Отчекань его тембр и ритм намертво».

«Честолюбие»

В магазинах работники не имели постоянного места, за каждым работником велось постоянное наблюдение и, если работник стоит, то его переводили с повышением, а повышения по службе были разные.

«Ритм»

После 5 лет работы уА. В. Чичкина каждый его сотрудник получал 50 рублей наградных и право на ежегодно оплачиваемый отпуск. После 10 лет работы на фирме выдавалось 100 рублей наградных и начинали начисляться проценты за выслугу лет. Обеспечивая бесплатным жильем и питанием, А. В. Чичкин не выдавал сотрудникам жалованье на руки, а начислял его на их счет, выплачивая 6% годовых – в 3 раза больше, чем платили государственные сберкассы, что в немалой степени заинтересовывало очень многих (холостяков особенно) материально.

«Исполнение мечты»

Чичкин никогда не бросал на произвол судьбы пожилых работников, берег свою «старую гвардию», как берег ее когда­то Наполеон, блестяще используя ее «отработанный пар» для повторной закваски и выращивания с ее помощью новых отрядов «патриотов молочного дела».

Алина Шереметьева

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе