ЯРСТАРОСТИ: Как Николай II подарил Ярославлю выходной день

Перечень выходных и праздничных дней на год всегда известен заранее и утвержден нормативными документами.

Так есть сейчас, так было и раньше.

Список этот обычно установлен раз и навсегда, и изменения в него вносятся только в самых крайних случаях.

Во время царствования последнего русского императора Николая II нерабочие праздничные дни были установлены законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности». В начале 20 века в России отмечали православные праздники, Царские дни (в том числе День рождения, тезоименитства, коронации, восшествия на престол императора, дни рождения и тезоименитства императрицы и наследника престола) и Новый год. Неприсутственными (то есть днями, когда не было занятий в казенных (правительственных) учреждениях) объявлялись также все воскресные дни.

Изменения в список праздников вносились крайне редко и чаще всего были связаны с изменениями в императорской семье. Так, 30 июля 1904 года родился царевич Алексей, и из месяцеслова убрали выходной день 22 ноября (рождение и тезоименитство государя наследника великого князя Михаила Александровича) и добавили новые выходные – 30 июля (рождение) и 5 октября (тезоименитство) государя наследника великого князя Алексея Николаевича.


Тем интереснее история с дополнительным неприсутственным днем в Ярославле, который велением императора Николая II был установлен 24 мая 1912 года. Связано это было с 300-летним юбилеем пребывания в нашем городе ополчения Минина и Пожарского. 

К празднованию весомой даты, которая прямо предваряла 300-летие дома Романовых (о связанном с ним визите в Ярославль Николая II читайте в ЯРСТАРОСТЯХ), ярославцы начали готовиться заранее. В числе прочих подготовительных мероприятий было и обращение к государю. Городская Дума Ярославля попросила императора и правительство России назвать 24 мая праздничным днем.

Николай с энтузиазмом отнесся к идее увековечить память об ополчении, благодаря которому его семья стала править в России. Он решил не только удовлетворить просьбу ярославцев, но и творчески развить ее. 23 мая 1912 года, накануне праздничной даты, в ярославских газетах появилось следующее сообщение: «Государь император высочайше соизволил на объявление 24 мая сего года днем неприсутственным для Ярославля по случаю празднования 300-летнего юбилея чудесного обретения Нерукотворного Образа Всемилостливого Спаса и спасения им жителей города Ярославля и дружины князя Пожарского в 1612 году от моровой язвы». 


Таким образом, жители Ярославля получили возможность отметить эту важную дату с чувством, с толком, с расстановкой. А дата воистину была важна. И не только для нашего города, но и для всей России.

Весной 1612 года Ярославль фактически являлся временной столицей русского государства. С апреля ополчение Минина и Пожарского стало в Ярославле тремя лагерями – у Спасо-Преображенского монастыря, на берегах Которосли и Волги. В Ярославле активно работал «Совет всея земли», сюда стекались желающие вступить в ополчение для освобождения страны от захватчиков.

К маю скученность в рядах ополченцев превысила все разумные пределы. По-видимому, это и послужило причиной вспышки страшной болезни. Историческое предание описывает это так: «Тесно стало в Ярославле, вследствие этого открылась в городе заразительная болезнь – моровая язва, жертвами которой были тысячи народа». К середине месяца эпидемия угрожала полностью уничтожить ополчение. Угроза нависла над идеей освобождения Москвы от поляков.


Опытный и талантливый военачальник, князь Пожарский вводит жесткий карантин: заставы на дорогах получают приказ никого не выпускать из Ярославля. Принимаются меры и по санитарной чистоте в воинских станах.

Следующим шагом руководства ополчения стало обращение за небесным заступничеством. 24 мая жители Ярославля и ополченцы под звон колоколов, с пением молитв, держа в руках иконы Толгской Божией Матери и Спасителя крестным ходом прошли вокруг Земляного города. И как свидетельствуют предания, после крестного хода мор в городе прекратился.

В ознаменования чудесного спасения Ярославля и ополчения от болезни на Пробойной улице (сейчас площадь Челюскинцев) была воздвигнута обыденная, то есть возведенная за один день, церковь Спаса Нерукотворного. Через два года храм сгорел, но образ Спасителя от огня не пострадал. Так повторилось и в 1658 году, когда храм стал жертвой «великого пожара». В 1696 году на месте сгоревшей церкви был воздвигнут каменный Спасо-Пробоинский храм, который в 1705 году освятил сам Димитрий Ростовский.


В память о чудесном спасении ополчения ярославцы особо чтили этот храм и ее главную святыню – образ Спасителя. По ходатайству жителей Ярославля с 1867 года официально был утвержден крестный ход «в воспоминание дня 24 мая» – «кругом того места, который занимал Ярославль в 1612 году». Каждое 24 мая (вплоть до 1917 года) ярославцы шли из Спасо-Пробоинского храма по Волжской набережной до Стрелецкого (Первомайского) бульвара, оттуда по Стрелецкой улице (Ушинского) к Спасскому монастырю, затем по берегу Которосли к Спасу на Городу, потом по Пробойной улице на Ильинскую площадь и возвращались к храму.

Крестный ход по установленной традиции ознаменовал и четверг, 24 мая 1912 года. Благодаря «подарку» императора к нему присоединилось больше ярославцев – не работали государственные учреждения, большинство фабрик и заводов, не было занятий в учебных заведениях. С утра город был украшен флагами. Улицы для крестного хода не только подмели, но и полили водой или посыпали кирпичной крошкой.


Праздничные богослужения прошли во всех ярославских церквях. Главное торжество состоялось в Спасо-Пробоинском храме. На нем присутствовало губернское и городское начальство, а также делегации из ряда русских городов, в том числе из Нижнего Новгорода (что означало, помимо прочего, признание ими заслуг Ярославля в событиях 1612 года).

На дороге от Спасо-Пробоинского храма до Успенского собора стояли войска. В шесть часов вечера на особо устроенном помосте близ Успенского собора прошла всенощная.


На торжественном молебне пел знаменитый – один из лучших в епархии – «вахромеевский» хор – хор певчих Спасо-Пробоинской церкви. Назывался он так оттого, что попечителем церкви был известный ярославский купец Иван Александрович Вахромеев.

В восемь часов в зале губернского правления на Ильинской площади состоялось торжественное заседание Ученой архивной комиссии, посвященное «памяти пребывания в г. Ярославле земскаго ополчения 1612 г.». В заседании приняли участие более 150 человек: первые лица губернии и города, чиновники, историки, представители духовенства из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов. В их числе были архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, а также три ярославский губернатора – действующий Дмитрий Татищев, а также бывшие Борис Штюрмер (1896 – 1902) и Александр Римский-Корсаков (1905 – 1909).


В своем приветственном слове непременный попечитель Ярославской ученой архивной комиссии, ярославский губернатор граф Дмитрий Николаевич Татищев поблагодарил всех собравшихся:  «Их побудила к тому, без сомнения, справедливость приговора истории, признавшей за Ярославлем право считать себя одним из главных городов Поволжья, того края, в котором начали созревать и созрели мысли и дело, спасшия Россию от последствий тяжкой Смуты».

Далее губернатор процитировал строки из весьма популярной тогда пьесы Александра Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»:

Москва разорена, в народе шатость

Да рознь: за что стоять не знают,

Целуют крест неведомо кому,

Еретикам, латинцам да ворам,

Кому попало…

Обозначив таким образом страшные обстоятельства, сложившиеся к 1612 году, граф Татищев подчеркнул, что именно в Ярославле случилось то, что обеспечило счастливый итог действий ополчения: «Здесь, в Ярославле, свершилось именно то, что нужно было для успеха. Во время пребывания земского ополчения в Ярославле в русских людях проснулись нравственные силы, на время, от стечения несчастных обстоятельств, пришедшие в дремотное состояние».


Весь вечер – а заседание закончилось после одиннадцати часов – исторические доклады о роли Ярославля в Смутное время и приветственные выступления гостей перемежались пением «вахромеевского» хора и художественным чтением других артистов.

Даровав неприсутственный день, Николай II не остался безучастным и к самому празднованию. Он отправил благодарственную телеграмму, которая 27 мая 1912 года была напечатана в ярославской газете «Голос»: «Сердечно благодарю за молитвы и выраженные мне чувства всех собравшихся в Ярославле для чествования 300-летней годовщины великого подвига русского народа. Твердо верю, что святые заветы древней православной Руси всегда останутся в живых сердцах наших и что дух князя Пожарского, Кузьмы Минина и их славных сподвижников никогда не переведется в нашей великой и родной России».

Историческая (или – если хотите – генетическая) память о дополнительном выходном сохранилась у ярославцев до сих пор. В преломлении городских властей в 1990-е годы она вылилась в отмечающийся в последнюю субботу мая День города.


В последние годы он отмечается уже с официальной идеологической основой. 23 декабря 2014 года Ярославской областной Думой был принят и затем губернатором Сергеем Ястребовым подписан закон «О праздниках и памятных датах Ярославской области».

Изначально в законе предполагалось назвать 24 мая Днем памяти «ярославского стояния» ополчения Минина и Пожарского со ссылкой, что 24 мая – официальный праздничный день, дарованный Ярославлю Николаем II в память о роли города в событиях 1612 года. Авторы пояснительной записки к законопроекту отметили, что «сегодня увековечение памяти ярославских событий 1612 года способствует возрождению культурных традиций страны, развитию чувств патриотизма и гордости за историческое прошлое Ярославского края. В настоящее время возобновление традиции празднования 24 мая обеспечивает преемственность поколений ярославской истории, подчеркивает роль города в судьбе страны, повышению интереса к прошлому родного края».


Однако региональный парламент в конце концов внес свои коррективы и в действующем областном законе 24 мая называется Днем возрождения Российской государственности с замечанием о том, что публичные мероприятия в честь памятной даты проводятся в последнюю субботу месяца мая.

Таким образом через революции, войны и перестройки подаренный последним российским императором Ярославлю праздник продолжает свою жизнь в нашем городе.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе