ЯРСТАРОСТИ: Романовы в Ярославле – Михаил Федорович

За свою тысячелетнюю историю наш город видел многое и многих, в том числе и первых лиц русского государства.

Сегодня мы начинаем небольшой цикл статей, связанных с пребыванием в Ярославле венценосных особ из дома Романовых


А их здесь за 300 лет побывало немало; все самые знаменитые цари, императоры и императрицы, оставившие наиболее заметный след в истории России, посещали Ярославль.

И начнем мы с первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Именно Ярославль был первым городом, в который он прибыл в качестве русского царя. И именно отсюда Михаил послал свою первую царскую грамоту – согласие на престол.


Конец 16 – начало 17 века – страшные годы в русской истории, получившие название Смутного времени. Смуту вызвали, слившись воедино, сразу несколько негативных факторов из области экономики, политики, права и даже мирового изменения климата.

Разорительная для экономики страны политика Ивана Грозного. Пресечение со смертью царя Федора Ивановича династии Рюриковичей. Смерть царевича Дмитрия, которую народная молва накрепко связала с именем Бориса Годунова. Неверие в правомочность Бориса – «царь-то не настоящий». Вообще неверие в право после злоупотреблений опричнины. Несколько холодных неурожайных лет (нынешние исследователи связывают их с масштабным извержением вулкана в Перу, которое вызвало в Европе похолодание). Боярские интриги. Появление большого количества разбойных шаек, в которые сбивались обнищавшие крестьяне. Несколько самозванцев, появление которых раскалывало народ. Вторжение иноземцев с запада, севера и юга.

К моменту избрания царем Михаила Федоровича – первого Романова – русское государство фактически не существовало. На опустевших, забывших плуг землях творился разбой и беззаконие. Страна устала от непрекращающихся несчастий. Народ поднялся на спасение России. И важная роль в этом деле была суждена Ярославлю.

Ярославль в начале 17 века, несмотря на непрекращающееся разорение от поляков, казаков, воровских шаек, оставался сильным городом, одним из богатейших в центральной России. Расположенный на перекрестке важных торговых путей, Ярославль торговал не только с Россией, но и с Европой, и с Азией. Здесь были аккумулированы большие купеческие состояния. И не случайно ополчение, ведомое Мининым и Пожарским, отправилось на Москву из Нижнего Новгорода через Ярославль.


Как пишет историк 19 века Константин Головщиков, «в начале апреля 1612 года Ярославль первым из городов русских увидел среди себя спасителей отечества. Ярославцы вышли к ним навстречу с образами, приняли с восторгом, снабдив многих ратников из своих средств деньгами, съестными припасами и оружием, предложив всё, какое у них было, имущество в распоряжение князя Пожарского».

Ярославль на четыре месяца превратился в столицу России. Отголоском этого события является шапка Мономаха, которая увенчивает герб нашего города. Именно здесь собиралось ополчение, которое освободит Москву и сделает возможным процесс мирного урегулирования жизни в стране. В Ярославле был сформирован и работал Совет всея земли – фактически «временное» правительство периода второго ополчения. В Ярославле хранилась «государева казна». Здесь печатали свои деньги – копейку. На ней, как символ возвращения к нормальной правовой жизни, был изображен последний рюрикович – Федор Иванович.


В Ярославле собиралось большое войско. Город превратился в огромный военный лагерь. Отряды ополченцев стояли на важных стратегических направлениях. Одна часть войска защищала центр города – Спасо-Преображенский монастырь. Вторая располагалась за Которослью, близ Толчковской слободы, у Титова ручья, защищая дорогу с юга. Третья – неподалеку от церкви Петра и Павла (в районе нынешнего Октябрьского моста), защищая путь с севера.

Четыре месяца войска собирались в Ярославле со всей центральной России. Руководители ополчения решали отсюда важные тактические задачи, где перепиской, а где воинскими отрядами очищая пространство между Москвой и Новгородом от враждебных войск, разбойничьих русских и литовских шаек.

В августе 1612 года ополчение вышло из Ярославля и после нескольких месяцев боев в конце октября полностью освободило Москву. Встал вопрос об избрании царя. Для этого было решено собрать великий Земский собор. Обсуждались разные варианты его сбора. Например, князь Пожарский предлагал избрать нового царя в Ярославле, под защитой стен Спасо-Преображенского монастыря. Но в конце концов остановились на Москве, как на древней русской столице.


В 1613 году земский собор начал свою работу. 700 делегатов – самое масштабное представительство русского народа – собралось в громадном Успенском соборе, чтобы провести выборы царя. Выборы шли непросто и на реальной, как бы сейчас сказали, альтернативной основе. Сначала были отведены кандидатуры иностранных претендентов – польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, шведского королевича Карла Филиппа, сына Карла IX, а также короля Англии и Шотландии Якова I. Обсуждалась кандидатура сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Однако наиболее серьезная борьба развернулась между кандидатами от боярских родов Голицыных, Мстиславских, Годуновых, Шуйских, Воротынских и других.

Как мы знаем, в итоге русским царем стал Михаил Федорович Романов, сын боярина Федора Романова (будущего патриарха Филарета) и Ксении Ивановны, урождённой Шестовой (с 1601 инокиня Марфа).


В результате опалы, наложенной на род Романовых царем Борисом Годуновым, в 1601 году его родители были насильно пострижены в монашество. Нельзя сказать, что годуновская опала была ничем не вызвана – Федор Никитич Романов был прожженный политикан и интриган и не всегда стоял на кажущейся нам сейчас «правильной» стороне. Неслучайно и опалу с Романовых как со своих «родственников» снял в 1605 году Лжедмитрий I. При нем же Филарет стал митрополитом Ростовским, а «тушинский вор» Лжедмитрий II сделал его патриархом. Впрочем, сам Филарет говорил, что в Тушине его держат как пленника и на патриаршем своем сане не настаивал.

В 1601 году пятилетний Михаил разлучен с родителями и сослан на Белоозеро.  Вернулся в Москву он в короткое царствование Лжедмитрия I. В царствование Василия Шуйского Михаил Федорович получил чин стольника. Во время польской интервенции вместе с матерью будущий царь удерживался в Москве. После освобождения столицы в 1612 году он уехал с матерью в костромское вотчинное село Домнино.

В это время его, как одного из возможных претендентов на русский престол (ведь он помимо всего прочего был двоюродным племянником последнего Рюриковича, Федора Ивановича,  по линии матери Федора – первой жены Грозного Анастасии Романовой), разыскивали то ли поляки, то ли запорожские казаки. Михаил Федорович был спасен Иваном Сусаниным, который не выдал чужакам местопребывания Романовых.

Земский собор, перебрав все возможные варианты, остановился на Михаиле Романове. Эта кандидатура устроила всех. Многие считали, что Михаил Федорович станет слабым монархом, которым можно будет легко манипулировать.

Великий Земский собор, избрав шестнадцатилетнего Михаила царем, направил к нему посольство. Собор не знал, где именно находится Михаил, и потому послам было сказано «Ехать к государю Михаилу Фёдоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Уже из Ярославля посольство двинулось в Кострому. В Ярославле к посольству присоединились многие горожане.

Как пишет ярославский историк Константин Головщиков, «в Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с жёнами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары».

Михаил Федорович вместе с матерью – инокиней Марфой – и советчиками, среди которых выделялся князь Иван Черкасский и дьяк Иван Болотников, поселился в Спасо-Преображенском монастыре, в кельях архимандрита. Монастырь был не только намоленным местом – он еще и был хорошо укреплен в военном отношении и представлял надежную защиту.


23 марта 1613 года отсюда, из Ярославля, Михаил Федорович направил свою первую царскую грамоту – согласие Земскому собору на приятие царского венца. В Ярославле новоизбранный царь пробыл около месяца. По официальной версии его пребывание в нашем городе было связано с весенней распутицей. Она, однако, не мешала гонцам, которые ежедневно отправлялись из Ярославля в Москву и другие русские города – Михаил Федорович начал потихоньку устанавливать в стране свои порядки. Отсюда он отправил князя Прозоровского и Вельяминова защищать Тихвин от шведов, идущих от Новгорода; отсюда распорядился послать войска против атамана Заруцкого, который шел к Воронежу, ограбив украинские города.

В Ярославле 4 апреля юный царь отпраздновал Пасху. 16 апреля Михаил с матерью и свитой, получив благословение от Спасского архимандрита Феофила, при колокольном звоне всех церквей, отправился в Москву. Двигался он неторопливо, провожаемый жителями города и начинавшими съезжаться отовсюду челобитчиками. 17-18 апреля царь был в Ростове, 22-23 апреля – в Переславле-Залесском, 26 апреля Михаил прибыл в Троице-Сергиев монастырь.

По дороге царь в режиме переписки решал вопросы с боярами и Земским собором. Как видно из сохранившихся писем, между Думой и окружением царя существовали напряженность и споры, хотя они и были глубоко скрыты за этикетными фразами царских грамот и отписок Боярской думы. Находясь на пути в Москву, царь Михаил Федорович внимательно следил за тем, как воюют с атаманом Заруцким в рязанских и тульских землях. Другой напастью были казачьи разбои. Царю на них жаловались везде, где он ехал, – от Ярославля до Москвы. Причем казаки грабили именно на тех дорогах, по которым ехали Романовы. Уже в Троице-Сергиевом монастыре были получены верные сведения, что казаки «переимали» дороги «на Мытищах и на Клязьме», напали на Дмитровский посад. Большой проблемой была и разруха в Москве. Царю буквально негде было жить там, поскольку все постройки стояли в запустении, и Михаил требовал привести их в порядок к своему приезду.


2 мая Михаил Федорович прибыл в Москву. Однако окончательно легитимным его правление стало после торжественного венчания на царство, которое состоялось 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского кремля.

Более 30 лет правил страной Михаил Романов. Вроде бы слабый и безвольный правитель, он тем не менее сумел вернуть многие утраченные территории, восстановить централизованное управление, провести реформу армии, продолжить освоение Сибири, наладить книгопечатание, основать первый железоделательный завод, пригласить иностранный специалистов, чтобы перенимать зарубежный ремесленный и экономический опыт. Главным итогом правления первого Романова стало преодоление последствий Смутного времени,  нормализация жизни в России.

Царь никогда не забывал Ярославль, который дал ему приют в начале его карьеры. Еще в том же знаковом для него 1613 году Михаил Федорович дал Спасо-Преображенскому монастырю три жалованные грамоты, восстановившие его благосостояние, пострадавшее в Смутное время. В дальнейшие годы своего правления царь дал этому монастырю ещё 15 жалованных грамот.

Как пишет Конcтантин Головщиков, «в первые годы по воцарении Михаила Фёдоровича, до окончательного заключения мира с Польшей, Ярославлю с окрестностями и соседними городами нередко ещё приходилось переносить большие от поляков беспокойства, и в 1615 году Ярославль опять стал сборным пунктом для войск, снаряжавшихся против Лисовского, тревожившего тогда Углич, Кашин, Бежецк, Романов, Пошехонье и окрестности Ярославля».  В 1617 году на Ярославль пошли запорожские казаки, которых сюда послал польский королевич Владислав, претендовавший на русский престол. Прогнал их «с большим уроном» от нашего города боярин Иван Васильевич Черкасский. 

В 1619 году из польского плена возвратился отец нового царя – митрополит Филарет. Царь сделал его патриархом русской церкви, и начал править фактически вместе с отцом.


В 1620 году Михаил Федорович совершил «молитвенное путешествие» по городам центральной России, посетив и Ярославль. В Ярославле царь утвердил древние грамоты, жалованные местным церквям: Ильинской в Рубленном городе, Воскресенской и Спасонагородской в Земляном городе. Это упрочило их благосостояние.

Дом Романовых не забыл поддержку ярославцев. Купцы, пожертвовавшие особенно большие суммы на ополчение, получили грамоты о привилегиях. У нас жила шестая часть купцов из Гостиной сотни – богатейших торговцев страны. В их руках сосредоточилась иностранная торговля со странами Запада и Востока.  Город по-прежнему находился на перекрестке торговых дорог. В Ярославле насчитывалось около 30 иностранных торговых контор, он занимал третье место по торговому обороту после Москвы и Казани. Ярославль бурно развивается, растет и строится. В течение 17 столетия в городе было построено более пятидесяти каменных церквей. Расцвет экономики привел к увеличению городского населения. Значительно разросся посад, город кольцом окружили многочисленные слободы. По количеству населения Ярославль был тогда на втором месте в стране, уступая лишь Москве. 17 век, исторически начавшийся с избрания Михаила Романова русским царем, воистину стал «золотым веком» Ярославля.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе