Живая веточка Опекушинского древа

Есть такое понятие - намоленная церковь. Особенную благодать ощущают в ней верующие. Вот такую же благодать почувствовала я в доме Морозовых в селе Рыбницы Некрасовского района. Смотрит он своими четырьмя окнами на живописный берег Волги уже вторую сотню лет. Он появился на свет в 1892 году, и все эти годы в нем жили люди, объединенные кровным родством. Одна семья жила и живет до сих пор. Оттого, наверное, и царит в нем дух покоя и умиротворенности, дух довольства своей судьбой. Из этого дома не хочется уходить. А живут в нем Ирина Николаевна и Владимир Викторович Морозовы. Ирина Николаевна - прямая наследница Александра Михайловича Опекушина. Ее отец Николай Владимирович Опекушин был внуком великого русского скульптора. Вот об этой ветви славного рода и будет мой рассказ.


НЕ ЛЮБЯТ ЯРОСЛАВЦЫ СВОЮ ИСТОРИЮ
О самом Александре Михайловиче в последние годы написано немало статей как в местной, так и во всероссийской периодике. Жаль только, что не удосужились ярославские краеведы, историки, писатели создать капитальную монографию об этом удивительном самородке. Под сенью одного только его имени можно было пожинать лавры всемирной славы. Да что там монография - вот уже не один десяток лет ярославские власти не могут довести до ума музей Опекушина! Жизнь в нем еле-еле теплится, да и то лишь стараниями энтузиастов, среди которых в первую очередь стоит назвать Ирину Ивановну Зенкину, назначенную в 1988 году директором музея Опекушина, и Ирину Николаевну Морозову. Даже приближающееся 1000-летие областного центра не вдохновило больших начальников на то, чтобы украсить Золотое кольцо России еще одним бриллиантом в виде музея Опекушина. Каких только музеев не наоткрывали в последние сумбурные годы на Ярославской земле: и утюга, и валенка, и Бабы Яги, и ямщика! И на все это у властей нашлись деньги. А вот на музей Опекушина их почему-то не хватает. Парадокс, доходящий до абсурда. И дом, в котором живут Морозовы, дом, построенный братом Александра Михайловича Константином и в котором перебывали едва ли не все Опекушины, тоже достоин того, чтобы остаться в истории России.
Все еще стоит в Свечкине и дом двоюродной сестры Александра Михайловича Опекушина Анфеи Андреевны, где в 1920 году по возвращении из Петербурга некоторое время жил скульптор со своими дочерьми. Он все еще стоит, все еще ждет, когда же к русским людям вернется память.
А само кладбище у Спасской церкви разве не достойно занять почетное место в анналах отечественной истории? Ведь здесь, только по моим прикидкам, похоронено 9 человек из рода Опекушиных начиная с Евдокима Афанасьевича - деда великого скульптора. Нет, не любят ярославцы свою историю, не умеют ею гордиться. Я, конечно, имею в виду не тех рядовых ярославцев, которые приезжают нынче в опекушинские места. Они-то как раз понимают истинное значение Опекушина. Я говорю о тех, от кого зависит материальные вливания в восстановление объектов культуры, связанных с именем великого скульптора.
ОН БЫЛ ДУХОВНЫМ ЦЕНТРОМ
Константин Михайлович Опекушин вместе с женой Натальей Степановной вернулись из Петербурга на родину, в село Свечкино, в 1889 году. Чтобы рассчитаться с долгами, они продали отцовский дом и построили в Рыбницах вот этот, в котором живут теперь Морозовы. Дом явно непохож на деревенскую избу. Прихожая, направо - кухня, налево - небольшая столовая, прямо - дверь, ведущая в залу, по обеим сторонам ее - маленькие спаленки.
Детей у Константина Михайловича не было. Хозяином он был крепким: большой сад, пасека, корова. Хватало не только самим. Брату с оказией в Петербург нередко пересылал он мед, овощи, фрукты. С 1890 года Константин Михайлович стал старостой Спасской церкви села Рыбницы, на кладбище которой нашли свой последний приют многие представители рода Опекушиных, в том числе и сам Константин Михайлович. В 1897 году он овдовел, остался жить в доме со своей матерью Александрой Евстафьевной. В 1901 году в возрасте 62 лет он женился вторично «на Вологодской губернии Тотемского уезда Никольской волости деревни Баярской 32 лет крестьянской вдове Марии Федоровне Гостевой». Детей от этого брака не было. В 30-х годах ХХ века, когда волна революционных разрушений докатилась и до церковного кладбища села Рыбницы, именно Мария Федоровна приютила у себя бюст Михаила Евграфовича Опекушина, выполненный в свое время Александром Михайловичем и установленный на могиле отца. Теперь этот бюст хранится в Ярославском художественном музее.
Будучи уже знаменитым академиком, Александр Михайлович выделил капитал на создание при Рыбницком начальном училище ремесленного отделения по скульптурно-лепному делу, которое было открыто в 1914 году. Здание для училища проектировал Опекушин-младший, наблюдал за его постройкой, затем был попечителем училища. В 1898 году он издал «тщанием своим» уникальную книгу, являющуюся нынче библиографической редкостью, - «Село Рыбницы, или Ново-Спасское, Ярославской епархии Даниловского уезда», написанную священниками Спасской церкви. По воспоминаниям современников, был Константин Михайлович человеком мягким, доброжелательным, душевным. Его любили, к нему обращались за помощью и советами даже дети самого скульптора. Он был как бы духовным центром большого семейства Опекушиных.
Глава рода, Михаил Евдокимович Опекушин, скончался в 1867 году. Александра Евстафьевна намного пережила своего мужа. Когда в 1899 году в Москве умерла при родах жена сына Александра Михайловича Зинаида, оставив на его попечение троих детей - сыновей Николая, Александра и новорожденную дочь Лидию, Александра Евстафьевна, несмотря на преклонные годы, сама приехала в столицу и забрала в деревню маленькую Лиду. Впоследствии она настояла на том, чтобы и остальных детей своего племянника Константин Михайлович забрал к себе. Бабушка Александра умерла в январе 1905 года.
ПО ДЕЛУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕГО В ПОТОМСТВЕННОМ ДВОРЯНСТВЕ
Владимир Александрович Опекушин - единственный сын скульптора - родился в 1864 году в Петербурге. Копию интересного документа показала мне Ирина Николаевна Морозова: «По указу Его Императорского Величества от С-Петербургской Духовной Консистории дано сие свидетельство о том, что в метрической 1864 года книге церкви Преображения Господня, что на Аптекарском острове, ныне Лейб-Гвардии Гренадерского полка, под N 12 показано: Свободного художника Александра Михайловича Опекушина и законной его жены Евдокии Ивановой, обоих православных и первобрачных, сын Владимир, родился 24 марта, а крещен
22 апреля 1864 года. Восприемниками были: Рязанской губернии, Зарайского уезда государственный крестьянин Стефан Иванович Гускин и Императорской академии художеств академика Давида Ивановича Иенсена жена Каролина Карловна... Копия сия выдана из Канцелярии Московского Генерал-Губернатора Канцелярскому служителю Владимиру Александровичу Опекушину согласно его просьбы, для представления в Департамент Геральдии Правительствующего Сената по делу об утверждении его в потомственном дворянстве» (орфография и пунктуация сохранены).
Как известно, Давид Иванович Иенсен был первым учителем Александра Опекушина. Это он сначала устроил мальчика на три года в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, а затем взял его на пять лет для изучения орнаментов к себе в мастерскую, которую Опекушин позднее назовет «академиею у Карпового моста». Известно и то, что в день открытия памятника Александру III в Москве, 30 мая 1912 года, во внимание к особым трудам и заслугам скульптора император Николай II пожаловал Опекушину чин действительного статского советника, давший ему право на потомственное дворянство. Недолго пользовался род Опекушиных царской милостью. В годы советской власти принесла она им немало хлопот. Имя самого Опекушина было негласно предано забвению. В пятитомной «Истории русского искусства» под редакцией Игоря Грабаря Александр Михайлович Опекушин назван автором одного памятника. За 70 лет советской власти о нем написано всего лишь три тоненьких брошюрки. Академия художеств СССР, в списках которой он значился, не удосужилась составить и издать хотя бы каталог обширного творческого наследия выдающегося мастера русской монументальной скульптуры. Во всей советской России нашлась одна-единственная малоформатная газета «Сельский кооператор», которая заметила смерть скульптора и напечатала небольшой некролог. Пришли вроде бы иные времена, но и в них не находится места для Опекушина. Раньше мешала идеология, теперь нехватка денег, которых по странному стечению обстоятельств не хватает именно на возрождение русского национального достояния.
РЕБЯТИШЕК НАЗЫВАЛИ «НОСИКИ»
А между тем веточка Опекушиных еще жива, и еще есть время получить сведения об этом роде из прямых источников. В 1915 году в семье Владимира Александровича от второй жены Полины Никош родилась дочь Галина. Когда девочке было пять лет, отец умер. Владимир Александрович Опекушин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Галина Владимировна хоть и выходила замуж, но фамилию своих предков сохранила. Сама она умерла в 2004 году и тоже похоронена на Ваганьковском кладбище, но не рядом со своим отцом, а в одной могиле со своей приемной матерью. Сын Галины Владимировны Николай Алексеевич Опекушин живет в Москве, внук Андрей Николаевич - на Украине.
У Лидии Владимировны родилась дочь Алевтина Михайловна. Ее внук Юрий Викторович Климаков живет нынче в Москве и пытается восстановить память о своем прапрадеде, благо, что в столичных архивах можно найти немало документов о роде Опекушиных. От второго брака у Лидии Владимировны была еще дочь Валентина, которая погибла в 1941 году под Минском.
О судьбе младшего сына Владимира Александровича - Александра - известно немного. Он родился в 1897 году. После Великой Отечественной войны его семья, в которой было четверо детей - Александр, Владимир, Тамара и еще одна дочь, имя которой Ирина Николаевна Морозова не помнит, покинула родные места и переехала в Костромскую область. При этом Александр Владимирович сменил фамилию на Аноров. Мотивы такого поступка вполне объяснимы: быть внуком потомственного дворянина, находившегося некогда в большой милости у монархов, было в те времена чревато большими неприятностями. Так и затерялась одна из веточек опекушинского рода на бескрайних российских просторах.
Николай Владимирович, родившийся в 1896 году, на начало Октябрьского переворота жил у отца и учился в московском реальном училище. Оставаться в революционной столице было небезопасно, и Николай возвращается в Рыбницы, в дом Константина Михайловича. Сам хозяин умер в 1917 году, домом владела его жена Мария Федоровна. 1 октября 1918 года он назначен на должность заведующего и учителя Рыбницкой начальной школы и проработал здесь до 1 августа 1966 года. Его учительский стаж прерывала только война. Он был на фронте с 1942 года и до конца 1944 года, когда после тяжелого ранения был признан негодным к военной службе. С войны принес он медаль «За отвагу», а его труд на учительской стезе был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. В 1923 году он женился. Жена его Анна Павловна родилась в Санкт-Петебурге, но ее дед и отец были ярославцами. Она также работала учителем в Рыбницкой начальной школе с 1923-го по 1957 год. Ее труд тоже отмечен орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. В школе они познакомились, здесь же молодой семье выделили угол, а в 1924 году у них родился сын Олег. На второго ребенка не решились - очень уж времена были неспокойные.
Олег Николаевич Опекушин погиб в 1943 году под Смоленском. За 40 было Анне Павловне, когда она родила дочь Ирину. Снова вернулась жизнь в осиротевший школьный угол семьи Опекушиных. А в 1954 году умерла Мария Федоровна Опекушина, и Николай Владимирович начинает ремонт ее дома, в который и перебирается с семьей осенью 1955 года. Он умер в 1970 году и похоронен на кладбище у Спасской церкви рядом со своим дедом.
Рассматривая фотографии Опекушиных, которые хранятся в архиве Ирины Николаевны Морозовой, я заметила одну характерную особенность в лицах представителей этого рода - выдающийся крупный нос. Улыбнулась на мое замечание Ирина Ивановна Зенкина и рассказала, что в давние времена всех опекушинских ребятишек в Рыбницах называли «носики».
Знаменательный автограф показала мне Ирина Николаевна Морозова. На небольшой брошюрке «Адресаты лирики Пушкина» написано: «Многоуважаемому Николаю Владимировичу Опекушину с самыми наилучшими пожеланиями от правнучки А. С. Пушкина Т. Галиной, 7.8.1968 г. Москва».
ЕСТЬ НАДЕЖДА
Когда входишь в этот дом, кажется, что время повернулось вспять. На стене зала висит большой парадный портрет хозяина - Константина Михайловича Опекушина. На стене тот еще семейный киот. Икон, правда, в нем не сохранилось. Высокий одностворчатый пенал тоже старинный житель дома, равно как и небольшая металлическая фигурная ваза. На стене в правой спаленке висит фотография Константина Михайловича с женой Марией Федоровной и племянниками, детьми Владимира Александровича - Александром, Николаем и Лидией. Судя по возрасту детей это первая половина 10-х годов XIX века. А в левой спаленке, где жила бабушка Александра, просторная лежанка, облицованная кафельной плиткой. Потрогала ее - теплая, ложись и почивай.
У кухонной печи на стульчике частенько дремлет кот Васька. Он здесь гостюет - придет поест, поспит и опять бродяжит. Родная кошка Пифка, названная в честь предшественника своего Пифагора, ничего не имеет против бездомного бедолаги и относится к нему весьма доброжелательно. Не менее доброжелателен и английский кокер-спаниель Тори. Он первым встретил нас, радушно проводил в дом и во время нашей беседы с хозяевами доверчиво лежал у наших ног. Осознает, видно, пес, в каком месте привелось ему жить, потому и ведет себя с подобающим достоинством.
Последние несколько лет сюда, в этот дом, в день рождения Александра Михайловича Опекушина приходят ребята из школы имени Карла Маркса из поселка Профинтерн. Пьют чай с сушками-баранками, слушают рассказ Ирины Николаевны Морозовой о своем прадеде, рассматривают старые фотографии, ходят по дому, в котором, вероятнее всего, был и сам скульптор. Значит, есть надежда на то, что к нам вернется память. И новое руководство департамента культуры области и художественного музея уделит больше внимания возрождению истинных ценностей, среди которых Опекушин занимает далеко не последнее место.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе