12.VI–18.VI

Презентация с огоньком. – Два мира – два сортира. – И хунта на что-то годилась. – «Ай-ду-ду, ай-ду-ду! Я возьму свою дуду!» – Нюрнбергский критик. – Основы посткапитализма. – «Чтоб пропасть ему, собаке! Чтоб издохнуть в буераке!» – Кодекс москвича. – Заря свободы.

Футбольный чемпионат мира в ЮАР стал также и местом для представления желающих устроить у себя такие состязания в будущем. Среди таковых стран была и Россия, от имени которой выступал гендиректор РФС А. Л. Сорокин. По словам А. Л. Сорокина, «выставка прошла очень живо, как говорится, с огоньком… Кто-то мечтал пожать руку Аршавину, кто-то хотел оказаться рядом с Шуваловым, кто-то желал сфотографироваться с Абрамовичем». При этом фотографированием в обществе Р. А. Абрамовича дело не ограничилось. Наиболее страстные любители футбола пожелали оставить себе материальную память о презентации: «Мы привезли два экземпляра заявочной книги… Два тома у нас украли». Любознательность африканцев тем не ограничилась – по словам главы РФС, заявочную книгу украли также и у голландцев.


Лишиться заявочной книги хотя и огорчительно, однако иностранные гости и участники спортивного праздника уже лишились весьма многих предметов, находившихся у них в собственности, – порой даже более им дорогих и нужных, нежели книга. Любовь к сувенирам достигла такого уровня, что руководство делегации Южной Кореи предписало своим членам ходить в общественные уборные исключительно строем, в составе организованных групп. Причина была не столько в том, что представители Сеула заразились от своих северокорейских братьев крайним тоталитаризмом, сколько в том, что южнокорейского журналиста, решившего оправиться в уборной многофункционального торгово-развлекательного центра, радушные хозяева тут же стали мочить в сортире на предмет изъятия денег, часов и мобильного телефона.

Многофункциональные развлечения в отхожих местах имели место и во время старинных спортивных праздников, но тогда они носили гораздо более буколический характер. Предание гласит, что, когда во время Московской Олимпиады 1980 года многолетний глава МОК лорд Килланин попросил отвести его в туалет, он зашел в помещение и тут же вышел крайне смущенный с вопросом, где же все-таки нужное ему заведение. На слова, что вот же оно, он убежденно отвечал: «Какой же это туалет – там два джентльмена пьют портвейн!» 

Сравнение с освобожденной Южной Африкой тут может даже навести на политически неверные мысли об известных преимуществах тоталитаризма с потемкинскими деревнями перед демократической бучей, боевой, кипучей. Хотя ветеран спортивной журналистики т. Орлов, также павший жертвой освобожденных народов, затем дивился: «Я работал более чем на десяти чемпионатах мира, но с таким никогда не сталкивался. Даже в 1978 году в Аргентине, хотя там правила тогда хунта, обстановка была намного миролюбивее». Обладая рядом не самых приятных свойств, хунта поддерживает (самыми разными, в том числе и не вполне законными способами) известный порядок – по крайней мере, в местах пребывания знатных иностранцев. Отчего частица «даже» – в смысле «и при хунте не было такого безобразия» – употреблена совершенно некстати.

К числу других преимуществ хунты – хоть аргентинской, хоть какой другой – можно отнести умеренность в употреблении народных музыкальных инструментов. Безусловно, все мы дружно осуждаем генерала Пиночета, но трудно представить себе, чтобы генерал-душегуб начинал свое утро словами «Ай-ду-ду, ай-ду-ду! Я возьму свою дуду!» и поощрял к тому же своих подданных. Тогда как склонность освобожденных зулусов брать свою дуду, именуемую на местном наречии вувузелой, и беспрестанно в нее дудеть – «Как во трубушку играет, // Православных потешает» – представляется a la longue несколько утомительной.

Хотя и не все, включая даже людей, профессионально занимающихся музыкой, бывают склонны проявлять некоторое снисхождение к начальникам народа. Так, музыкальный критик А. К. Троицкий бескомпромиссно объявил: «Мэра Москвы Лужкова надо давно свинтить и посадить на скамью подсудимых, чтобы, вот, был бы такой московский Нюрнбергский процесс над московскими властями».

За Ю. М. Лужковым можно признать определенные негоции, не в полной мере соответствующие видам России, – кто Богу не грешен, царю не виноват? – но простейшее чувство справедливости требует признать, что не злодей он и не грабил лесом и уж во всяком случае не расстреливал несчастных по темницам, ниже не развязывал мировых войн с десятками миллионов жертв и не учреждал лагерей смерти. Отчего идея вывести крепкого хозяйственника на Нюрнбергский процесс представляется довольно дикой.

Тут, вероятно, имеет место тот же языковой процесс, что и с известным скверноматерным выражением, которое в современном узусе никак не означает желания говорящего заявить, что он плотски познал родительницу оппонента, но всего лишь выражает бранчливость или даже просто является междометием, обеспечивающим большую связность речи (недоразумения, порой возникающие с инородцами, не вполне проникшими в эту конвенциональную тонкость и оттого воспринимающими междометие буквально и с большим огорчением, мы тут в расчет не берем). Сходным образом и «Нюрнбергский процесс» ныне представляет собой сугубое ругательство, и Ю. М. Лужков может нимало не страшиться суда народов, предвещаемого ему музыкальным критиком.

Он и не страшится, а вместо того отдается учению об общественно-исторических формациях. Обращаясь к ученым-обществоведам, Ю. И. Лужков задал вопрос: «Вечен ли капитализм? Если не вечен, каким должен быть посткапитализм? Нарисуйте образ посткапитализма, а мы нарисуем траекторию, как двигаться к нему. Если мы ее сформируем правильно, то это путь к развитию. Если траекторию сделаем прямолинейной, то нам цены не будет». Судя по дальнейшей его речи, Ю. М. Лужкову цены нет уже сейчас, поскольку траектория им установлена – «В посткапиталистическом обществе безусловное место должно занять государственно-частное партнерство. Оно несет в своей основе социальные цели».

Семья есть базовый социальный институт, eo ipso он несет в своей основе социальные цели, и в партнерстве с государством, при каковом партнерстве институту достаются прибыли, а государству убытки, семья заняла безусловное место, то есть посткапитализм – в Москве, по крайней мере, – успешно вышел на прямолинейную траекторию.

Иное дело, что даже на самой точно просчитанной траектории возможны некоторые возмущения, что с посткапиталистическим партнерством и произошло. Супруга Ю. М. Лужкова Е. Н. Батурина обратилась в органы МВД с заявлением, согласно которому исполнительный директор принадлежащего ей Московского спортивного клуба гр-н Бондаренко незаконно украл у нее элитных коней, вследствие чего женщина-предприниматель понесла убытков на 1,2 млн руб.

Огорчение обездоленных супругов понятно – «Ой вы, кони буры-сивы, // Добры кони златогривы! // Я ль вас, други, не ласкал, // Да какой вас черт украл? // Чтоб пропасть ему, собаке! // Чтоб издохнуть в буераке! // Чтоб ему на том свету // Провалиться на мосту!» Похоже, именно с обоснованным негодованием на конокрадов связан решительный поворот в национальной политике правительства г. Москвы. Председатель комитета по межрегиональным связям и национальной политике г. Москвы М. Ю. Соломенцев, прежде бывший адамантом политкорректности и борцом с ксенофобией, сразу после уличения конокрадов предложил выработать «Кодекс москвича», в котором жителям г. Москвы будет предписано «Не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски».

На инициативу М. Ю. Соломенцева сразу обиделись лица кавказской национальности, предположившие, что это их он имел в виду, однако более вдумчивый анализ склоняет к мысли, что острие кодекса будет направлено скорее против цыган, известных своей склонностью к конокрадству, – «На семь замков запирай вороного, выкраду вместе с замками». С другой стороны, поскольку в триаде «Враг унутренний, то ись жиды, стюденты и конокрады» сегодня упор явно делается на последний элемент, можно ожидать, что под началом Л. М. Алексеевой и Э. В. Лимонова в Москве в ближайшее время триумфально расцветет несогласие.

Максим Соколов, колумнист журнала «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе