Бояться те, кто эту историю фальсифицируют

Александр Дюков: Бояться деятельности Комиссии по борьбе с фальсификацией истории могут только те, кто эту историю фальсифицируют

Публикация 19 мая указа Президента РФ Дмитрия Медведева №549 "О комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории" вызвала живую и неоднозначную реакцию в той среде, к которой внимание первого лица государства приковано в последнее время как ни к какой другой – в блогосфере. Спектр оценок как самой идеи формирования Комиссии, так и ее состава колеблется весьма широко. Встречаются даже весьма радикальные: в частности мнение о том, что этот указ – самый неудачный и даже вредный из всех, подписанных Медведевым, выражают отнюдь не те пользователи блогсервисов, от которых привыкли слышать подобные оценки властных инициатив.

Некоторые блоггеры выражали удивление, что в состав Комиссии по истории при президенте не вошло достаточное количество историков-профессионалов. Мы, со стороны редакции Liberty.ru, можем лишь разделить это недоумение. В частности, на наш взгляд, присутствие в Комиссии тех людей, которые, будучи признанными учеными-историками, профессионально занятыми борьбой с фальсификациями истории нашей страны и нашего народа, только бы усилило эффективность ее работы.

Один из таких людей, директор фонда "Историческая память", автор и редактор ряда книг против фальсификации отечественной истории ХХ века ("За что сражались советские люди", "Великая оболганная война - 2" и др.) Александр Дюков любезно согласился ответить на наши вопросы.

 

Liberty.ru: Каково Ваше отношение к инициативе Президента? Чем она, на Ваш взгляд, была вызвана?

Александр Дюков: Создание Комиссии по борьбе с фальсификацией истории, безусловно, имеет очень сильную позитивную составляющую. Ни для кого не секрет, что в последнее время история превратилось в достаточно эффективный внешнеполитический инструмент, который власти ряда стран Восточной Европы пытаются использовать в антироссийских целях. Дело доходит до вопиющих случаев - таких, как официальная поддержка властями Латвии псевдодокументального русофобского фильма "The Soviet Story". К сожалению, в России отсутствует действующая система борьбы с такими фальсификациями; существует желание попросту "не замечать" подобных случаев, не реагировать на них. Результатом подобной страусиной политики становится серьезный имидживый и политический ущерб для нашей страны на международной арене. Комиссия, указ о создании которой подписал президент, может наладить борьбу с фальсификацией истории нашего недавнего прошлого, сделать ее более последовательной и системной.

 

Liberty.ru: Каково Ваше отношение к лицам, вошедшим в состав Комиссии? В частности, в интернет-среде высказывается удивление в связи с появлением в этом списке г-на Сванидзе. Разделяете ли Вы эти опасения интернет-аудитории?

А.Д.: Политика - это всегда компромисс. Я думаю, что без представительства "либералов" в Комиссии обойтись было нельзя. Это, конечно, может повлиять на эффективность работы Комиссии, но, надеюсь, не принципиально. Некоторое удивление вызывает то, что в состав Комиссии входят преимущественно чиновники, а не специалисты-историки. С другой стороны, в положении о Комиссии предусмотрено создание при ней специальных рабочих групп, в состав которых, как я понимаю, будут входить преимущественно специалисты-историки.

 

Liberty.ru: Как, на Ваш взгляд, должна быть построена работа данной комиссии? Не собирается ли Ваш Фонд участвовать каким-то образом в работе данной комиссии? Поступали ли какие-то предложения в Ваш адрес?

А.Д.: О том, как будет работать Комиссия, мы узнаем после первого ее официального заседания. Думаю, что при Комиссии будет создан ряд рабочих групп по наиболее активно переписываемым сюжетам истории России и Восточной Европы. Разумеется, мы надеемся, что в эти рабочие группы будут включены сотрудники нашего фонда. Хочу подчеркнуть, что к настоящему времени наш фонд является одной из ведущих организаций в стране, занимающихся проблемами борьбы с фальсификацией истории. Мы реализуем целый ряд научно-исследовательских, издательских и образовательных проектов, напрямую связанных с противодействием фальсификации отечественной истории, взаимодействуем с государственными и ведомственными архивами России и Белоруссии, общественными организациями (такими, например, как Фонд исторической перспективы и центр "Холокост"), ВУЗами. До конца года нашим фондом будет опубликовано 15 - 20 монографий и сборников документов по наиболее проблемным страницам истории России и Восточной Европы, среди которых будут работы историков из Прибалтики, Белоруссии и Украины. Мы уже сделали много, и планируем сделать еще больше. Поэтому я уверен, что потенциал нашего фонда будет задействован в работе комиссии.

 

Liberty.ru: Комиссия должна собираться, по документам, два раза в год. Не слишком ли это редко для такого повода?

А.Д.: Ну, во-первых, Комиссия будет собираться не два раза в год, а НЕ РЕЖЕ двух раз в год. Это достаточно существенное уточнение. Что же касается остального, то, как я уже говорил, основная работа будет, по всей видимости, вестись в рабочих группах комиссии. И они, скорее всего, будут собираться гораздо чаще.

 

Liberty.ru: Известны ли Вам аналогичные инициативе Президента зарубежные аналогичные "проекты"? Как они работают? Можно ли перенять какой-то опыт?

А.Д.: Прежде всего, назову Комиссию историков при президенте Латвии, созданную в 1998 году. Ключевыми задачами данной структуры являются обеспечение официальных лиц тезисами для "оккупационной" риторики и презентация на международной арене тематики "преступлений против человечества в Латвии в период советской и нацистской оккупаций (1940 - 1991)", при этом акцент делается на "преступления советского тоталитаризма". Одновременно в Латвии действует правительственная Комиссия "по установлению числа жертв тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР и мест их массового захоронения, обобщению информации о репрессиях и массовых депортациях и подсчету причиненного латвийскому государству и его жителям ущерба", готовящая обоснования для официального выдвижения финансовых претензий к России. Выдвижение этих претензий планируется на 2010 год.

В Эстонии в 1993 году парламент создал государственную комиссию по расследованию репрессивной политики оккупационных сил, перед которой была поставлена задача подготовить "Белую книгу о потерях, нанесенных народу Эстонии оккупациями". "Белая книга" была издана в 2003 году и послужила основой для масштабной антироссийской пропагандистской капании, а так же для требований к России "возместить ущерб, нанесенный оккупацией". Кроме того, при президенте Эстонии была создана еще одна комиссия - Эстонская международная комиссия по расследованию преступлений против человечности при президенте республики. После завершения ее деятельности в начале 2009 года появилась информация о возможности создания на ее основе эстонского Института национальной памяти.

"Институты национальной памяти" - это очень специфические историко-идеологические учреждения, функционирующие в странах Восточной Европы за счет госбюджета. Первым из них стал созданный решением парламента в 1998 году польский Институт национальной памяти (ИНП). К настоящему времени отделения ИНП действуют в 11 крупных городах Польши, общее число сотрудников составляет более 1200 человек. Руководит Комиссией председатель, которого по рекомендации коллегии при институте на пять лет выбирает Сейм, а затем утверждает Сенат. Институт инициирует судебные дела, обвиняя людей в сотрудничестве с "коммунистическими спецслужбами"; сотрудники ИНП выступают в качестве обвинителей на судебных процессах. В итоге, как отмечают наблюдатели, ИНП превратился в своеобразную "политическую полицию".

Аналогичная польскому ИНП структура создана в 90-х годах а в Литве; она носит название "Центр геноцида и резистенции". Юридически центр является департаментом при кабинете министров страны, а директор его утверждается Сеймом по представлению премьер-министра страны. Точно так же, как и в польском Институте национальной памяти, в составе литовского центра функционирует департамент специальных расследований.

На Украине ИНП создан в мае 2006 года; в деле переписывания истории он активно взаимодействует со "специсториками" из Службы безопасности Украины и фондом "Украина-3000", возглавляемый супругой украинского президента Екатериной Ющенко. Характерно, что недавно украинский ИНП публично заявил о невозможности сотрудничества с российскими историкам по идеологическим причинам. Недовольство руководства украинского ИНП вызвал тот факт, что российские историки рассматривают голод 30-х годов как общую трагедию, а не трагедию исключительно украинского народа.

Я дал очень короткий обзор структур, занимающихся "исторической политикой" в странах Восточной Европы. Все они финансируются из госбюджета, обладают серьезным потенциалом.

 

Liberty.ru: В одной из выпущенных Вашим фондом брошюр делается попытка приравнять блокаду Ленинграда к Холокосту и жертв этой блокады к жертвам массового геноцида европейских евреев. Как Вы полагаете, должна ли Комиссия по противодействию фальсификации истории каким-то образом реагировать на подобные инициативы?

А.Д.: По всей видимости, вы не держали в руках изданной нами брошюры. Речь в ней идет не о уравнивании жертв Холокоста и блокады. Речь идет о рассмотрении блокады и Холокоста как звеньев единой цепи нацистской истребительной политики на Востоке. Мы не должны разводить эти трагедии по узким "национальным" квартирам, мы должны помнить обо всех жертвах человеконенавистнической политики нацизма. Память об умерших от голода ленинградцах не конфликтует с памятью об уничтоженных нацистами евреях - они органично дополняют друг друга. Ведь, несмотря на различие, блокада и холокост - элементы одной общей, грандиозной по масштабам трагедии, начавшейся с нападения нацистской Германии на Советский Союз и предотвращенная благодаря победам Красной Армии.

Хочу также отметить, что брошюра "Общая трагедия: Блокада. Холокост" издана нашим фондом совместно с московским центром "Холокост", с которым мы планируем активно сотрудничать и далее. Так что никакого "ревизионизма" или отрицания трагедии Холокоста в этом издании не было и быть не могло.

 

Liberty.ru: Как бы Вы могли прокомментировать заявление некоей И. Карацубы на сайте Грани.Ру: о том, что "фальсификация истории конкретно Великой Отечественной войны исходит от власти" и что создание Комиссии - это "это попытка заткнуть рот обществу, независимым экспертам, историкам, журналистам, общественным деятелям, таким организациям, как "Мемориал", которые справедливо напоминают о преступном характере сталинского режима вообще и о его преступлениях в ходе Великой Отечественной войны в частности"?

А.Д.: Бояться деятельности Комиссии по борьбе с фальсификацией истории могут только те, кто эту историю фальсифицируют. Общество "Мемориал" к таковым не относится; его сотрудники сделали очень много для установления подлинных цифр сталинских репрессий. Подлинных, а не завышенных в десятки раз, которыми любят оперировать некоторые якобы "либеральные" публицисты.

Разумеется, есть люди, которым очень хочется замазать всю российскую историю ХХ века исключительно черной краской. Однако мы имеем право не поддаваться на подобные манипуляции, помнить и трагедии, и победы.

 

Беседовал Вячеслав Данилов

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе