Леонид Радзиховский: Все будет хорошо

Новогодняя статья должна быть краткой и веселой. Что уж короче и веселей старого анекдота, когда мальчик Кай не может сложить слово «вечность» из букв «ж», «о», «п», «а»?

Но не стоит расстраиваться – у нас еще много времени, пусть не вечность, однако минимум год придется этим делом заниматься. Вдруг получится?

Собственно, на этом можно бы новогодние поздравления читателям и закончить, но жаль расставаться. Продолжим немножко наши игры.

«П. подкрался незаметно, хоть виден был издалека».

Верно!

Про «издалека» писали все. Я даже свои статьи полугодовой – годовой давности глянул. Я хоть и не экономист – но тоже совсем ничего не понимаю в экономике, – однако также писал про наступающие «годы тощих коров». Не хвастаю несуществующими способностями пророка, просто об этом и правда говорили все, это было разлито в воздухе. Хотя бы по законам синусоиды, ну, слишком высоко взлетели, пора и честь знать, пора ехать вниз.

«Понемногу, года через два-три, мы вернемся к просперити-2007-8. Конечно, поначалу будем вздрагивать, осторожно оглядываться, а потом опять нефть ударит в голову»
«Незаметно» – и все попались, как лохи последние! Миллиардеры, закладывавшие свои акции. Риэлтеры. Миллионы семей среднего класса, бравшие ипотеку. Правительства всех стран, наперегонки строившие сладкие прогнозы (например, еще в сентябре наше правительство исходило из цены барреля в 2009 году 95 долларов, а прогноз роста ВВП был около 8%). Да что там правительства, миллиардеры и т. д. САМ БАФФЕТ ВЛЕТЕЛ! Ну, если после этого вам не стало легче, то вы, видно, и в Бога не веруете.

О причинах мирового кризиса спорят до хрипоты. Обычная цикличность экономики. Всеобщая жизнь не по средствам. Диспропорции: все финансы на Западе, все производство в Азии. Конкретные ошибки правительств и бизнесменов. Но экономисты называют и другие, многочисленные, противоречащие друг другу причины.

«Призрачно все в этом мире бушующем…».

Доллар, евро, рубль – что будет падать быстрее? США, ЕС, Китай – кто будет падать быстрее и дольше, садиться жестче? 2009-й, 2010-й – когда и с какой страны, с какой отрасли начнется восстановление? Цена на нефть – когда восстановится и до какого уровня? 70? 90? 150? 200?

Риторические вопросы можно задавать бесконечно. Не только нет внятного ответа, нет даже преобладающей у экспертов точки зрения. Нет даже ответа на вопрос, что должно произойти, чтобы стало яснее будущее. Туман, туман, туман… Единственно, все говорят, что самый паршивый период будет в первом квартале 2009-го, когда подведут плачевные итоги четвертого квартала 2008-го. А тогда, может, скажут, что самое паршивое нас ждет во втором квартале, когда подведут итоги первого квартала? Очень может быть…

«Что же будет с Родиной и с нами?»

Кое-что все же ясно.

Мировая мода – жить в кредит и не по средствам, смешавшись с нашей сырьевой рентой и традиционной обломовщиной, – дала убойной силы наркотик. Подсели на него крепко. Такая экономика – будто специально для нас.

Расширенное воспроизводство халявы и понтов! Возможно ли более сладкое и крепкое?! И в последние месяцы перед обвалом национальные понты стали уже вскипать бешеной пеной по краям, распальцовка пошла совсем злая… Это, кстати, тоже был для меня сигнал: не знаю, как насчет экономики, а вот морально, психологически мы уже созрели для хорошенького кризиса! Необходим ледяной душ, чтобы хоть на время в разум войти. Иначе головокружение от халявных успехов кончится каким-то грандиозным скандалом… Если не сдуемся сегодня, то завтра, пожалуй, лопнем от агрессивного самодовольства.

Так что в плане отрезвления кризис пришел вовремя.

Как раз в тот момент, когда мы – в точном соответствии со сказкой – почувствовали, что ухватили золотую рыбку за жабры прочно, и объявили, что отныне желаем быть владычицей морскою, тут-то оно все и случилось… «Убежало одеяло (нефтяное), улетела простыня (газовая), и подушка (нефтедолларовая), как лягушка, ускакала от меня». Нефтедоллары в сеансе черной экономической магии годами сыпались прямо из-под купола мирового цирка… «Вообще возбуждение нарастало, и неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Фагот не прекратил денежный дождь, внезапно дунув в воздух». Вот вам и кризис: «Я полез в кошелек, а оттуда пчела – тяп за палец! Ах ты!.. – шофер опять вклеил непечатные слова. – А червонца нету».

Ну-с – и что дальше?

Доллар, евро, рубль – что будет падать быстрее? (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)

Честно говоря, я думаю, что слухи о кризисе все же сильно преувеличены. Не конец света. Великая депрессия, развалившая государственный строй в Германии и фактически породившая Вторую мировую войну, была в истории один раз. А так-то мировые кризисы случаются все время, после войны их в США было штук 10. И ничего. Все довольно быстро восстанавливается. Думаю, что и на сей раз мы попали не в Великий кризис, а в простую рецессию. Если так, то американская экономика и на сей раз восстановится, потом европейская, запустится опять маховик нефтяных цен.

Вспомним мудрые слова нашего кровного союзника-должника, батьки Лукашенко: «Белорусский народ будет жить плохо. Но недолго». Именно так! Мы перестанем ломать голову, складывая из обозначенных в начале статьи четырех букв слово «вечность», – эти буквы потеряют актуальность.

И понемногу, года через 2–3 мы вернемся к просперити-2007–2008. Конечно, поначалу будем вздрагивать, осторожно оглядываться, а потом опять нефть ударит в голову, опять начнут раздуваться халявные щеки, гнуться пальцы… По спирали, по Гегелю, по спирали, по Гегелю.

И слово «вечность» мы опять начнем складывать из других, привычных букв «х», «а», «л», «я», «в», «а». Вдруг на этот раз получится – навечно?

Боюсь, что под громкие разговоры про необходимость «технологических прорывов» вернется старое, вечное «зачем географию учить, когда извозчик довезет?». Рента порождает лень и манию величия… А у нас и без ренты к этому предрасположенность.

В общем, такое счастливое окончание кризиса не внушает великого оптимизма, потому что рано или поздно экономически эффективный заменитель России… тьфу ты… заменитель нефти, конечно… найдут. И что тогда? Но, похоже, нынешнего грома недостаточно, чтобы мы ВСЕРЬЕЗ об этом неприятном задумались.

Впрочем, не стоит портить настроение – все-таки праздник.

У Толстого было любимое слово – образуется. И правда так… Очень редко бывает так, чтобы уже не образовалось, чтобы рассыпалось окончательно. Скоро ужастики пишутся, да не скоро мир рушится. Вон, 1991-й. Рассыпалась страна. И собрались страны, все потихоньку образовалось. А сейчас тем более образуется. Немного оптимизма, веры, надежды…

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Пушкину виднее, а?

С Новым годом!

Леонид Радзиховский

Взгляд

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе