Вперёд, к прошлому?

Чехов не был социалистом (не состоял, не привлекался, не участвовал), но боль его совестливых книг поразила читающую Россию ничуть не меньше, чем взрывная сила «Капитала» Маркса. Чехов–Горький–Толстой – вот панорамное зеркало, в котором Российская империи увидела своё истинное лицо накануне больших перемен. Пьесы, гневные публицистические статьи и проза великой тройки оказались для российского капитализма и царской бюрократии опаснее рабочих кружков, митингов и прокламаций.

Интересно: мой дед, родившийся, как и Чехов, в 1860 году, был арестован в двадцатилетнем возрасте «За переписывание прокламаций, призывающих к неповиновению Верховной власти», и на допросе убеждённо заявлял, что социалисты, к которым он себя причислял, хотят «изменения жизни в стране в лучшую сторону мирным путём».


Не читай я протоколы допроса членов молодёжной организации «Народная воля», не вникни в обстоятельства того времени и не коснись российская революционная волна судьбы моего будущего деда, проглотившего при обыске ключ от книжного шкафа, я жил бы с убеждением, что народовольцы – это не юноши и девушки с горящими глазами, а лишь угрюмые террористы, взорвавшие царя-освободителя Александра II, и отчаянные смутьяны вроде старшего брата Ленина, повешенного в Шлиссельбургской крепости за подготовку покушения на Александра III.

Не прочитай я словарь «Деятели революционного движения в России. Восьмидесятые годы», изданный в 1933 году Обществом политкаторжан, и журналы «Молодёжь и революция», так, наверное, и остался бы при обывательском мнении, что дух бунтарства и смуты был специально завезён в Россию из недовольной Польши и Западного края. А дети наших дворян и разночинцев с умилением читали французские романы и ни о какой свободе духа и социальной справедливости не помышляли.

Но всё не так просто. И судить о народовольческом движении лишь по делам «Народной расправы», руководимой Нечаевым, всё равно что оценивать исламский мир по делам «Аль-Каиды».

К чему я вспоминаю дела давно минувших дней? Действие рождает противодействие. Идеи социализма вспыхнули в России как ответ на свинцовые мерзости жизни, власть денег и коррумпированного чиновничества. Так жить нельзя! Точка. Мы не хотим так жить. Если верхи не желают ничего изменять – долой верхи!

Социал-революционеры, сменившие народовольцев, ввергли Россию в пучину политического террора и ухлопали, по самым скромным оценкам, от десяти до пятнадцати тысяч русских чиновников разного калибра. Точное число жертв Гражданской войны, грянувшей из-за разного понимания социальной справедливости, до сих пор не установлено. Пар народного недовольства сорвал все клапана на прочнейшем, как тогда казалось, котле Российской империи.

Народ-богоносец! «Не убий!» «Православие–самодержавие–народность!» Вся Россия в церквях и храмах – колокольный звон плывёт над страной. Русские – народ тихий, богобоязненный… А рвануло так, что и через сто лет не собрать и не пересчитать все русские косточки – везём их с разных материков в гробах под трёхцветным российским флагом. В каждой стране – от Австралии до Австрии – шелестят берёзками русские кладбища.

Нам это ещё раз надо?

Складывается впечатление, что российская власть исстари привыкла считать: она-то хороша, лучше некуда, а вот с народом ей не повезло, вечно народ чем-то недоволен. То снег, заваливший города и трассы, ему не нравится, и вместо того, чтобы дружно схватиться за подорожавшие лопаты и высыпать на улицы, зло ругает власть, разъехавшуюся отдохнуть на рождественские каникулы по тёплым странам. То бомбы-сосульки, висящие над каждым парадным, вызывают в народе бунтарское желание не платить управляющим компаниям за обслуживание домов. То по наущению врагов ёрничают над добродушными песнями-плясками миллионеров на музейной «Авроре». То обсуждают бонусы банкиров в кризисный год. А то южный загар чиновников среди зимы, изысканные наряды и автомобили с мигалками и крякалками его раздражают. Или смакует размеры взяток-откатов – словно и не при капитализме мы живём, а в обществе тотального дефицита, где хорошим подношением чиновнику считалась (нынешним курам насмех!) палка копчёной «московской» колбасы и бутылка трёхзвёздочного армянского коньяка. В общем, везёт нашим чиновникам с погодой и народом! Полнейшее непонимание целей новой модернизации и перспектив нанотехнологий.

Стремление в наш век игнорировать идеи социализма, принципы общественной справедливости – равноправия людей, а не уравниловки! – отдаёт историческим беспамятством и равносильно отрицанию Нагорной проповеди. Попытка же выдать купцов и банкиров-ростовщиков за элиту общества и устроить им всенародную овацию, наподобие тех, которыми встречали героев-полярников и первых космонавтов, заставляет вспомнить пословицу «Простота хуже воровства». Вульгарный материализм и монетаризм, которые навязали нам реформаторы 90-х годов, – это исторические грабли, на них Россия уже наступала сотню лет назад и больно получила по лбу, что гудит до сих пор. При этом другие страны, где социал-демократы не кучка оппозиционеров, а полноправные участники политического процесса, живут, как и мы мечтаем жить, в своих «коллективных грёзах».

Меня не покидает ощущение, что наша власть либо не знакома с изречением «Не в силе Бог, а в правде!», либо считает его не более чем одной из единиц архивного хранения русского фольклора. Какая правда, какая справедливость? Бабло побеждает всё! Примерно так рассуждает небитое российское чиновничество ХХI века. Именно так считает российский неокапитализм, в среде которого и родился последний слоган.

Замечу лишь одно: попытка закручивать гайки на клапанах свободомыслия по всем законам физики поднимает давление в котле, а не понижает его. И все заверения быстрых на слова политиков, что в России всё спокойно и никакой бунт нам не грозит, не стоят и полушки в предвыборный день.

Да, пока хватает хлеба и зрелищ, большая часть населения будет пить, жевать и ворчать в телевизор. Но даже самый бойкий и говорливый из наших политиков не в силах знать, что день грядущий нам готовит: новую аферу с неведомым гриппом, исчезновение мяса или соли из магазинов, стократное увеличение цен на чистую воду и электричество или запреты собираться с плакатами в майском лесу. 

И тем более никто не может угадать, как наш народ на это отзовётся. Ведь даже если всех жителей России уложить спать под одеяло одной партии, сны они будут видеть разные.

Дмитрий КАРАЛИС

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе