Мединского просят вмешаться в проблемы «Золотой маски»

Общественники считают, что премия вручается узкому кругу лиц и не может считаться национальной
Независимый профсоюз актеров театра и кино направил письмо министру культуры Владимиру Мединскому (есть в распоряжении «Известий»), в котором раскритиковал российскую национальную премию и фестиваль «Золотая маска». 
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Профсоюз считает, что премия не имеет права называться «национальной», потому что вручается преимущественно театрам из Санкт-Петербурга и Москвы, и просит министра вмешаться в проблемы фестиваля.

«В Положении о фестивале п. 1.6. «Цели и задачи Премии и Фестиваля» говорится о сохранении и развитии традиций российского театра, о выявлении лучших творческих работ в различных видах и жанрах театрального искусства России. Итоги «Золотой маски», мягко говоря, не соответствуют заявленным задачам», — говорится в письме.

По словам председателя профсоюза Дениса Кириса, «Золотую маску» необходимо поменять, потому что фестиваль получает финансирование из бюджета РФ.

— Мы не видим среди лауреатов театры из Хабаровска, Уссурийска, Алтайского края и Камчатки. Что уж говорить о маленьких провинциальных коллективах, которые никогда не выезжают за пределы своих городов, — говорит Денис Кирис.

Независимый профсоюз актеров театра и кино предложил устроить общественные слушания по итогам вручения премии «Золотая маска» с привлечением независимых экспертов.

24 мая в Туле на совещании, проводимом Министерством культуры, первый замминистра Владимир Аристархов также раскритиковал фестиваль. По его мнению, «Золотая маска» «из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, провоцируют общество, содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки».

В Минкультуры «Известиям» пояснили, что ведомство не готово целиком разделить мнение Владимира Аристархова. Позиция Минкультуры «будет сформирована позднее с учетом экспертизы профессионального сообщества», сказали в пресс-службе.

Между тем члены общественного совета ведомства поддержали критику в адрес «Золотой маски».

— Пришло время говорить открыто, — считает член ОС Минкультуры, народный артист России Николай Бурляев. — Президентом приняты основы государственной культурной политики, которые проливают свет на то, что мы ожидаем от нашей культуры. «Золотая маска» уже давно выродилась в доходный промысел. В этом междусобойчике премии даются замкнутому кругу лиц, подчас исполненных русофобии и вседозволенности. Взять, к примеру, лауреата «Золотой маски» прошлого года Тимофея Кулябина. Вдохновленный этим призом, он поставил оскорбительный спектакль «Тангейзер». Мне кажется, это говорит о премии исчерпывающе.

Член ОС Минкультуры Павел Пожигайло сказал, что «Золотая маска» «больше не может считаться национальной премией», а ее лауреаты «пытаются эпатировать публику при полном отсутствии таланта».

«Известия» попросили театральных деятелей прокомментировать проблемы «Золотой маски».

Худрук Александринского театра Валерий Фокин считает, что премия и фестиваль «показывает срез театральной картины России», однако при этом ее необходимо реформировать.

— То, что там попадаются спектакли, которые мне или кому-то лично не нравятся, — это нормально. Сказать, что в культуре всё должно быть только так и никак иначе, значит обрезать и ограничить ее развитие. Однако реформировать «Золотую маску» надо — прежде всего, обеспечить постоянную ротацию экспертного совета и жюри, — считает Валерий Фокин.

Режиссер Константин Богомолов отметил, что «за все время не слышал ни одной справедливой претензии к фестивалю».

— Я воспринимаю «Золотую маску» как крупный фестиваль, поддерживающий разнообразные формы театра, разнообразных художников, делающий очень много для того, чтобы театральная жизнь в России, не только в Москве и Петербурге, расцветала. В частности, «Золотая маска» делает очень много для популяризации театра в провинции. Может быть, не всегда это поддержано качеством региональных продуктов, но это необходимая политика вливания средств и сил в провинциальные театры. Выбор же всегда субъективен, — рассказал Константин Богомолов.

Режиссер также подчеркнул, что «все решения «Золотой маски» — всегда коллегиальные решения экспертных советов, жюри и других органов, которые всегда утверждаются в Союзе театральных деятелей».

Художественный руководитель Туапсинского театра юного зрителя Александр Лухин сообщил, что его учреждение регулярно получает техническую рассылку от фестиваля, но поучаствовать в «Золотой маске» театру так и не удалось.

— Какое-то время я заполнял заявки на участие в конкурсе, но ни разу не было никакого результата. Так что в итоге я уверился, что нас просто используют в качестве некой массовки, декорации, фона для тех театров, которые должны победить. Это — профанация, потому что конкурс на самом деле происходит между очень узким кругом театров. В результате, насколько я могу судить, премия «Золотая маска» влияет на деньги, которые выделяются театру, — отметил Александр Лухин.

Гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина отказалась от комментариев.

Российская национальная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов.
Автор
Олег Кармунин, Виктория Иванова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе