Четверть века создавая иконы

Писать иконы особая миссия, недаром говорят, святой образ открывает людям окно к Всевышнему.
Рыбинская мастерская «Преображение» без малого двадцать пять лет пишет иконы для храмов по всей России, украшая их светлыми ликами святых. 

Руководитель мастерской Алексей Головкин вспоминает, как все начиналось, и рассказывает, как рыбинские мастера создавали образ, полетевший в космос.


Сегодня «Преображение» зрелый коллектив иконописцев с большим опытом, самым лучшим образом зарекомендовавший себя в православном мире. Они создают лики святых и целые иконостасы не только для Рыбинской епархии, но и для соседей. Заказчики со всей страны хотят получить икону именно от наших мастеров. А начиналось все в далеком 1992 году, когда Алексей Головкин, всегда интересовавшийся стариной, решил заняться иконописью и основал небольшую мастерскую, тогда еще даже без названия.

- Нужно было искать себя в новых рыночных условиях, и Господь указал мне путь – необычный, так как у меня нет художественного образования, но, к счастью, есть организаторские способности. Мне зачастую было нелегко, мы справились тогда, справляемся и поныне, рассказывает руководитель мастерской «Преображение».



Секреты

Изучение немногочисленных дореволюционных источников с описанием процесса письма икон, внимательный анализ старых образов и упорный труд – вот секрет успеха «Преображения». Есть у мастерской и свой устоявшийся стиль. Алексей соотносит его с ярославской школой особая тонкость письма, насыщенные, не разбавленные цвета. Впрочем, уточняет Головкин, канон, которому следуют художники мастерской, не позволяет разгуляться воображению – строгий жанр иконописи обязывает.

Мастерская, начавшаяся как небольшое дело, сейчас крепко стоит на ногах. Иконы, созданные в «Преображении», можно приобрести в готовом виде или заказать практически по той же цене. Иногда у мастеров возникают трудности, связанные… с необычными именами заказчиков.

- Сегодня нередко детям дают имена, не имеющие аналогов в святцах – Яна, Диана, Милана. Тогда мы ищем святого по дате рождения ребенка и пишем его образ. Встречаются настолько редкие имена, что святых с таким именем еще не изображали. Тогда мы садимся за книги, изучаем жития, сличаем путаные, часто противоречивые описания, делаем выводы и пишем икону.



Признание

В конце девяностых у артели появилось название, выбранное по имени центрального рыбинского храма – Спасо-Преображенского. Спустя десятилетие после создания мастерской рыбинцев пригласили внести свой вклад в великий православный праздник. В 2003 году «Преображение» выполнило серию икон, посвященных столетию канонизации одного из наиболее почитаемых православных святых – Серафима Саровского. Мастерская Головкина справилась с заданием безупречно и быстро.

Спустя шесть лет рыбинцам была оказана великая честь – их пригласили принять участие в восстановительных работах Марфо-Мариинской обители в Москве. Обновленные белые стены Покровского храма старинной обители украсили двадцать четыре образа нашего, рыбинского письма. Супруга действующего тогда президента Дмитрия Медведева, Светлана, входившая в попечительский совет по восстановлению обители, настолько впечатлилась ликами с волжской земли, что заказала у «Преображения» семейную икону, которая и поныне хранит чету Медведевых.

- Тогда, шесть лет назад, Крещение Руси объявили государственным праздником. Из всех иконописных мастерских России именно нам доверили писать образ Равноапостольного князя Владимира для первого празднования такой знаменательной даты на Красной площади. Сама икона стояла в небольшой часовне, а на площади красовался плакат с копией образа – огромный, почти десять метров. Невозможно было не радоваться в такой день!



Образ Спасителя для летчика-космонавта

В ноябре 2014 года образ, написанный рыбинскими иконописцами, поднялся в невесомость. Мог ли мечтать Алексей Головкин, юношей проходя срочную службу на Байконуре, что десятилетия спустя икона, созданная в его мастерской, полетит в космос?

- Для меня, отслужившего в космических войсках, это особая честь – то, что именно нашему «Преображению» было доверено писать образ, сопровождавший на орбиту Героя России Антона Шкаплерова, признается Алексей. – Сперва шли бурные обсуждения – уточнялись размер и вес иконы, параметры, столь важные при ограниченной грузоподъемности корабля. Работу необходимо было закончить в предельно сжатые сроки – спасибо иконописцам мастерской, которые выполняли заказ. Они трудились день и ночь, и всего за две недели родился образ Спасителя Всемилостивого. По сути, это список со святыни тутаевского Воскресенского собора. Хочу поблагодарить руководство Роскосмоса и лично летчика-космонавта Антона Шкаплерова за оказанную помощь. Также отдельную благодарность выражаю епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину и отцу Василию, благочинному Романово-Борисоглебска.

Обычно на сотворение образа уходит значительно больше времени, процесс этот не терпит суеты и спешки. По словам Алексея, с течением веков он практически не претерпевает изменений:

- За прошедшие столетия в иконописи мало что изменилось. Те же кисти и липовые доски. Тот же нелегкий ручной труд. Разве что лак теперь наносят не кистью, а компрессором. На создание иного иконостаса у нашей мастерской уходит не меньше двух лет.

Иконы «Преображения» есть сегодня во многих семьях в разных городах России. Жизнь сводила Алексея с самыми разными людьми – особенно вспоминается необычная встреча с Григорием Лепсом. Он предстал не в привычном для зрителей образе харизматичного певца, рыбинец увидел в нем бережного коллекционера большого собрания икон и радушного хозяина.

То, что труд рыбинских иконописцев сегодня очень востребован, сомнений не возникает. Многие сейчас ищут свой путь к Богу, высшего заступничества через молитву. Как здесь без иконы?

- Радует, как активно последние 20 лет возрождается православие, люди обращаются к Богу, вырастают новые церкви, которые мы с большим удовольствием и божьей помощью украшаем иконами. Нет теперь такого предвзятого, нетерпимого отношения к верующим, как в советские времена. Меня самого тайно крестили в Георгиевском храме, за что потом моим родителям крепко досталось на работе.

- У меня нет грамот и дипломов, не скрывает Головкин. – Все мои награды – это работы мастерской, это людская радость и благодарность за наши иконы. Это самое ценное.
Автор
ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе