Христианская проповедь на театральных подмостках

В Волгограде создали молодежный театр духовно-нравственного сюжета «Миргород».
Мартовская премьера «Крестители» о равноапостольных княгине Ольге и князе Владимире молодежного театра духовно-нравственного сюжета «Миргород» собрала около тысячи зрителей в волгоградском Доме офицеров, рассчитанном на 800 человек. 

Последний бой Святослава — отрывок из спектакля театра «Миргород». 
Фото: Марина Соловей


О том, как существует некоммерческий миссионерский театр, РП рассказал худрук «Миргорода» Тимофей Назиров.


— Когда наш меценат «замахнулся» на Дом офицеров, я к этому сначала отнесся скептически и подумал: ладно, свою часть работы я сделаю, а там уж — как знают, — делится после премьеры руководитель театра Тимофей Назиров. — И когда в зал пришли явно больше людей, чем зрительских кресел, для меня это было маленькое чудо. Как и работа наших юных артистов: они играли с большой отдачей.

«Крестители» в репертуаре «Миргорода» — первая постановка такого масштаба. Одно действие посвящено княгине Ольге, второе — князю Владимиру, спектакль рассказывает об их жизни и приходе к христианской вере, представление длится в общей сложности два часа.

Премьера первой части — о княгине Ольге — с успехом прошла в Волгограде в конце прошлого года. Среди зрителей был и владыка Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский, он благословил актеров и поблагодарил участников театра за актуальный для современности способ христианской проповеди.

«Миргород» не является коммерческим проектом, с самого начала он создавался как миссионерско-просветительский, существует на пожертвования, которые собираются в Богоявленском приходе, — при нем театр основан и работает, а также на средства меценатов. Билеты на спектакли распространяются бесплатно.


Фрагмент из спектакля «Крестители». 
Фото: Марина Соловей



«Мы выросли из коротких сюжетов»

Все начиналось с небольших сюжетов на духовно-нравственные темы в школьном кружке. Волжанин Тимофей Назиров больше 10 лет преподает Основы православной культуры, последние шесть лет — в 93-й школе Советского района Волгограда. Форму театрализованных представлений для знакомства учеников с православными традициями и праздниками педагоги давно признали самой эффективной. Участники постановок сами переживают события, и информация откладывается в детской памяти намного прочнее, чем та, что получена на лекциях во время обычных уроков. Дети восприняли такую форму занятий с энтузиазмом, а учителю пришлось осваивать мастерство сценариста, так как найти хорошие тексты для представлений оказалось непросто.

 — При создании сценария очередного праздника Пасхи захотелось отойти от традиционной формы. У меня было еще свежее впечатление от книг Дмитрия Балашова, у него есть такая серия «Государи московские», — рассказывает Тимофей Назиров. — Меня сильно впечатлила личность Михаила Тверского, и я подумал, что можно говорить о Пасхе как о личной Пасхе какого-то человека. То есть, когда человек живет и умирает таким образом, что уподобляется Христу.

Так появился первый 50-минутный спектакль «Пасха Михаила Тверского», с которого началось существование «Миргорода» как театра. Через некоторое время в Волгоградскую епархию пришло приглашение из Твери на конференцию, посвященную становлению нравственности через познание национальной культуры. Спектакль как нельзя лучше вписывался в тему, и юные артисты успешно провели свои первые гастроли, выступив на самой конференции и в нескольких тверских монастырях. Это был серьезный импульс для активного развития театра.

Потом появилось «Рождество» по сказкам Пушкина, постановка «Пасхальные хроники. Пилат», рождественская сказка-притча о духовной жизни «Черное и белое или семь плодов к Рождеству». В репертуаре «Миргорода» есть несколько 20-минутных сюжетов, которые артисты играют в небольших аудиториях и потом обсуждают со зрителями: «Прозрение» — о слепой девочке, исцеленной Иисусом, отец которой — фарисей, приговоривший вместе с другими Христа к казни, приходит в итоге к раскаянию; «Плач Адама» — об истории возникновения зла на Земле и другие.

Пока все сценарии к спектаклям стихотворные, но в этом году у «Миргорода» есть планы освоить прозу.

— Впервые будем ставить не свой текст, мне понравилось произведение Жоржа Макдональда — есть такой основатель жанра фэнтези, друг Льюиса и Толкина. Оригинальное название — «Принцесса и гоблины», а театральная версия — «Серебряная нить», — делится руководитель театра. — Также в планах — поставить спектакль, посвященный царственным мученикам — Николаю II и его семье. Есть идеи, чтобы сделать это нетрадиционно, и это тоже будет авторский текст в прозе.



Непрогнозируемый бюджет

Театр долгое время существовал только на пожертвования прихожан, но лишь этими средствами потребности развивающегося коллектива удовлетворить было сложно. Сейчас кроме поддержки, которую по-прежнему оказывает его первый зритель и духовный наставник всего коллектива настоятель Богоявленского прихода Волгограда протоирей Александр Сазонов, у «Миргорода» появился постоянный меценат и единомышленники, опекающие артистов по возможности.


Фрагмент из спектакля «Крестители». 
Фото: Марина Соловей


Из-за скромного бюджета география гастролей пока ограничена, в основном это поездки в соседний Волжский и районы Волгоградской области. Выступление в Москве по приглашению известного проповедника протоиерея Димитрия Смирнова не состоялось — деньги на поездку коллектива найти так и не удалось.

— Сейчас надеемся попасть на фестиваль школьных театров в Москву, он пройдет в начале мая в театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко, — говорит Тимофей Назиров. — А если кто-то помог бы с гастролями, мы были бы очень рады, потому что дети много трудились, и эта работа требует выхода.

Для сравнения — бюджет поездки коллектива в столицу равен стоимости последней постановки, а она обошлась театру в существенную сумму. Кроме гастролей и костюмов, важную статью расходов составляет техническая база, почти все спектакли — музыкальные, и для качественного звука во время живого исполнения нужна хорошая аппаратура.

Штат сотрудников театра формируется на добровольных началах. Костюмером несколько лет была директор воскресной школы Богоявленского прихода Лариса Краснянская, которой также приходилось совмещать свои основные обязанности с функциями администратора и рекламного агента. Недавно в команде появился талантливый помощник режиссера — Ксения Высоцкая, а новый костюмер Анна Рыкова стала для всех юных артистов второй мамой и заботливым другом.



Бездарных детей не бывает

Постоянных артистов театра сегодня около 35 человек, в основном это старшеклассники от 12 до 16 лет, самой младшей артистке — семь. Главная проблема в актерской труппе, которая работает не ради зарплаты, а «за интерес», — обеспечить каждому возможность реализоваться.

— В последнем спектакле у нас на сцену вышли 30 детей. Наверное, и во взрослом коллективе есть такие проблемы, но здесь они обострены: всем нужно дать роль, — говорит худрук театра. — И довольно сложно между этим всем лавировать, чтобы каждый ощутил себя нужным. Практика показала, что бездарных детей нет. Если приложить какие-то усилия, то начинают разговаривать и создавать образы все, в каком бы состоянии они ни пришли. Но есть, конечно, явные таланты, за кого уже не волнуешься, которые могут сыграть любую роль.

Сначала в постановках были заняты в основном прихожане храма Богоявления и учащиеся воскресной школы, но в этом году в театр буквально хлынул поток молодежи из других близлежащих школ.

— Для нас это и хорошо, и испытание, — признается Тимофей Назиров. — Потому что раз люди пришли в Церковь таким образом, для них это должно быть не только театральное развлечение, но и шаг к Богу. И если эти дети пришли к нам, дали свою руку, мы их должны повести.
Автор
Екатерина Ландина, Волгоград
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе