Виктория ГОРШКОВА: «Древние иконы должны оставаться в музеях»

Если образа начнут передавать церкви, в первую очередь возникнет вопрос об их сохранности. Кто будет его решать?

На минувшей неделе в Митрополичьих палатах прошли научные чтения памяти выдающегося ярославского искусствоведа Ирины Болотцевой, уже шестнадцатые по счету. Это мероприятие всегда привлекает внимание специалистов в области древнерусского искусства из разных городов России. Здесь звучат доклады, охватывающие широкий круг тем: средневековое искусство Ярославля, отражение в нем общерусских культурных процессов. О серьезном значении конференции в научном мире говорит хотя бы тот факт, что сборники докладов, издаваемые после чтений, имеют высокий индекс цитирования в исследованиях по истории средневековой Руси. О месте древнерусского искусства в современном мире мы поговорили с Викторией Горшковой, заведующей отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея.

– Виктория Викторовна, со стороны кажется, что история Древней Руси изучена вдоль и поперек, что еще нового в ней можно обнаружить?

– Древнерусская культура является фундаментом современной, и тематика ее неисчерпаема. Ежегодно открываются новые документы, новые факты, лишний раз подтвердила это и нынешняя конференция. Каждый доклад всегда содержит в себе что-то ранее неизученное: имена, факты, события. Дмитрий Полознев, директор областной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, говорил о совместной работе с Российской государственной библиотекой, которая позволила найти в фондах РГБ 300 рукописей ярославского происхождения! Причем один памятник пергаменный, а это сенсация. Из его открытия вовсе не следует, что в библиотеках не знают, что у них хранится. Просто раньше рукописи значились памятниками неизвестного происхождения. Сейчас же по владельческим и другим записям удалось выяснить, что они ярославские. На прошедших чтениях интересные исследования были представлены о ярославских изразцах, собраниях частных музеев икон. Романов-борисоглебские письма стали темой сразу нескольких докладов.

– Чтения этого года не обошлись без обсуждений нового закона о передаче имущества религиозным организациям…

– Да, в конце октября 2010-го президент подписал закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Церкви передаются все религиозные здания, земли, прилегающие к ним. На это отводится шесть лет. Церковь должна подготовить соответствующие документы, все оформить. Думаю, через шесть лет будет вал окончательной передачи, может, и раньше. Очень надеюсь, иконы этот процесс не затронет.

– Что вы можете сказать о ситуации со Спасо-Преображенским собором Угличского кремля?

– С первого января Спасо-Преображенский собор, который является частью архитектурного ансамбля, перешел во владение Ярославской епархии. Площади музея сократились, а фрески и иконостас остались в «зоне ответственности» его работников. Из-за отсутствия документально прописанных прав и обязанностей возникла рассогласованность, которая только вредит памятнику.

– Можно ли найти компромисс во взаимоотношениях церкви и музейщиков, ведь вы работаете на одной ниве – сохранения и умножения духовной культуры, воспитания в людях нравственности?

– Конечно. У нас с Ярославской епархией взвешенные партнерские отношения. С 2003 года икону Толгской Божьей Матери мы совместно храним в Толгском монастыре. Икона находится в киоте. Дерево смягчает неблагоприятные внешние воздействия. Икону не открывают, не вынимают, не носят в крестные ходы. Я как хранитель регулярно осматриваю образ. Два раза в год реставратор изучает ее под микроскопом. Но нужно понимать, что ситуация с иконой Толгской Богоматери уникальна. Всем образам в храмах такие условия не создашь, да и реставраторов столько нет. Свято-Тихоновский богословский институт в Москве, где готовят, в частности, церковных реставраторов, за десять лет выпустил 72 специалиста. Только двое работают в церквях, а в целом они там оказались не нужны.

– Если все-таки возникнет вопрос передачи икон, наверное, возникнет и вопрос их сохранности?

– Если их начнут передавать, возникнет обязательно. Насколько церковь в состоянии решать его? С отреставрированных древних икон позднейший красочный слой снят, они требуют щадящего режима хранения, которого в церкви не создать. К сожалению, большая проблема – хищения в храмах.

– Музейщиков упрекают в том, что большинство икон находится в фондах и никогда не выставляется…

– Да, у нас в хранилище около двух тысяч икон. Но они не отреставрированные, потемневшие от времени. Сейчас укреплены, законсервированы. На реставрацию уходит много времени, бывает, не один год. Реставраторы работают с микроскопом, чтобы, счищая запись, не повредить авторский древний слой. Восстановленные же иконы находятся в постоянной экспозиции. А как смотрят ярославские иконы там, где нет древних памятников! Уже второй год наши выставки в Сибири пользуются большим вниманием.

– Приходят ли верующие в музей к иконам?

– Приходят, молятся, крестятся, по праздникам приносят цветы. Мы только просим не прикладываться к ликам, чтобы живопись не пострадала. Если образ под стеклом – пожалуйста.

– Иконы в равной степени как выдающиеся памятники истории и культуры, так и предметы культа, стоит ли делить имущество?

– Музей церкви не противоречит. И очень важно заботиться о нашей истории вместе. Древние иконы должны остаться в музее, где созданы более комфортные условия для их сохранности. Мы предоставляем их для копирования, для обучения современных иконописцев. Пусть в новых и возрожденных храмах будут новые образы, написанные нашими современниками, тогда и иконопись будет развиваться. У нас есть иконы из разрушенного Успенского собора. Мы договорились с иконописцами мастерской «Ковчег», которые сделали копии. Музей их воссозданному Успенскому собору подарил. Подлинники остались здесь, в щадящих условиях. Сегодня очень важно вместе сотрудничать по сохранению нашего исторического и культурного наследия, наших нравственных ценностей.

ЯР-досье

Виктория Викторовна Горшкова родилась в Ярославле.

В 1977 году окончила ЯрГУ им. П.Г. Демидова, отделение истории факультета истории и права. В 1985 г. – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет теории и истории искусства. В Ярославском художественном музее работает с 1979 года.

Замужем, имеет четверых детей.

С 1996 года Виктория Викторовна руководит отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея. Сфера ее профессиональных интересов: средневековое искусство и художественная жизнь Ярославля XIII – XV веков. Она преподает в ЯрГУ им. П.Г. Демидова и в Ярославской духовной семинарии. Ей принадлежит более пятидесяти публикаций. В прошлом – автор и ведущий серии передач на местном телевидении.

Указом Президента РФ от 3 апреля 2006 года Виктории Горшковой присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Марина НИКИТИНА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе