Борьба смыслов. Ислам vs. запад

О мусульманском головном уборе и не только

Канадский медиатеоретик Маршалл Маклюэн еще в 60-е годы сформулировал идею о том, что наш мир в результате развития средств массовой информации превратился в «глобальную деревню». Маклюэн имел ввиду, что люди во всем мире соединены между собой в одну глобальную сеть, по которой информация мгновенно распространяется из одного конца в другой.

То, что для некоторых из нас мир стал теснее коммунальной кухни особенно заметно на примерах конфликтов, возникающих на почве религии. Печальным примером служит недавний суд над гражданином Германии, который зарезал беременную мусульманку прямо в зале суда. Пора признать, что Вавилонская башня – это наша сегодняшняя и будущая реальность, и научиться жить друг с другом мирно. В случае с европейским менталитетом и исламским миром этому мешает перегруженность смыслами и идеями, которые определяли отношения этих двух культур с самого момента их знакомства друг с другом: это и исламская борьба против «неверных», и крестовые походы, и, наконец, история колонизации Востока европейскими империями. Обе стороны оперируют одними и теми же понятиями, вкладывая в них совершенно иной смысл. В этой статье мне бы хотелось осветить некоторые аспекты дискурса вокруг знаменитого дресс-кода праведной мусульманки, а точнее – ее головного убора под названием хиджаб.

В наших глазах хиджаб или, что еще хуже – никаб – явственное свидетельство подчинения и бесправия женщины в исламе. Перед глазами сразу возникает образ униженной, необразованной, чуждой модернизации не только в одежде, но и во всем образе жизни женщины, цель существования которой заключается в хозяйственной работе по дому и рождении детей. Она во всем подчиняется своему мужу, который держит ее взаперти, лишая тем самым привилегии быть современной свободной женщиной (по европейским понятиям).

Сэр Франк Дикси, «Лейла»

Однако этим образом наши фантазии о том, что же скрывается за занавесом хиджаба не исчерпываются. Со времен колониализма в европейском представлении о востоке живет еще один образ восточной женщины. Он был создан усилиями писателей и художников, путешествовавших в то время по колониям. Тогда Европу захлестнуло увлечение ориенталистикой: очень популярны были путевые заметки, книги, открытки и картины с восточными мотивами, изображавшие томных одалисок в роскошных гаремных апартаментах. Складывалось впечатление, что эти дамы, помимо того, что купались в изобилии и богатстве, были отнюдь не лишены личного счастья. О коварных царицах и их служанках повествует не одна сказка из «тысячи и одной ночи»: едва спровадив султана на войну, они тут же запускали в гарем отряд невольников и наслаждались друг другом так разнообразно, как христианские миссионеры побоялись бы себе даже в мыслях представить (разумеется, в детских изданиях эти подробности опущены).

Оба эти образа существуют в нашем сознании одновременно, но в повседневной жизни мы, разумеется, сталкиваемся с мусульманкой только первого типа. Она вызывает у нас целую волну разнообразных эмоций – недоумение, страх, сочувствие, но в первую очередь – отчуждение. Возникает желание сорвать с нее этот занавес и сделать ее такой же, как мы. Потому что мы считаем, что только во всем нам подражая, наша мусульманская сестра сможет обрести истинную свободу и равноправие. Интересно, откуда такая уверенность в привилегированности собственной позиции? Статистика свидетельствует, что в среднем по Европе заработная плата женщин за одинаковый труд на 15% ниже оплаты труда мужчин.

В ответ мы, конечно, можем привести другие примеры насилия над женщинами в исламских странах – например, убийство для защиты чести. Это же уму непостижимо, что в XXI веке брат может убить сестру, потому что она стала жертвой изнасилования и таким образом замарала честь своего рода. Тем не менее такие примеры случаются не только в Афганистане, но даже в хорошо знакомой нам Турции. Однако и на этот аргумент найдется контраргумент: в западном мире вовсю процветает рынок сексуального рабства, где мучаются и погибают сотни тысяч наших, (восточно-)европейских женщин. Не говоря уже об ужасающей статистике насилия в семье – с этим в той или иной степени сталкивалась почти каждая европейская женщина.

 

Это реклама одежды или...?

По другую сторону баррикад на нас тоже смотрят через кривое зеркало. Исламские брошюры взахлеб возмущаются статусом западной женщины, положение которой низведено до уровня сексуального объекта. Это как же так можно, чтобы любой продукт, будь то машина или джинсы, рекламировался легкомысленно одетыми девушками в соблазнительных позах! Также наши оппоненты очень любят вспоминать о том, что христианские мыслители долгое время сильно сомневались в наличии у женщины души и она была лишена таких базовых прав, как, например, право на развод, в то время как в Коране совершенно четко сказано, что и мужчина, и женщина имеют душу, а также прописано право женщины и на развод, и на собственность.

Становится ясно, что все далеко не так просто и однозначно, как нам кажется с высоты нашей колокольни. Вернемся к многострадальному хиджабу. Недавно французское правительство распорядилось о том, чтобы не давать гражданство соискателям, которые заставляют своих жен носить никаб, аргументируя тем, что это является покушением на права и свободы женщин. Я полагаю, что стоило бы спросить саму обладательницу никаба, ущемляет ли он ее права. Лейла Ахмед, профессор гарвардского университета на кафедре Women’s Studies and Religion приводит в своей книге “Women and Gender in Islam” данные исследований, проведенных среди египетских студенток, носящих хиджаб: большинству из них хиджаб не мешает, а помогает в личностном развитии и освоении публичного пространства. Они считают, что благодаря хиджабу им намного легче осваивать внешний мир – обучение в университете вместе с мужчинами, проезд в транспорте и так далее – и все это, пользуясь уважением посторонних людей – никто не посмеет присвистнуть или высказать сальный комплимент им вслед. Другое дело, что в Европе, где даже очень легкомысленно одетая женщина давно не вызывает ничего, кроме удивленных взглядов, защитная функция хиджаба не просто отпадает, но имеет обратный эффект – хиджаб только приковывает взгляды и, зачастую, негативные эмоции.

А ведь мало кто знает, каково было первоначальное значение этого аксессуара. Во времена пророка Мухаммада арабки не покрывали голову. Этот обычай пришел на Аравийский полуостров вместе с – да-да, – христианскими и еврейскими племенами. Вскоре Мухаммаду была явлена сура, в которой он предписывал своим женам (что богословы в последствиии распространили на всех мусульманок) покрывать голову и открытые участки тела, чтобы их опознавали как заслуживающих почтения женщин. Были разработаны законы, по которым носить такую одежду разрешалось только знатным дамам, а рабыням за ношение покрывал полагалось строгое наказание. Таким образом женщины на улице разделялись на достойных, которых нельзя трогать, а также всегда доступных рабынь.

 

Дореволюционный Иран - супруга шаха. Фото: persianmirror.com

Однако сегодня эта коннотация хиджаба не имеет никакого значения. Как и в прошлом, сегодня хиджаб – больше, чем хиджаб. Сегодня это во многом символ возрождающейся исламской (или исламистской?) силы и борьбы против растленного и растлевающего запада.

Около 70 лет назад иранский шах запретил женщинам носить на голове что-либо кроме европейской шляпки, а многие мамы и бабушки современных египетских и турецких девушек носили юбки по колено. В последние же десятилетия облик мусульманской женщины снова претерпел радикальные изменения. И виноваты в этом не только исламская революция или «мусульманское братство». Все больше и больше молодых мусульманок на родине и в диаспоре добровольно выбирают для себя хиджаб. Похоже, для них это своеобразная форма защиты не только от прямых посягательств на их честь, но и от всепроникающей глобализации, которая экспортирует западные ценности даже в самые далекие уголки нашего мира.

Однако вместе с хиджабом усиливается восприимчивость ко всему объему исламских распоряжений относительно человеческой жизни. По данным Лейлы Ахмед желание вернуться к основам своей культуры распространяется также на одобрение большинством египетских студенток норм шариата.  Ничего не имея против самовыражения в одежде, Ахмед заключает: «Я очень сомневаюсь, что эти девушки имеют хоть какое-то представление о том безграничном контроле, несправедливости и настоящей жестокости, которые при данном порядке вещей применяются по отношению к женщине от имени ислама».

Религо.РУ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе