Что заставляет христианина чтить Сталина?

В связи с юбилеем великой победы на Волге снова начались вечные и бесконечные дискуссии о роли личности Сталина в российской истории. Точнее даже не о самой личности, а о мифологии, вокруг нее накрученной.

Такие дискуссии в нашем обществе идут давно, со дня его смерти в марте 1953 года. Наверно, пик отрицательного отношения к образу Сталина приходился на период начала шестидесятых годов, когда его преступная роль в массовых репрессиях большинством населения отрыто или молчаливо признавалась. Исключения, конечно же, были: грузинская торгово-партийная номенклатура, уволенные в запас военные, почему-то водители грузовиков, часть учителей, врачей, писателей и разная иная публика. Их было немного: страна была на подъеме, дышать стало легче, люди летали в космос, мы поддерживали национально-освободительную борьбу колоний, боролись за мир, пахали целину и сажали кукурузу. Страшные призраки прошлого таяли.

Но только страна вступила в период стагнации в начале семидесятых, так начались попытки частично реабилитировать Сталина, то, как создателя тяжелой индустрии, то, как мудрого главнокомандующего, то, как великого дипломата. При этом люди продолжали все-таки смеяться над такими нелепостями, как "корифей наук" или "лучший друг советских детей".

Однако во многих статьях преступления режима начали записывать скорее на счет Ежова, Берии и Абакумова, обходя роль в репрессиях самого Сталина. Самые же наивные и простые люди даже говорили, что, мол, "Берия обманул Сталина". Но преступления называли преступлениями, если, конечно верили фактам, которые "упрямая вещь". Мало кто доходил в оправдании прежнего режима до крайней степени аморализма, что, дескать, "лес рубят, щепки летят". Скорее, тяжело вздыхали, что "время было такое".

Вот прошла перестройка, потом двадцать лет жизни в новом, демократическом государстве, где три четверти населения считают себя верующими в Бога, и что мы видим и слышим, что льется на нас с экранов?

Моральные оценки в дискуссиях зачастую просто отброшены, так что никто особенно не отрицает факта массовых репрессий, только разве что спорят об их масштабах. Идут также и вечные споры о 1941 годе, кто виноват в поражениях, о раскулачивании, особенно на предмет борьбы с концепцией "голодомора на Украине", дескать, не только украинцев в начале тридцатых голодом морили, но и русских тоже, пусть хохлы не воображают о себе.

Особенно ошеломляют меня те, кто именует себя, с одной стороны, православными христианами, но при этом почитают Сталина. Все мученики за веру всех времен, фигурально выражаясь, "в гробах переворачиваются". Ведь именно при Сталине была "безбожная пятилетка", проводилось массовое истребление епископата, священников и паствы. Правда, во время войны был проведен тактический маневр, церкви дали немного воздуха с учетом потребности в мобилизации народа на борьбу с агрессором и открытия при немцах церквей на оккупированной территории. Но потом снова при нем же начались гонения, как только надобность в заигрывании с Церковью отпала. В целом же Сталин был гонитель и мучитель христиан.

Вот бы удивились ученики святых апостолов Петра и Павла, если кто-то единоверцев вздумал восхищаться Нероном. А ведь великий был человек Нерон, Сталину не уступал в талантах, "корифей всех искусств". А Траян, ведь такую войну выиграл. А Марк Аврелий, и воин, и философ. Диоклетиан, опять же, великий государственный муж… Но никогда, никто из верующих христиан не оправдывал преступления этих властителей на том основании, что они были великими строителями империи.

Только глубокое поражение совести в Новейшее время может приводить к культу Наполеона или Троцкого, Ленина или Сталина у людей верующих, или даже просто воспитанных в традициях гуманизма. Мир вернулся во времена язычества, когда Юлий Цезарь сухим, четким и спокойным языком описывает коварное убийство германцев и галлов, совершенное римлянами, "по мотивам целесообразности". И современники, и потомки с восхищением читали записки Цезаря о галльской войне, где массовые убийства мирного населения рассматривались через призму величия римских побед.

Просвещение, фашизм и коммунизм сломали христианское создание Европы, сломано это создание и у нас. Что толку в молитвах и постах, в пении и чтении, если совесть христианина спит? Вера без дел мертва. Формально мы говорим о себе, что мы православные христиане, реально мы мертвы, и веры в нас нет, пока мы миримся с тем, что рядом с нами безумные язычники оправдывают преступления тирана ради величия империи. Безумцев ждет их кара, а вот куда смотрят те, кто с экранов рассуждают о нравственности. Какая нравственность? "Лес рубят – щепки летят", забыли?

В императорском Риме, при либеральном Траяне от христиан требовали "всего ничего" - раз в год воскурить щепотку ладана перед статуей гения императора или просто за небольшую мзду оформить себе свидетельство, что совершил сей, ни к чему не обязывающий акт, ну вроде, как для мальчика из диссидентской семьи в позднюю брежневскую эпоху вступить в комсомол, просто "раз плюнуть". А эти древние христиане зачастую предпочитали смерть даже фиктивному, подложному поклонению образу тирана.

Что же заставляет сегодня, когда никто, ни от кого ничего не требует, поклоняться образу тирана, хрипеть фаготом об имперском величии, покрывать преступления Сталина флером реальных и мнимых побед? Недовольство новым порядком и иррациональная тоска по утраченной империи? Жалкое тоскливое чувство отравленного идеологической машиной психологически зависимого "наркомана", которому не хватает выспренних слов, преувеличенных оценок, победных маршей и иных психоделических продуктов масс-медиа? Да, но главное даже не это. Главное - это спящая или мертвая совесть. Ведь живая совесть христианина, интеллигента, гуманиста, просто порядочного человека, "доброго язычника" не позволяет оправдывать преступления и возвеличивать преступника, про деяния которого всем все известно. Нет, и не может быть ему оправдания. Дискуссия эта должна быть прекращена, как аморальная. Не место ей ни на телевидении, ни в прессе, тем более во время юбилея великой победы на Волге, где сотни тысяч верующих и неверующих людей честно положили души свои за друзей своих. Аминь.

Михаил Москвин-Тарханов

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе