«Да разве мои грехи простят!» Священник Ясен Шинев — о нездоровой религиозности

Нас же учили радости и свободе.
Фото: Владимир Чуприков


Хлюпая носом и вытирая слезы, некоторые люди повторяют день ото дня: «Ох, спасусь ли я? Нет мне прощения, недостойному!» Это смирение? Вовсе нет. Православие ведь учит нас радости. Об этом пишет священник Ясен Шинев.


Ясен Шинев


В современном мире отсутствует полнота — как духовная, так и в области чувств. Вокруг все будто разорвано на куски, фрагменты, пульсирующие в неестественном, непонятном для нас ритме. Изо дня в день мы мечемся, словно птицы в мрачной пещере, безуспешно пытаясь собрать по кусочкам собственную природу. 

Наша духовная жизнь настолько ранима, что мы даже не умеем радоваться ее развитию, своему возрастанию и плодам веры. Для этого необходима духовная собранность, внутренняя дисциплина, коими мы не обладаем. Поэтому наша духовная жизнь быстро превращается в заросли бурьяна и чертополоха.

Один из наиболее частых духовных недугов современного православного христианина — неизбывная печаль, помноженная на комплекс вины. Да-да, как ни странно, эта особенность имеет под собой именно религиозную основу и зачастую убивает корни истинного личного благочестия, душепагубно меняя направление живительного потока веры.


Еще в IV веке, «золотом» для нашей Церкви, святой Иоанн Златоуст предупреждал верующих: «Чрезмерная скорбь, пусть и о грехах, есть от диавола».


Получается, даже в то время, когда жили и творили гении православного богословия, была эта духовная эпидемия, уничтожающая правильный ритм духовной жизни. 

Действительно, последователи Христа призваны к спасению через покаяние. Об этом говорил Иоанн Креститель, говорил и Сам Господь наш Иисус Христос. Но смысл их призыва в том, чтобы переосмыслить прожитую жизнь и затем превратить ее в активное, практическое выполнение десяти заповедей. 

Это особое состояние духа, известное как метанойя (переоценка ценностей), составляет суть духовной жизни подвизающегося христианина — от древности до наших дней. Такое чувство можно назвать полноценным, ибо оно живет на крепком, твердом основании горячей веры, когда человек борется за спасение и жизнь в Царстве Божием.

Об этом говорит и великий певец покаяния — святой Ефрем Сирин, трудившийся уже в иное время, через несколько веков после святого Иоанна Златоуста. С горечью он восклицает: «Блюдите, чтобы не сказать: “Столь сильно грешен я, что нет мне прощения!” Кто говорит так, не ведает, что Бог есть Бог кающихся и пришел на землю ради страждущих…»

Красноречивей диагноза трудно представить. Это сказал автор потрясающих, важнейших для нас текстов, лично переживший все особенности подлинного, настоящего покаяния, не имеющего ничего общего с больной мистикой, которая является показателем, скорее, душевного нездоровья. К сожалению, последнее сегодня, в век «заката христианства» (так называл наше время святой Игнатий Брянчанинов), наполняет собой жизнь многих верующих по всему миру. 


Мы живем во времена оскудения — в том числе, оскудения духовного, когда люди, регулярно посещающие церковь, непрестанно сокрушаются о том, насколько они грешны, не понимая, что так они просто ставят крест на духовном возрастании.


Они то и дело плачут о своем ничтожестве, которое преграждает им путь ко спасению, и выносят себе настоящий духовный «приговор», сопровождаемый тяжкими вздохами, горькими восклицаниями и слащавыми признаниями абсолютной безнадежности и невозможности спастись.

Это очень заразная болезнь духа, являющая собой целую смесь «вирусов». Здесь и меланхолия, и ностальгия, и сентиментальность, и прочие ловушки. Люди, страдающие этой болезнью, упорно твердят, что никогда не достигнут спасительного берега избранных и Царство Небесное так и останется для них далеким миражом. Хлюпая носом и вытирая слезы, они повторяют день ото дня: «Ох, спасусь ли я? Нет мне прощения, недостойному!»

Разве этого хочет от нас Господь? Неужели у Него, победившего силы мрака, сошедшего во ад и благовестившего Евангелие, а Своим Воскресением еще и уничтожившего смерть, — неужели у Него нет рецепта для таких людей, как спастись? Он победил и приглашает нас разделить Его победу. И мы, называющие себя последователями Христа, не просто можем, а обязаны торжествовать вместе с Ним, разглашая весть об этом торжестве по всему миру и делиться Его светом со всеми, везде и всегда. 


По Своей великой благости и человеколюбию Господь приглашает нас не только стать участниками великого духовного пира, но и сподвижниками в Его святом деле спасения душ человеческих. И призыв этот звучит в двух словах, выраженных апостолом Павлом в послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь» (1 Сол.5:16). 

Радуйтесь тому, что Бог открыл наши духовные очи и приобщил к высшему, горнему миру. Мы — посланники небесные, но часто ли вспоминаем об этом? А ведь именно православная Церковь, в отличие от католической и протестантских общин, является пасхоцентричной Церковью. Наш дух, все наше богослужение направлены к Пасхе, Воскресению Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

Один из самых известных боговидцев нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, говорил тем, кто приезжал к нему за советом: «Христианин должен избегать нездоровой религиозности. Один уклон здесь — это чувство превосходства над другими, другой — постоянное ощущение своего недостоинства. Избегать нужно и того, и другого. 


Одно дело — заковывать себя в кандалы уничижения, а другое — быть по-настоящему смиренным человеком. 


Уныние не имеет ничего общего с настоящим покаянием.  Сокрушение на словах — дьявольская ловушка, бросающая нас в отчаяние и парализующая волю. Истинное же смирение дарует надежду, ведя к исполнению Христовых заповедей» («Избранные советы»). 

К сожалению, очень часто за видимым благочестием и маской смирения кроются маловерие, теплохладность, а иногда и абсолютное неверие, помноженное на нежелание вести духовную борьбу со своими грехами. А элементы больной мистики — такие, как чрезмерное усердие во внешнем благочестии, зацикленность на деталях и пр. — наносят дополнительный вред чистому и искреннему общению со Святым Духом. На настоящий подвиг при таком отношении уже не остается ни времени, ни сил. 

Все мы — превосходные артисты, мастерски играющие по нескольку ролей одновременно, потому что больше всего боимся, что нас не поймут, не оценят, осудят. Вот и носим сразу по нескольку масок — от страха, поступая не как верующие, а как абсолютно неверующие. Вместо того, чтобы наслаждаться свободой во Христе, мы постоянно меняем облик согласно обстоятельствам — не хуже хамелеонов, а когда что-то нас еще и не устраивает, начинаем винить Бога в том, что Он не помогает. 

Только свободный человек может быть по-настоящему смиренным, а тот, кто находится в плену комплексов и страстей, так и будет мучиться в болоте своей ветхой природы. Комплекс вины чужд тем, кто стяжал истинную благодать. 


Путь ко спасению — это прежде всего битва с ветхим человеком, поселившимся в нашей личности, святая борьба за освобождение во имя света.


Тот, кто желает бороться, желает одержать настоящую победу, чтобы спастись, всегда ищет способ, как это сделать, следуя примеру Спасителя и опираясь на опыт святых отцов. Истинные последователи Христа дышат чистым воздухом Матери Церкви и, вдыхая благодать Ее учения, с искренним сокрушением и решительностью ведут борьбу за достижение подлинного смысла земного пути — спасения души. Аминь.

Автор
СВЯЩЕННИК ЯСЕН ШИНЕВ, Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе