Если всё-таки приглядеться в крапиве

Обзор замеченных и незамеченных событий, хоть как-нибудь отмечающих путь веры за неделю. Замечено в ночь 01.04. Великий пост кончился. Страстная неделя. Ну, не увидел я более значимых новостей. А потому, как говаривала одна моя знакомая ведьма: на безрыбье и сам раком станешь. Новость придется придумать. В протекающей в доступном информационном пространстве суете вокруг религии, я с удовольствием и уже не первую неделю наблюдаю одну любопытную струю, а именно: Русская Православная Церковь перестает позиционировать себя, как организацию не от мира сего. Очень хочется надеяться, что это не водоворот.

В понимании дальнейшего следует иметь в виду, что:
- выборку значимых новостей я провожу со своей колокольни;
- в оценке событий я использую двойные и даже тройные стандарты;
- за что я купил за то вам и продаю.
Поэтому ни о какой объективности и полноте оценки и речи быть не может.
Ссылки, которые специально не рекомендуются к открытию можно и не открывать. Не стоят они того, честное слово.


Православный мир и православный клир

Вот ряд, на мой взгляд, важнейших событий вокруг религии прошедшего месяца:

  • Непонятный ажиотаж вокруг фильма «Остров» в церковной среде и не менее непонятный ажиотаж в среде нецерковной.
  •  "Обращение ко всем верным чадам Русской Православной Церкви" епископа Анадырского и Чукотского Диомида публично комментировали многие священники, епископы, и даже Святейший Патриарх. Если бы было желание замять шум, достаточно было бы промолчать и не метать бисер перед светскими СМИ. Большинство прихожан все равно ни об обращении, ни о самом епископе Диомиде до сих пор понятия не имеет и думается мне иметь не будет.
  • Фильм «Остров» собирает все мыслимые и немыслимые награды мира сего.
  • Святейший фотографируется для Известий без галстука и рассказывает о том, какая это есть и должна быть практичная религия - православие.
  • Отец Серапион дает интервью газете Юность и рассуждает, в общем-то, о том же.
  • Шум вокруг введения в школах Основ православной культуры стихает.
  • Реакция церкви на грядущий гей-парад в Москве и очередной скандал в музее Сахарова известна, но не переходит в истерику, если не считать постоянно бдящих вокруг отдельных православных граждан.
  • Церковь поворачивается лицом к обществу и отворачивается от так называемого «около церковного круга», состоящего в большинстве из неофитов и подсвечников.
  • Равно и неправославный мир, как-то вдруг утратил свою агрессивность. Он, правда, и лояльным не стал, но тем не менее.


Ассиметричный ответ епископу Диомиду

Реакция «клира и мира» на послание епископа Диомида оказалась ассиметричной.
Почему я называю всю эту описанную выше струю реакцией на послание Диомида? Да очень просто. Тезисы послания можно критиковать, можно их отвергать и опровергать, но они, по сути, являются сформулированной текущей миссией Церкви (не клира, а православного мира и клира РПЦ). Пусть они неправильно сформулированы, исходят из неверных предпосылок, но они же буквально вопиют: сделайте лучше.
Неожиданно для себя я нашел развитие этого своего колокольного наблюдения в материале Сергея Чапнина «Чукотка, как центр религиозной жизни».

На мой взгляд, все варианты предложенных ответов епископу Диомиду откровенно слабые. И вот почему. Да, критика "девяти тезисов" Чукотского епископа необходима, но еще более важно понять, в чем же притягательная сила этого письма, его "положительная" программа. А она, на мой взгляд, в том, что впервые предпринята попытка сформулировать общецерковную повестку дня. Да, получилось не просто плохо, а из рук вон плохо, провокативно. "Сделайте тоже самое, только правильно и хорошо!" – вот естественная логика симметричного ответа. Но прошло уже больше месяца, а симметричный ответ так и не предложен …

Перехватить у епископа Диомида и его сторонников инициативу можно только одним способом: сформировать и объявить реальную повестку дня и вырабатывать механизмы соборности применительно к современной России. Да, это сложно. Да, это небезопасно. Но все иное – полумеры. Обостряя, можно сказать: инициативу перехватили "ревнители". Священноначалию необходимо действовать
Весь текст тут.

Исключение

В Ярославле началась епархиальная ярмарка «Мир и клир», в рамках которой много всяких шумовых эффектов вокруг Церкви и Власти, но начисто отсутствует сам по себе «мир и клир». Может быть, кто-то скажет, кому до чего, а вшивому до бани, но то, что в эти каникулы епархиальное начальство не догадалось собрать учителей поделиться опытом по ведению пресловутой ОПК в школах области, для меня служит показателем, что мир их не слишком и интересует. Тем не менее, это исключение только подтверждает обнаруженную струю. Впрочем, если поговорить с обычными прихожанами обычных храмов даже Ярославля, их тоже ярманка интересует не слишком.

О бедности и богатстве. Струя или случайность?

Поразительно, но одни и те же вопросы одновременно приходят в голову таким разным журналистам. Или тема созрела?
Из интервью святейшего газете Известия:
Слова Господа Иисуса, которые вы упомянули, осуждают не богатство как таковое, но стяжание богатства ради богатства. Такой путь ведет личность в тупик. Богатство – это не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. Нам нужно научиться видеть в материальных благах не только средство извлечения выгоды, но и возможность послужить добру, справедливости. Непривязанность к деньгам и вещам делает человека внутренне свободным. При этом рыночные отношения, предполагающие конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества.
Полный текст тут
Из интервью проректора Ярославской духовной семинарии отца Серапиона газете Юность:
Вопрос: Но ведь жить в обществе и не зависеть от него невозможно. Что же, бежать в леса?
Ответ: Жить в обществе не означает быть рабом общества. Конечно, многие вещи диктуются в директивном порядке – это и мода, и способ самовыражения, и оформление речи. Все это навязывается, и я не уверен, что мы живем в более свободном обществе, чем в советское время. Возможно, оно более интересно, безусловно, более многообразно. Но раньше, если человек поступал нестандартно, его могли исключить из партии, выгнать из комсомола, объявить сумасшедшим. Сегодня, если вы не будете соответствовать определенным стандартам, то будете извержены из круга своих сверстников, окажетесь непонятым, странным, непринятым. И если раньше существовало внеэкономическое принуждение личности, то сейчас действует иная форма коллективного тоталитаризма.

Полный текст тут и ИМХО его стоит почитать.

Картинки с выставки

Центру Сахарова и конкретно его директору Самодурову не привыкать к повышенному вниманию как православной общественности, так и правоохранительных органов. Выставка "Осторожно, религия!" в 2004 году в первый же день работы была по достоинству оценена группой крепких ребят, в результате чего произведения двух десятков признанных актуальных мастеров оказались сорванными со стен, разорванными и залитыми краской. А Юрий Самодуров с сокураторами по постановлению суда в 2005 году выплачивал 100 тыс. рублей штрафа. В этот раз участники пикетов требуют уже не закрытия выставки, а ликвидации всего Центра. Полный текст

Гей-параду не быть

Может в музее пока все спокойно, потому что на насу гей-парад и крепких ребят не хватает? В Москве появился еще один комитет противодействия. Строго засекреченный и грозящий адекватным ответом самому Совету Европы.
Ниже приведены выдержки из письма, направленного туда комитетом.

Доводим до Вашего сведения о начале подготовительных мероприятий по проведению массовых акций гражданского неповиновения против политики Совета Европы по насаждению содомии.
....
В связи с вышесказанным вынуждены заявить, что мы не имеем никаких нравственных обязательств перед демократической формой общественно-государственного устройства и не считаем приемлимыми (так в тексте) так называемые либеральные псевдоценности.
 …
Мы не призываем к насильственным действиям, однако, не можем гарантировать безопасности европейских политиков, которые пожелают принять участие в публичных мероприятиях извращенцев, планируемых к проведению в мае 2007 года, в связи с чем рекомендуем им воздержаться от поездки в Москву.

В таком вот аксепте. Полный текст и практически вся информация тут.

Всякая истерика всегда бесплодна.

Это хорошо известно клиницистам, в этом дано убедиться всем, кто имеет несчастье иметь в близком окружении нервную дамочку, склонную к истерическим припадкам. И уж тем более бесполезно пытаться подвергать любой продукт очередного истерического срыва анализу с помощью доводов рассудка. Ибо истерика по определению алогична и иррациональна. К тому же медицина сулит неутешительный прогноз, поскольку невротичность и психопатичность, в случае, когда они выступают базовыми чертами личности, с трудом поддаются коррекции, угрожая в будущем новыми припадками. А свойства патологического кверулянта лишь усугубляют эту и без того невеселую картину.
Однако А.Л. Дворкин с этим категорически не согласен и пытается подвергнуть анализу опус кочетковского активиста из Твери г-на Лаврентьева, что само по себе, кстати, видимо, есть знамение времени – раньше АЛД сектантов от РПЦ не трогал.

Вот уже не один год г-н Лаврентьев не на жизнь, а на смерть стоит за оправдание незаконной с точки зрения канонического права деятельности созданного в Твери без благословения правящего архиерея так называемого "православного братства" из числа последователей заштатного московского священника Георгия Кочеткова. Это самочинное "братство" время от времени заявляет о себе различными акциями – то книгу, посвященную своей собственной истории издаст, то проведет в местных библиотеке или университете "круглый стол" или другое мероприятие. Будь это просто инициативой группы граждан, это, несомненно, осталось бы их личным делом. Но вся беда в том, что г-ну Лавренову мало выступить от себя и своих присных, ему страшно хочется, чтобы все это происходило под грифом именно нелегитимного с церковной точки зрения "православного братства".

Поскольку позиция патриархии по отношению к самому Кочеткову, кочетковцам и ихнему Свято-Филаретовскому институту рассылающему проповедников по всей России (и на Чукотку) вызывает кучу вопросов, рекомендую текст Александра Леонидовича.

Ну и как всегда в заключение:

Из жизни сектантов

В Липецке закончился суд над адептами одной из самых агрессивных тоталитарных сект – богородичниками. В Минюсте эта организация зарегистрирована как Православная церковь Божией матери Державная". Для российской судебной практики процесс редкий, обычно дело до суда не доходит – не хватает доказательств преступления. Инициаторами процесса стали родители учеников 10 "Б" класса липецкой школы №38, пострадавших от сектантов.

Традиционных, так сказать, для А.Л. Дворкина, героя еще одной из обративших на себя внимание публикаций.
Беседу с АЛД о богородичниках можно прочитать тут

Чем закончился суд, почему-то на епархиальном сайте не сообщается. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе