Муфтият раскола

Глава Совета муфтиев обвинил чиновника Кремля в исламофобии

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обвинил кремлевских чиновников в попытках «задавить» рост ислама в стране и создать конкурирующую с существующими муфтиятами структуру. Эксперт отмечает, что вскоре против Кремля могут выступить и другие муфтии.

Глава Совета муфтиев России (СМР) шейх Равиль Гайнутдин выступил с резкими обвинениями в адрес главного советника департамента гуманитарной политики и общественных связей администрации президента России Алексея Гришина, который курирует исламское направление. Гришин и другие чиновники обвинены в попытках «задавить ислам в России». Заявление Гайнутдин сделал в ходе интервью татарской службе радио «Свобода».

Инициатива интервью исходила от радиостанции, сказал «Газете.Ru» редактор радиостанции Рим Гильфанов. Поводом для разговора было появление в России нового, четвертого муфтията, уточнил Гильфанов.

По мнению Гайнутдина, «муфтият» инициирован «правительственными кругами, на которые имеет влияние (Роман) Силантьев». Силантьев — исламовед, которого муфтий считает «работающим против ислама» и который анонсировал весной создание четвертого муфтията в публикации в «Независимой газете».

Сейчас в России три муфтията — Союз мусульман России (во главе с Гайнутдином), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (во главе с Исмаилом Бердиевым) и Центральное духовное управление мусульман (во главе с Талгатом Таджуддином).

Новый муфтият — Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият) — действительно был учрежден 7 декабря. Его основу составили духовные управления мусульман Ставропольского и Пермского краев, Мордовии и Челябинской области. Первоначально сообщалось, что к новой организации присоединились и рязанские правоверные, но позже представители местной мусульманской организации эту информацию опровергли. Объединившиеся муфтияты прежде были автономными.

Публикация Силантьева появилась как раз в то время, когда существовавшие тогда три муфтията предпринимали попытки объединиться в одну структуру. Объединение активно предлагал муфтий Таджуддин.

«Однако это решение не понравилось государству. До нас довели мнение, что предложение Таджуддина не соответствует политике государства», — сказал Гайнутдин. На Гайнутдина лично оказывалось давление в Кремле, рассказал источник в окружении муфтия.

Новый муфтият, судя по названию (Всероссийский муфтият), претендует на звание объединителя. А его аббревиатура — РАИС — с арабского переводится как «председатель», «руководитель», отмечается на мусульманских интернет-ресурсах. На самом деле задача «кукольного» муфтията — «кричать против (лидеров остальных трех муфтиятов), если они будут работать по пути объединения», считает Гайнутдин.

«Таким образом, сейчас создается духовный театр абсурда. Вновь изготовленные «карманные» муфтии, выступая против деятельности на пути роста мусульман, станут кричащими «куклами», — гневается Гайнутдин. — Эти марионетки, такие как работающий в правительстве исламофоб Гришин, без сомнения, постараются задавить ислам в России. Особенно понимая, что в настоящее время ислам в России — большой фактор».

В числе других попыток противодействовать росту ислама Гайнутдин также назвал отказы в выделении земельных участков под строительство мечетей и недопущение строительства мечетей в крупных городах.

Такое отношение к исламу стало одной из причин межнациональных столкновений в Москве на минувшей и этой неделе, считает Гайнутдин. «Мусульмане из-за нехватки мечетей вынуждены праздничные намазы совершать на улице, на трамвайных путях, даже во дворах церквей. Таким образом, унижение мусульман, политика по ущемлению гражданских прав продолжается. Все мусульмане, весь исламский мир, все это видят», — посетовал муфтий. Волнения «организованы силами, которые против роста ислама», убежден Гайнутдин.

Связаться с Гайнутдином или его представителями «Газете.Ru» в пятницу не удалось. Недоступны для комментариев также были представители четвертого муфтията и чиновник Гришин, который за день до критического выступления Гайнутдина получил орден Дружбы (поздравление с этим событием есть на сайте Всероссийского муфтията)..

Гайнутдин стал первым муфтием, выразившим недовольство созданием четвертого муфтията, другие муфтии, скорее всего, тоже не в восторге, полагает доцент РГГУ Борис Фаликов. Противоречивые сигналы, исходящие от власти, очевидно, свидетельствуют о том, что во власти находятся группировки, по-разному видящие будущее российского ислама, считает эксперт. «(У мусульман) и так все сложно, а когда к ним еще пытается вмешаться светская власть, стараясь играть на противоречиях...» — отметил Фаликов.

Эксперт сомневается, что новый муфтият станет серьезной силой, так как в него объединились «люди, мало известные умме».

Светлана Бочарова

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе