Никто их за язычество не тянул

В славянском неоязычестве уютно чувствуют себя и натуристы, и фашисты
Древние языческие культы могут стать одной из доминирующих в России религий. Эксперты РАН докладывают, что к возрождению славянского язычества положительно относятся около 70 процентов россиян. Не менее 10 процентов граждан России интересовались этим явлением по книгам или участвовали в деятельности языческих объединений.

 –И да бе в нас правда, и не возста род на род, – чинный босой волхв воздел руки к верхушкам сосен. На нем штаны и подпоясанная бечевкой рубаха из светлой мешковины. Недалеко под деревом аккуратно сложены джинсы, толстовка, ботинки и сумка "Адидас".

Волхву (в обычной жизни он экспедитор мясокомбината) внимали человек двадцать, также одетых как можно ближе к славянской классике тысячелетней давности. Правда, вместо лаптей – кроссовки и ботинки. У одного юноши на спине косоворотки вышито "Алиса", другой заменил национальный костюм на спортивный. У женщин и детей на головах – венки из травы (ромашки и одуванчики уже отцвели).

А вот костра, этого символа древней стихийности, не жгли. Все-таки действо происходило в лесопарке Сосновка – за костры здесь штрафуют.

Этот пикничок организовали люди, называющие себя "Велесовыми детьми". Поучаствовать мог любой – фамилию никто не спросит. А имя нужно придумать самому: Ратибор, Святополк, Всеслав... Школьный учитель физики Михаил Васильевич здесь Одинец.

– В парках мы собираемся в дни солнцестояний и равноденствий, если поехать за город нет возможности. Хоть какая-то близость к природе.

– Ты – христианин?

– Крещеный. И Христа не отвергаю. Одно другому не мешает.

– А разве история появления христианства на Руси позволяет это сочетать?

Михаил Васильевич пустился в долгие путаные объяснения на тему служения двум богам. Мол, главное – это жить и не грешить. И не важно, куда ходить: ставить свечи в православном храме или носить мед, хлеб и квас к идолам в языческое капище в Купчино.

– Люди собираются одни и те же?

– Костяк – пять человек. Каждый раз не менее трети присутствующих впервые. Кто-то приводит знакомых – как правило, семьями. На большие летние праздники в Ленобласти и Новгородчине братьев-славян несколько сотен собирается.

– А в чем отличие от обычного похода?

– Во многом. Не пьют почти. Слова старославянские учат. Гадают по дуновению ветра. В общем, стараются оживить душу.

Но похвальному стремлению, как всегда, мешает суета. Один из идолопоклонников в сторонке общался по мобильнику: "Без проплаты ничего не отгружать". Девушка дергала за рукав парня со спаниелем на поводке: "Через 15 минут начнется..." – и произнесла название сериала. "Оживление души" пришлось отложить...

Силовики, занимающиеся экстремистскими молодежными группировками, говорят, что именно из неославян получаются самые опасные неофашисты. Язычниками называли себя почти все члены банды Боровикова-Воеводина, которых горпрокуратура обвиняет в совершении большинства расовых убийств последних лет. Среди основы славянского движения "Солнцеворот" немало авторитетных скинхедов, а их лидер Артем Талакин отсидел за отрезанное у азербайджанца ухо.

– Не хочу, чтобы мою веру связывали с нацистами, – говорит один из посетителей "холма" в Купчино (см. "Язычники в Питере"). – Я знаю среди неославян множество светлых людей, через увлечение историей и этнографией пришедших к духовному возрождению. Но еще Бердяев признавал, что русский ум склонен все воспринимать тоталитарно, а искренняя любовь к своей культуре нередко означает отрицание чужой. Поскольку славянам исторически не свойственен национализм, нынешним лидерам приходится перенимать идеологию у немцев.

Основную массу неославян можно поделить на молодежь, которая играет в древнюю веру, читает Толкиена и фэнтези, и мужчин за 40 лет, для которых работа не стала основной ценностью. Есть еще одержимые экологи, которые не первый год воюют с дачниками в урочище Донцы (Волосовский район Ленобласти), являющемся природно-экологическим памятником, и натуристы, до глубокой осени собирающиеся на пляже "Дюны" под Сестро-рецком.

Между языческими организациями обостряется конкуренция: за паству, за власть, за деньги. Например, "Союз венедов" сделал ход, который некоторые сочли ударом ниже пояса, – объявил православие высшей нравственной формой ведизма, устранив тем самым препятствие на пути интересующихся язычеством христиан. Сегодня его примеру следуют многие из тех, кто еще недавно называл православных "жидо-христианами". Тот же "Союз венедов" еще 10 лет назад начал обрастать коммерческими структурами типа ООО "Волхв".

Пиар играет в этом деле не последнюю роль. Представители праворадикальной "Церкви Нави" то и дело устраивают экстравагантные акции вроде вечера памяти барона Унгерна фон Штернберга или пикетирования американского посольства против "незаконной оккупации янки штата Техас". В итоге неоязычество стало "гламурной фишкой", а лидера "Нави" Илью Лазаренко любят посещать коллеги-журналисты, чтобы услышать от него что-то вроде: "Огнем возрождается единая природа".

Денис Терентьев

В Петербурге

Конец 1980-х

Возрождать неоязычество в Питере взялся доцент философии ЛГУ Виктор Безверхий (Дед Остомысл). Он собрал вокруг себя националистически настроенную молодежь, а потом издал "Майн кампф" с собственным предисловием. Неудивительно, что это настроило власти против неославян.

Середина 1990-х

Глава Фрунзенского района Анна Маркова несколько раз распоряжалась снести языческое капище, возникшее на пустыре в конце Бухарестской улицы, где раньше была свалка местного мясокомбината (среди своих это место называют "холмом"). Однако неославяне каждый раз возвращали спиленных и закопанных идолов на почетное место, а по выходным сюда приезжали сотни горожан, желающих приобщиться к своим историческим корням. Некто Николай Шершаков, выделявшийся среди них босыми ногами и одеждой из шкур, создал боевую группировку "Волоты", которая избивала и грабила окрестных гастарбайтеров. В итоге несколько "волотов" отправились на зону.

9 мая 2006 года

Петербургские неоязычники добились права проведения уличного шествия по поводу "дня славянского воинства". Люди в косоворотках с копьями и топорами возложили цветы у памятника защитникам Ленинграда на площади Победы, чтобы потом устроить пир горой и предаться народным забавам вроде турнира по славяно-горицкой борьбе. Плохо лишь, что татуировки на телах борцов твердо ассоциировались с теми, кто Ленинград осаждал...

20.01.2007.


http://www.religare.ru/article37250.htm

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе