Плоды просвещения

Подведены первые итоги всероссийской школьной олимпиады по "Основам православной культуры"

В начале марта были подведены промежуточные итоги всероссийской школьной олимпиады по «Основам православной культуры». Это своеобразный срез знаний школьников по предмету, который так или иначе (где факультативно, а где и в обязательном порядке) преподается уже десять лет – если брать за точку отсчета известный циркуляр Патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 года, в котором епархиальным архиереям предписывалось добиваться введения в школах основ православного вероучения, а если такой предмет вызовет возражения, то назвать его более уклончиво – «Основы православной культуры». Так появилось на свет это уже порядком поднадоевшее словосочетание. Результаты, как выяснилось, получились довольно плачевные. Подборка перлов из ответов участников олимпиады была вывешена на сайте агентства «Интерфакс-религия». 


Перечислять эти забавные ошибки можно довольно долго. Тут и «оперпрокурор Святейшего Синода», и «бесплотная смоковница», и «протокот Авокун». Кто-то из школьников написал, что в основу сюжета картины Иванова «Явление Христа народу» легли события, связанные с Крещением Руси. Кто-то искренне считает, что храм Святой Софии «есть в Константинополе, Татарстане и Википедии». А Петр I, оказывается, отменил на Руси «патриархачество» и ввел «синодоизм». И так далее и так далее. 

Вместе с этим богатым материалом для анекдотов появляются у школьников и настоящие философские прозрения: «Иоанн Предтеча много проповедовал людям о Мессии: он рассказал об Иисусе, как крестил Его, кто Он, какой Он. Люди слушали. Кто-то верил, а кто-то не очень, как и все мы. Люди есть люди...» 

Оговоримся – система образования у нас по закону должна носить светский характер. Изучение какой бы то ни было религиозной традиции не может быть принудительным – ведь каждый человек волен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. О светском характере образования прямо сказано в законе, который так и называется – «Об образовании». Другой российский закон – «О свободе совести и о религиозных объединениях» – разрешает централизованным религиозным организациям по договоренности с дирекциями школ использовать учебные помещения для внеклассных занятий. Такие уроки, естественно, должны быть добровольными. Вообще же законодательство у нас с 1990 года дает всем желающим возможность изучать свою религиозную традицию. 

Однако реальная политика отличается от буквы закона. Русская Православная Церковь лоббирует введение «Основ православной культуры» в расписание школьных занятий, что по определению делает предмет недобровольным. Правда, борьба с Министерством образования и науки идет с переменным успехом. В последнее время усилия церковных лоббистов сосредоточились на всяческом проталкивании концепции блока предметов «Духовно-нравственная культура», в рамках которого школьник может выбрать для изучения либо религиозную традицию (в данном случае речь идет о православии), либо светскую этику. Сейчас где-то в недрах Минобрнауки решается вопрос о том, принимать эту концепцию или нет – чиновники делают противоречивые заявления. Но нет сомнений, что новый глава Русской Православной Церкви при всей своей энергичности добьется тех или иных уступок со стороны государства в этом вопросе. 

Наверное, к дискуссии о клерикализации образования уместно добавить лишь одно: мусульманская клерикализация в тех российских регионах, где ислам является наиболее распространенной религией, выглядит ничуть не лучше православной. И та, и другая всегда прикрываются разговорами о нравственности, духовности, воспитании подрастающего поколения. Однако педагогический эффект школьных предметов, предполагающих изучение религии, более чем сомнителен. Короче говоря – тот, кто заинтересован в духовном поиске, всегда найдет свой путь. А учить Закон Божий из-под палки в лучшем случае скучно и бесполезно, а в худшем – опасно. При первой же попытке ввести его общеобязательное изучение в головах начинается полный хаос. 

Если же в классе вдруг окажется убежденный атеист, буддист или мусульманин, то, по мнению священнослужителей, рассказ о вере христианской ему не повредит – ведь Церковь плохому не научит! 

Под разговоры о том, что азы духовности должен знать каждый, катехизаторы из Московской Патриархии уже десять лет целенаправленно занимаются самой настоящей религиозной пропагандой в школах, или, как сейчас принято говорить, «миссией среди молодежи», так к этому уже все привыкли. Азы при этом, кстати, так и не выучиваются – ляпы школьников тому подтверждение. А ведь для олимпиады наверняка отобрали лучших – кто учится на «хорошо» и «отлично». И это только промежуточные итоги. В апреле состоится финальный этап олимпиады по «Основам православной культуры». Ждем новых успехов на ниве просвещения... 

Вообще-то «синодоизм» – это приговор катехизаторским усилиям Русской Православной Церкви в государственной школе. Уже почти двадцать лет исполняется первым попыткам что-то предпринять для того, чтобы познакомить подрастающее поколение с основами вероучения. За это время поколение, на котором ставились первые клерикальные эксперименты, успело повзрослеть. Отличается ли оно особой нравственностью? Знанием основ религии? Никто не даст ответа на эти вопросы. Зато уже выросло другое поколение, на котором ставятся новые катехизические опыты. Ведь теперь чуть ли не на государственном уровне считается, что воцерковленные педагоги могут поднять уровень духовно-нравственной культуры в стране на небывалую высоту. Что ж, культивируйте ее, вводите в школе соответствующий предмет. Но если через десять лет вновь выяснится, что у нас на Руси «патриархачество», – раз и навсегда уходите из государственной школы и больше никогда туда не возвращайтесь!

Павел Круг

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе