Церковная преграда

Патриарх Кирилл все более активен. Кремль не торопится идти ему навстречу

 

В Даниловом монастыре идет ремонт - туда, говорят источники в Московской патриархии, патриарх Кирилл осенью собирается перенести свою резиденцию, которая сегодня расположена в Чистом переулке в Москве. «В Чистом слишком мало места. Развернуться негде», - объясняет источник в Патриархии. Если патриарх переедет в Данилов монастырь, то вся церковная администрация разместится наконец под одной крышей. И тогда у Православной церкви будет свой маленький Кремль.

Патриарху Алексию Второму было достаточно резиденции в Чистом, а в Данилов монастырь он приезжал только ради высоких гостей или чтобы провести большое совещание. Теперь все меняется. У Кирилла запросы выше. Аппарат патриарха уже вырос в разы: где раньше трудились несколько референтов, сотрудников управделами и канцелярии, теперь целые секретариаты и десятки чиновников. «Формируется единственный центр принятия всех решений, при котором все синодальные отделы будут исполнителями, а не самостоятельными игроками», - говорит другой чиновник патриархии.

Кирилл теперь строит «церковь всего народа», и перестройка аппарата - часть этой большой реформы. Кирилл крепнет. На прошлой неделе депутат Андрей Исаев заявил, что «Единая Россия» намерена согласовывать некоторые законопроекты с патриархией. Вообще-то депутаты и раньше советовались с церковью, но на это никто особо не обращал внимания. Теперь депутаты подчеркивают: мнение церкви - важно.

Кремль попал в сложную ситуацию. С одной стороны, сильная церковь Кремлю нужна. Это понял даже Барак Обама. Он рассказывал, что президент Медведев обсуждал с ним эту тему. Обама встречался с патриархом, а его жена посетила православное сестричество, которое заботится о ВИЧ-инфицированных и которому помогает USAID - американское Агентство по международному развитию. С другой стороны, в Кремле хотят гарантий лояльности церковных лидеров.

ПЯТАЯ КОЛОННА

Кремль так и не решил, что дать церкви. Буксует закон о передаче имущества в собственность религиозным организациям. Его готовят с конца декабря: весной в правительстве говорили, что уже скоро, а в июне вдруг выяснилось, что документа нет и обсуждать нечего. «Видимо, в Кремле решили, что надо притормозить», - размышляет собеседник в патриархии. Весной министр образования Андрей Фурсенко и первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков пообещали Кириллу, что включат в школьную программу учебный предмет по православной культуре. Дело не сдвинулось, и патриарх даже написал в середине июня открытое письмо Фурсенко.

Это не все. На прошлой неделе в программе «Вести+» второго канала представителей церкви едва ли не объявили пятой колонной в связи с тем, что они раскритиковали Сталина и сравнили его с Гитлером. Антисталинистская позиция Православной церкви не секрет: глава ОВЦС архиепископ Иларион, например, назвал Сталина «духовным уродом». Обличать высшее церковное руководство ГосТВ не рискнуло и обрушилось на деятелей среднего звена. «Кто именно дал санкцию, неясно, но телевидение не позволяло себе таких [идеологических] выходок с 90-х годов», - говорит источник в патриархии.

«Сурков хочет контролировать все, в том числе и наше поле», - сообщает церковный функционер. Например, он рассказывает, как в мае патриарх хотел устроить на Красной площади концерт в честь дня Кирилла и Мефодия, но Сурков распорядился перенести акцию на Васильевский спуск. Именно Сурков координирует работу против Кирилла, подтверждает политолог Станислав Белковский. Он подчеркивает: нейтрализовать Кирилла непросто - у него прямой контакт с президентом и его семьей.

Так и есть, подтверждает источник в патриархии: «С первым-первым у нас все хорошо, да и с первым-вторым тоже». Правда, другой церковный деятель полагает, что с Владимиром Путиным у Кирилла отношения сложнее, чем с Медведевым: «Путин ревнует к Кириллу: в стране должен быть один харизматичный лидер, а не два».

СДЕРЖКИ И ПРОТИВОВЕСЫ

В теории еще один способ ограничить влияние церкви - выстроить внутри нее систему сдержек и противовесов. В патриархии пересказывают популярный слух, что Путин лично просил Кирилла не трогать митрополита Калужского и Боровского Климента, который был его главным соперником на выборах. Позиции Климента вроде бы ослабли: его освободили от должности управделами Московской патриархии, и тем самым он лишился места постоянного члена Синода.

Взамен Клименту дали должность председателя Издательского совета Русской православной церкви. «Но тут не должность важна, а сам факт его присутствия в Москве. Он может ждать удобного момента, чтобы выйти в лидеры внутренней оппозиции», - рассуждает источник Newsweek в церковных кругах. «Климента оставили в Москве, создав для него из воздуха почетное место, - это шаг доброй воли [со стороны патриарха]», - возражает главный редактор агентства «Благовест-инфо» Дмитрий Власов.

«Если Климента поддержат в Кремле, он действительно сможет стать вторым центром влияния внутри церкви, и патриарх будет вынужден с ним считаться», - говорит еще один собеседник в патриархии.

Пока Климент пытается получить права на здание издательства Московской патриархии на Погодинской улице. Между ним и издательством развернулась такая борьба, что патриарх создал специальную комиссию во главе с епископом Подольским Тихоном, в которую вошел еще один протеже патриарха - епископ Солнечногорский Сергий. «Исход этой борьбы покажет, каков реальный вес Климента в церковной политике», - говорит собеседник Newsweek.

Епископы Тихон и Сергий - ключевые фигуры в аппарате Кирилла. Тихон возглавляет возрожденное финансово-хозяйственное управление, задача которого - централизовать финансовые потоки и создать несуществующий пока общецерковный бюджет. За Сергием административный секретариат - кадровые, юридические и протокольные вопросы. Оба получают указания непосредственно от патриарха. Оба новички в московской церковной жизни и не были раньше связаны с патриаршей канцелярией. Кирилл опирается или на тех, кто не входил в церковную бюрократию в прошлые времена, или на выходцев из ОВЦС, который раньше возглавлял сам, - архиепископа Илариона, епископа Марка, протоиерея Всеволода Чаплина.

Только ближний круг имеет доступ к первому лицу. Для всех остальных есть отделы, секретариаты и комиссии. «Это принципиально иной стиль. К патриарху Алексию можно было подойти и небольшие вопросы решить устно», - говорит один из старожилов в церковной администрации. Теперь все иначе. Только приближенные люди могут рассчитывать, что решат свою проблему с патриархом лично. Введен электронный документооборот, но дела пока рассматриваются крайне медленно. В среднем полтора-два месяца, говорят в патриархии. При покойном патриархе решали за две-три недели.

К началу июля Кирилл не утвердил ни одного устава синодальных отделов, хотя в мае-июне практически все они подали патриарху новые редакции своих уставных документов. Возможно, патриарх сознательно дробит отделы и не дает им административных полномочий - чтобы ни одно из синодальных учреждений не стало центром формирования оппозиции.

Почва для появления оппозиции есть. Новый стиль и активность патриарха уже вызывают в церкви тихое недовольство. Главная претензия - слишком все напоказ. Осенью патриархия хочет устроить рок-концерт на 200 000 человек - Кирилл явно стремится работать с большими массами. И многие священники, которые раньше приветствовали нового патриарха-миссионера, теперь волнуются. «Куда эти массы пойдут, ведь внутри система не меняется», - выражает их тревогу один известный московский священник. Патриарх, укоряют его, настолько увлекся большой политикой, что забывает про приходы и про священников, на которых ему предстоит опираться. Столичное духовенство было неприятно удивлено тем, как обошлись с одним из самых авторитетных священников - духовником всего московского священства протоиереем Георгием Бреевым, настоятелем двух храмов - в Царицыне и в Крылатском. На Духов день его вызвали в Чистый и вручили указ об освобождении от обязанностей настоятеля в Царицыне, где он выстроил приход практически с нуля. На его место поставили руководителя референтуры патриарха протоиерея Олега Корытко. «Все понятно: у Бреева возраст, а референту нужен хороший приход, но ведь так не делается. Получилось по-советски, а не по-человечески», - переживает собеседник в Московской епархии.

«Это в стиле архиепископа Арсения, а не патриарха», - спорит с ним другой знаток церковной жизни, имея в виду всесильного викария Московской епархии Арсения, известного жестоким и казарменным обращением с духовенством. О каких переменах речь, когда в Москве по-прежнему правит Арсений, а со священником вроде Бреева обращаются как с мальчишкой, переживают в Московской епархии. Близкие к патриарху люди объясняют: прошло слишком мало времени, чтобы он разобрался во всех тонкостях церковного устройства.

В подготовке статьи участвовал Павел Седаков

Русский Newsweek

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе