Как верить Церкви, если вокруг нее столько скандалов?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение.

Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.


В обществе множество претензий к Церкви — раз Церковь такая и сякая, может ли проповедуемое ей послание быть истинным? Это важная тема, в связи с которой возникает ряд вопросов, которые смущает многих, и их стоит обсудить.

В СМИ и социальных сетях постоянно появляются сообщения о скандалах и даже преступлениях, в которые оказываются вовлечены религиозные деятели. И эти люди будут учить нас нравственности?

Это очень интересный вопрос, который стоит рассмотреть на нескольких уровнях.

Во-первых, рассмотрим сам аргумент — его можно обозначить, как «аргумент от гадов». Собственно, это скорее риторический прием, чем аргумент. Прием состоит в том, что среди людей, принадлежащих к определенной группе или исповедующих определенные взгляды, мы выделяем гадов — людей, поступки которых вызывают у нас обоснованное возмущение и отвращение, а потом переносим эти сильные чувства на группу в целом.

Поскольку в любой достаточно большой группе людей гады найдутся, прием работает безотказно — например, это стандартный метод разжигания этнической ненависти. Заглядываем в уголовную хронику, находим преступления, совершенные мигунами, и составляем из них жуткую, бьющую по нервам картину. В реальности, конечно, абсолютное большинство мигунов могут быть мирными и законопослушными людьми, но целенаправленный подбор информации создает прочную эмоциональную ассоциацию: мигуны — опасные злодеи.


Ну или, например, велосипедисты — вы знаете, что велосипедист развязал мировую войну и устроил геноцид? Это исторический факт — во время Первой Мировой Войны Гитлер служил курьером и развозил приказы и донесения на велосипеде.


Или врачи — сколько жутких историй можно рассказать про них! Или ученые с их евгеникой, расовой теорией, экспериментами над людьми, атомной бомбой…

Прием работает, конечно, не на уровне логики, а на уровне эмоций — негодования, возмущения, страха, и поэтому на него сложно отвечать; эмоции нельзя перебить логикой.

Слабость этого приема, однако, в его универсальности — любая большая группа людей (и уж точно атеисты — см. Сталин, Мао Цзе Дун, Пол Пот) содержит в себе немало отвратительных типов и тяжких злодеев. Если аргумент «от гадов» работает против религии, он также работает против атеизма, медицины, науки, демократии, монархии и вообще чего угодно.

Основной упрек, который можно к нему предъявить — это упрек в, как говорят статистики, нерепрезентативной выборке. Люди, враждебные к какой-то группе (мигунам, велосипедистам, медикам, ученым, священникам) намеренно выискивают примеры, которые помогали бы им утвердить их враждебность. Такой риторический прием больше говорит нам об антипатиях тех, кто его использует, чем о группе, против которой он направлен.

Во-вторых, Церковь никогда не претендовала, что в ней никогда не будет людей недостойных, лицемерных и вообще фальшивых христиан. Как Господь говорит в Евангелии, «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:22, 23).

Люди обладают свободной волей, и как человек, стоящий вне Церкви, волен войти в нее или нет, так и человек, вошедший, волен стремиться к серьезной христианской жизни или нет.

Известный проповедник XX века протоиерей Валентин Свенцицкий, выразил в краткой формуле разрешение всей сложности вопроса о внутреннем церковном зле. “Всякий грех в Церкви, – сказал он, – есть грех не Церкви, но против Церкви”.

В-третьих, личная неспособность — или нежелание — каких-то людей следовать идеалам, которые они провозглашают, возможно, дисквалифицирует их лично, но никак не опровергает сами идеалы. Ученые провозглашают высокие идеалы научной честности, открытости к новому, смиренной готовности отказаться даже от любимых теорий, когда они начинают противоречить накопившимся фактам. Но в истории науки мы находим множество подделок, фальсификаций, подгонки данных под теории и других примеров человеческой слабости. Все это, как и лженаука, по словам самих ученых, остается постоянной проблемой для научного сообщества.

«Пилтдаунский человек», например, намеренная фальсификация, выданная за череп древнего проточеловеческого вида, разумеется, навлекает позор на самих фальсификаторов, но не опровергает палеонтологию как науку и ее подлинные достижения.

Ни наука как таковая, ни честные ученые, которые ей служат, не могут быть ниспровергнуты примерами научных мошенников — или теми, кто злоупотреблял авторитетом науки.

Точно также истина христианства не опровергается чьим-то недостойным поведением.

 

Меня грубо и неприветливо встретили в Церкви. Как там может быть Бог?

Стоит различать эмоции — иногда вполне понятные — и логику. Если меня обидели в очереди в поликлинике, это тяжело и неприятно и, конечно, отбивает у меня охоту в эту поликлинику обращаться. Но это никак не опровергает современную медицину. Более того, шарлатаны, которые, на самом деле, ничем не могут (да и не хотят) мне помочь, могут быть чрезвычайно милы и приветливы, нацеливаясь на мой кошелек, а настоящие врачи могут уставать и впадать в раздражение. Это, конечно, непрофессионально и недостойно с их стороны, но это еще ничего не говорит о медицине.

Церковь открыта — и люди приходят в нее со своими проблемами, люди, которых вы там встретите, будут подобны вам; мы все нуждаемся в терпении, снисхождении и понимании, а более всего, в том, чтобы самим научиться проявлять эти качества.

 

Церковь — это бизнес проект по выкачиванию денег

В Евангелии мы считаем, что у Иисуса и Апостолов был ящик для сбора пожертвований (Ин 12:6), а ряд состоятельных женщин оказывали им постоянную финансовую поддержку. «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк 8:3). Делает ли это все служение Господа и апостолов «бизнес-проектом по выкачиванию денег»? Ну, смотря в чьих глазах; люди склонны приписывать другим ту мотивацию, которая понятна им самим.

Апостолы, постоянно несущие свое служение, должны были оставить свою мирскую работу, а значит, их надо было как-то кормить. Чудесное умножение хлебов и рыб дважды произошло, но основным путем поддержания их деятельности было, все же, принимать пожертвования и спонсорскую помощь.

Так в современной Церкви мы ожидаем, что священники и диаконы будут постоянно нести свое служение, а значит, не смогут трудиться на мирской работе, чтобы кормить свои семьи. Мы ожидаем, что хор будет сопровождать богослужения, здание Церкви будет поддерживаться в порядке, будет работать освещение и отопление, и, более того, Церковь будет нести социальное служение, помогать нуждающимся, учить детей в воскресной школе.

Вся это, несомненно, потребует денег, как и жизнь любой религиозной общины.

Более того, денег требует и деятельность атеистических сообществ — тот же Ричард Докинз собирает пожертвования, берет немалые деньги за лекции, продает книги, и, несмотря на его явный коммерческий успех, никто не говорит, что «атеизм — это средство выкачивания денег»

Но — обратим на это внимание — больше всего о деньгах Церкви переживают те, кто никаких денег на Церковь не тратит и не собирается. Для верующего человека пожертвования Церкви — это возможность быть своим, участником в деле Божием, не просто человеком, который заходит в храм, но одним из многих людей, благодаря участию которых храм стоит и в нем совершается богослужение.

Автор
ХУДИЕВ Сергей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе