Кадровая революция патриарха Кирилла

На первом после избрания патриарха заседании Священного синода Русской православной церкви патриарх Кирилл показал, что собирается управлять церковью, не деля эту функцию с «человеком № 2», которым традиционно являлся управляющий делами, своего рода премьер-министр церкви.

Напомним, что управление делами Патриархии возглавлял митрополит Климент, который был единственным соперником владыки Кирилла в борьбе за патриаршество. После его поражения на выборах стало ясно, что долго на своем посту он не пробудет. Прогнозы оправдались — на заседании Синода митрополит Климент был переведен на куда более скромную должность председателя Издательского отдела. Теперь он перестал быть постоянным членом Синода, которым по должности является управляющий делами (также в число постоянных членов входят митрополиты Киевский, Санкт-Петербургский, Крутицкий, Минский, Кишиневский и председатель Отдела внешних церковных связей). Более того, за последние два десятилетия роль издательского подразделения Патриархии резко упала. 

Если при возглавлявшем его многие годы в советское время митрополите Питириме (Нечаеве) этот орган был фактическим монополистом в крайне скромной тогда по своим масштабам церковно-издательской сфере, то сейчас ситуация принципиально изменилось. Свои издательства есть у ряда монастырей и церковно-учебных заведений, существуют целые издательские фирмы, специализирующиеся на выпуске православной литературы, не говоря уже о том, что книги религиозной тематики издают и сугубо светские структуры. Таким образом, владыка Климент оказался на церковно-административной периферии.

Более интересен другой факт: новый полноправный управляющий делами так и не был назначен. Его обязанности временно возложены на малоизвестного в столичных кругах провинциального архиерея, архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, который ранее не был замечен в окружении нового патриарха. Вполне возможно, что он станет председателем своего рода «ликвидационной комиссии» в еще совсем недавно одном из самых влиятельных учреждений Патриархии, глава которого считался одним из наиболее вероятных преемников патриарха. Видимо, такой «дублер» (или «противовес») энергичному владыке Кириллу просто не нужен — случай беспрецедентный для послевоенной истории Русской православной церкви. Впрочем, пример подобных действий можно найти у католиков: в 1944-1958 годах папа Пий XII обходился без государственного секретаря, тоже своеобразного церковного «премьер-министра». Однако статус папы — непогрешимого главы церкви — существенно отличается от полномочий православного патриарха, являющегося лишь первым епископом своей церкви.

Другие организационные и кадровые решения, принятые на Синоде, подтверждают, что патриарх Кирилл полностью контролирует ситуацию в церкви — в отличие от своего предшественника, которому приходилось часто идти на серьезные компромиссы с различными церковными группами влияния. Так, сразу после избрания в 1990 году Алексия II патриархом своих постов лишились лишь немногочисленные архиереи из окружения патриарха Пимена, переведенные на дальние епархии — постоянные члены Синода тогда остались на своих постах. Лишь в 1992 году Алексию удалось добиться увольнения своего основного конкурента — Киевского митрополита и бывшего патриаршего местоблюстителя Филарета — да и то потому, что тот восстановил против себя всех остальных постоянных членов Синода.

Теперь же новый патриарх смог добиться не только увольнения Климента, но и формирования церковной администрации по своему выбору. При этом он принял два решения, которые напрашивались уже давно — о разделении Отдела внешних церковных связей и своей вотчины, Смоленской и Калининградской епархии. Было очевидно, что Отдел не справляется с огромным количеством разнообразных функций, а епархия состоит из двух регионов, не граничащих между собой. Понятно, что для митрополита Кирилла такая реорганизация означала бы сильное аппаратное поражение, сокращающее его влияние на церковные дела. Однако то, что было невыгодно митрополиту, становится вполне привлекательным для патриарха. Разделив Отдел, он смог «продвинуть» на высокие посты не одного, а сразу четвертых своих непосредственных выдвиженцев. Теперь во главе Отдела стоит епископ Иларион, принимавший самое активное участие в избирательной кампании будущего патриарха, а до этого бывший его подчиненным в качестве управляющего Венской епархией. Он же по должности становится постоянным членом Синода, то есть входит в «верхний слой» церковной элиты. В его функции будут входить отношения с православными и неправославными церквами (в том числе активизировавшийся в последнее время диалог с католиками), а также с государственными учреждениями и институтами гражданского общества в странах дальнего зарубежья.

Бывший заместитель митрополита Кирилла протоиерей Всеволод Чаплин возглавил вновь созданный Отдел по взаимодействию Церкви и общества, который будет осуществлять связи «с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского патриархата» (то есть не только в России, но и на постсоветском пространстве). Другой бывший заместитель нынешнего патриарха, епископ Егорьевский Марк, возглавил еще один новый орган — Секретариат Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Наконец, редактор православного журнала «Фома» Владимир Легойда (кстати, в нынешнем году вошедший в новый состав Совета по развитию гражданского общества при президенте Медведеве) возглавил только что созданный Информационный отдел.

Среди других решений отметим воссоздание Финансово-хозяйственного управления патриархии, ликвидированного в 1997 году, — его председателем назначен бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон, который будет возведен в сан епископа. Один из ближайших сотрудников Алексия II, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев), заменен на этом посту епископом Меркурием, ранее управлявшим патриаршими приходами в США. Оба новых назначенца, прежде работавших за границей, были непосредственными подчиненными нового патриарха.

Небольшой неожиданностью стало то, что епископ Вяземский Игнатий не стал преемником нового патриарха на Смоленской кафедре — ранее он фактически управлял приходами на территории области. Впрочем, за последний год он стал участником двух скандальных историй. Первая — жесткий конфликт с местными протестантами, посмевшими обучать детей в собственной воскресной школе — в нынешней ситуации мог бы даже способствовать церковной карьере. Однако вторая — самая активная поддержка во время избирательной кампании кандидата на пост мэра Смоленска от «Единой России», потерпевшего сокрушительное поражение — видимо, и стала причиной того, что владыка Игнатий не стал правящим архиереем. Впрочем, доверия своего начальника он не потерял — его перевели в Москву и назначили патриаршим викарием.

Столь активная кадровая политика патриарха Кирилла обусловлена тем же обстоятельством, что и его избрание местоблюстителем после кончины Алексия II — созданием мощной коалиции из числа пожилых постоянных членов Синода, объединившихся вокруг нового предстоятеля — это митрополиты Ювеналий, Филарет, Владимир (Котляров). Они, как и Кирилл, были учениками или соратниками покойного митрополита Никодима (Ротова), находившегося в конкурентных отношениях с будущим патриархом Алексием II. Теперь они оказывают максимально возможное содействие новому патриарху, помогая ему установить реальный контроль над ситуацией в церкви.

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Ежедневный журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе