Креативная теология. Русской церкви предлагают "православие-лайт"

Прогрессивная общественность в своих рассуждениях о судьбах православия идет вперёд семимильными шагами. Теперь Русской Православной Церкви предлагают провести "нечто подобное Второму Ватиканскому Собору". 

Как утверждает на государственом "Эхе Москвы" видный теолог Сакен Аймурзаев (кто это, кстати, мы не в курсе), в обычной церкви стало душно. И прогрессивной общественности в Русской Церкви нужен «Ватикан-2». 

Первое, что умиляет – уровень познаний богослова об устройстве Православной Церкви. Дело в том, что Второй Ватиканский Собор (1962-1965) в католической традиции считается Вселенским. Вселенских Соборов у католиков вообще много, больше двадцати, если память мне не изменяет. А вот в Православной Церкви этих Вселенских Соборов семь. И в ближайшей перспективе Вселенских Соборов у православных не будет. По той простой причине, что на Вселенском Соборе должен в качестве полноправного представителя присутствовать римский епископ, ну, или его посланники (апокрисарии), а римский епископ (Папа Римский) с православной точки зрения находится в схизме (расколе) с Вселенской Православной Церковью. Поэтому максимум, о чем может идти речь – это Всеправославное Совещание. Речь о нём идет уже несколько десятков лет, но всё как-то не собраться. Впрочем, Церковь – структура неторопливая, что такое несколько десятков лет по сравнению с вечностью?

Ну так вот. Прогрессивная общественность хочет, тем не менее, именно от Русской Православной Церкви некоего Собора, после которого всей Русской Церковью была бы принята на вооружения некая «либерализация». Это может быть либо Архиерейский Собор (правда, тогда креативный класс неизбежно поднимет шум на тему отсутствия демократии в Церкви: на Архиерейском Соборе, как нетрудно догадаться из названия, решения принимают архиереи). Либо Поместный Собор (правда, для его организации первое, что нужно сделать Патриарху Кириллу – умереть).

Ну да ладно, каноны и догматы – это слишком скучно и совсем не креативно. Допустим, всё же в рамках некоей фантастической событийной канвы Русская Православная Церковь организует некий «самый главный либеральный собор». И перекраивает догматику, канонику и вообще всю свою жизнь по аналогии с Ватиканом-2. Что в итоге мы, православные, получим?

Можно посмотреть, что в итоге получила Римская Церковь после Второго Ватиканского Собора.

Во-первых, она получила раскол. Определенное количество консервативных кардиналов и епископов организовались во фракцию «лефевритов» или «старокатоликов». С ними папа Бенедикт XVI старался примириться, ещё будучи кардиналом Ратцингером. Но пока получилось не совсем, и от 1 до 8 млн католиков, в основном в Европе, Риму не подчиняются.

Во-вторых, мы получим очень интересную реформу богослужения на «поместных языках». Сейчас бытует мнение, что Ватикан-2 дал возможность отказаться от службы на трёх языках (греческий, латынь, древнееврейский), предоставив право богослужения на родном для того или иного народа языке. Это не совсем так. Ватикан-2 обязал служить на родном для паствы языке. Протодиакон Андрей Кураев в свое время шутил на тему того, что единственные молитвы, которых не коснулась эта реформа – кодекс молитв для экзорцизма, потому что «бесы только по-латыни понимают». То есть, применительно к православным реалиям, нас должен ждать переход на обязательное служение на современном русском, украинском, белорусском и далее по списку языках. С фактическим запретом богослужения на церковнославянском языке. Лично я, как православный христианин, к такому литургическому «кульбиту» как-то не готов.

Ну и главное. В целом именно Ватикан-2 и «дитя Ватикана-2», как называли папу Ионна Павла II, привели РКЦ к тому, что сейчас католичество – это некая декоративная рюшечка в европейской культуре и европейской жизни.

Ватикан-2, напомним, провёл католической церкви ребрендинг. Он фактически превратил её из "церкви воинствующей", к миру и пастве настроенной сурово и критично, в церковь с дружественным интерфейсом - позитивно настроенную, борющуюся за мир во всём мире, за развитие гражданского общества, за взаимопонимание между разными религиями и между верующими и атеистами. Всё это преследовало цель избавиться от проклятого клейма "мракобесов, застрявших в средневековье", и тем самым, как считалось, сохранить паству.

В итоге Ватикан-2, по сути, превратил католичество в «католичество-лайт». Что привело и к оттоку прихожан и к стремительной потере Римской Церковью авторитета (ещё сорок лет назад в какой-нибудь Бразилии почти всё население составляли католики. Сегодня их число упало до 64%, а число т.н. "практикующих" среди них постоянно падает). К публичному систематическому порицанию Католической Церкви европейским обществом.

Ну и «свято место пусто не бывает»: на место ушедшему авторитету католичества в Европу приходит авторитет ислама. Кстати, европейцы без христианства и на основе идеалов просвещения и светской этики размножаются крайне туго. А вот у «маркобесных» мусульман с тем, чтобы плодиться и размножаться, никаких проблем.

Короче говоря, Ватикан-2 вместе с «ортодоксальными наслоениями» снял ту часть брони церкви, которая позволяла ей быть духовным авторитетом в Европе. Того же хотят наши либералы от нашей церкви: «Ну-ка, православные, подставляйте щёки, а мы посмотрим, как вы будете корячиться и мучиться, когда мы будем вас с оттягом лупить». В логике «прогрессивной общественности» Церковь должна реформироваться так, чтобы неверующие тётки-перфомансистки не просто прыгали и орали в храме, а чтобы ещё священник пустил их в алтарь и сам вместе с ними на Престоле отплясывал. И был бы позитивно настроен к тому, что его из средневековья взяли в современность, в арт-проект.

Вот тогда да. Тогда креативному классу Церковь мешать не будет, тогда ему в ней не будет. Только мы, православные, прекрасно понимаем, что если креативному классу в Церкви будет не душно – это будет означать, что у нас, православных, больше не будет Церкви.

Вот и весь Ватикан-2.

Для читателей-атеистов предлагаем аналогию из другой сферы: представьте, что вы служите на пограничном катере в районе Курил. И вам начинают объяснять, что для успешной армейской реформы необходимо перестать рассматривать Японию как потенциального агрессора. Напротив - следует с радостью впускать японских солдат на Курилы, проводить с ними совместные учения "Возвращение Северных Территорий-2013", помочь открыть им на Шикотане военную базу, не мешать ставить свои погранпункты и организовывать другие полезные и интересные мероприятия. Примерно так.

Александр Чаусов

Родился в 1985 г. в г. Навои, Узбекистан. Журналист, руководитель антисектантского проекта «Гнев», кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры журналистики филологического факультета Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе