Патриотизм головного мозга

Вообще-то этот текст должен был называться «Православие головного мозга» (выражение, придуманное не мной, но чрезвычайно мне нравящееся как по сути, так и по форме). Но привычка порыться-покопаться (передавшаяся то ли от бабушки — знатной огородницы, то ли от другой бабушки — знатной же чекистки) привела к удивительной находке. Воспоследовавшие мысли заставили заглавие сменить.
ЖЖ-сообщество не так давно обсуждало откровение видного педагога, общественного деятеля и православного мыслителя Б. Якеменко, пропевшего осанну действиям Каддафи по укрощению той части народа Ливии, которая покусилась на «законную» изуверскую власть под влиянием известных заатлантических сил и трусливый одобрительный вой «так называемых правозащитников». Комментарии, полагаю, излишни.

Однако ж, наткнувшись почти сразу на мнение по другому вопросу — надо же такому случиться! — еще одного православного мыслителя и педагога, я решил перейти к некоторым робким обобщениям практического опыта православной педагогики. Мнение такое:

«Практически все русские люди в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских островов российским Президентом в Японии топтали его портреты, сжигали и рвали российский флаг... Разрывание и сжигание флага означает символическое уничтожение страны. За символическими действиями, как правило, следуют практические, Япония к ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь бумерангом то, что причитается за ошибочные символические действия и намерения.

Другим странам тоже есть над чем задуматься. Ведь сегодня Россию, словно раненого зверя, каждый подонок норовит пнуть ногой, плюнуть в неё и тому подобное. Мне очень жаль простых японцев, но мне совсем не жаль Японию, показавшую нам предельную степень своей враждебности. За все надо платить».

Автор этого глубоко православного суждения — некий Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, директор Николо-Хамовнического учебного центра, кандидат педагогических наук.

Сами понимаете, было на чем заострить внимание читателя. А так же вернуть святому отцу милые моему сердцу Хамовники и не вполне чуждую педагогику. Бумерангом, как Господь — Японии.

Однако ж от обобщений этого свойства меня удержал следующий текст, посвященный трагическим событиям «Норд-Оста»:

«Корр.: Батюшка, мне приходилось слышать от некоторых православных (конечно, не от священнослужителей, а от мирян), что вот, дескать, сходили в постный день на мюзикл...

Ответ: А я слышал такое и от священнослужителей. Правда, от меньшинства. Чистой воды фарисейство. Мне жаль этих людей. Они плохо читали Евангелие. Вспомните, что говорит Господь про Силоамскую башню: "Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете". В один подмосковный храм родители привезли своего погибшего сына, кстати, прихожанина этого храма. Священник не отказался отпевать его, но при этом прочел родителям нотацию, в которой не было ни грамма любви, а только ветхозаветное законничество. Люди были травмированы и повезли сына в другой храм. В данном случае батюшка поступил не как христианин, а как законник-фарисей. Поймите, нет православного закона. Конечно, каноны нужны, они имеют глубокий смысл, но в первую очередь христиане должны руководствоваться любовью».

Ну и что, спросите вы, разве не ясно, что дело не в вере, а в людях? Что на отмороженных батюшек всегда найдутся батюшки нормальные и приличные, понимающие, в чем истинное христианство? Отчего о них-то не написать?

А не получается. Дело в том, что второй текст принадлежит тому же о. Александру Шумскому.

Оно, конечно, почти 8 лет прошло... Но нашему герою и в 2003-м было под пятьдесят, вряд ли в этом возрасте люди радикально меняются. Просто, похоже, у о. Шумского и прочих якеменок другая болезнь, вынесенная в заглавие. И ее приступы гасят и человеколюбие, и сострадание, и терпимость, и прочие прекрасные порывы, о которых, если верить одной Книге, так хорошо говорил две тысячи лет назад некий Назаретянин...

АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ

Ежедневный журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе