Православные в коротких штанишках

Православных садиков год назад было всего  девять, сегодня в стране их не более  пятидесяти. Чем они  отличаются от обычных, муниципальных, кто и  зачем отдает туда своих детей, выяснил спецкор «Комсомолки» Борис Клин.
Без людей в черном

Типовое здание садика в «спальном» районе. Вывеска: «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского». В переводе с бюрократического на русский - это православный садик и православная школа. Но ни куполов, ни глухих монастырских стен, ни закутанных в черное мрачных теток.

Воспитательницы - не монахини, а женщины приветливые, доброжелательные, ни чуть не постные (в плохом смысле слова). Словом, живые. И малыши тоже внешне никак не отличаются от сверстников. Ну разве только из-под воротников веревочки нательных крестиков видны. Хотя, это я «придираюсь»: сейчас почти у всех деток крестики. Просто мне сразу, вот прямо с первых минут, очень хочется найти отличия, увидеть особые знаки православия.

Сходу начинаю  требовать показать мне эти самые  отличия. Хозяева переглядываются, начинают говорить про «особый дух», потом про «особую атмосферу».

Затем в ход пошли профессиональные термины, ужасно «тяжеловесные», цитировать их не стану. И тут по коридору едет девочка в инвалидной коляске! Вот вы видели, чтобы в обычном садике приняли ребенка на инвалидной коляске? Я  не только не видел, но и не слыхал о таком. Сейчас она уже школьница, но ходила в  этот православный садик.

- Во-первых, у  нас всюду иконы, - пока я изумленно  смотрел вслед девочке, Татьяна  Лещева, директор центра и Алла  Мальцева, ее заместитель все  пытались сформулировать чем  же их заведение такое особенное...

Иконы там и  в коридорах, и в группах, где дети занимаются и играют. А в в спальнях еще висят гобелены с ангелами. Но не надо думать, что стены центра - сплошной иконостас. Есть тут место и для детских рисунков. Богатыри представлены в изобилии. А вот оружия в игровых комнатах нет.

Прощай  оружие!

Заходим в «группу». В глаза сразу же бросается  обложка с Дедом Морозом. Как  это сюда «пустили» языческого деда?

- Дед Мороз  - персонаж сказочный, а не языческий, - объясняет духовник садика, священник  Константин Сопельников. - Даже на  Рождественский праздник приходит к нам Дед Мороз.  А сказки мы читаем, и про него, и про бабу Ягу, и про Кащея.

А вот сказку «О попе и его работнике Балде» тут не любят. К ней, между прочим, среди священников разное отношение. Одни видят глумление, а другие признаются, что иногда неудачно сэкономив, сами вспоминают пушкинское «не гонялся бы ты поп за дешевизной»...  Не в почете в садике и Гарри Потер. Зато на книжных полках «Мишкина каша» Носова, Агния Барто, Борис Заходер. И жития святых.

Отдельная тема - игрушки. Нет тут ни инопланетян, ни бэтманов, ни барби, ни оружия.

- Оружие у  нас появляется в школьном  возрасте, а в садике мы играем  в богатырей - девочки собирают  мальчиков на битву, молятся, - рассказывает священник.

Куклы одеты  в народные сарафаны. Но более всего поражает православный конструктор. Такое я первый раз в жизни увидел. Даже в православном садике, отрытым в Калининграде самим Патриархом Кириллом, конструкторы были простые, «нетематические». А тут малыши строят храмы с куполами и крестами!

- О Боге ребенок узнает не только на занятиях, не только от воспитателей, но и через игры, - объясняет отец Константин.

Кролики и  черепахи - не просто развлекают детей. Они тоже средство проповеди. Малышам показывают как велик созданный Творцом  мир, и учат бережно относиться к его красоте.

Персонажем сказки Бог быть не может. Исполнителем желаний  становится «волшебное дерево». Старшие  ребята приходят в соседнюю группу и показывают младшим сказку. Герои - старик со старухой отказываются от денег (хранить негде), от стада коров (не управиться самим), и просят у лишь исправных инструментов, чтобы заработать себе на жизнь.

- Еще надо  просить, чтобы ручки не болели, и могли работать, - малыши спешат  показать, что мораль уловили  верно.

8 марта - не праздник

- Мы отмечаем именины - памятные дни святых, имена которых носят наши детки, - рассказывает Алла Мальцева. - А в этом году и именины родителей стали отмечать - открытки делаем поздравительные. Первый осенний праздник - Покров Божией Матери. Этот праздник понятен с младшего возраста, детки видят иконы Божией матери в храме, и образ Богородицы, укрывающей нас от бед им понятен.

Новый год, 23 февраля, 8 марта здесь не отмечают. 8 марта  и вовсе на Великий Пост приходится. Правда, до 7 лет ограничений в  еде нет.

- Ну разве что уговариваем отказаться от конфет и шоколада, - улыбается отец Константин. - Ну и от особых развлечений.

Зато тут особые музыкальные занятия. 3-летние крохи  играли на ложках и флейтах. Так их обучают церковно-славянской музыкальной  грамоте - особым значкам, которыми записывалась мелодия церковного пения до изобретения нынешних нот. Древняя наука может пригодиться потом, в школе, если будет желание выучиться старинному церковному распеву.

Малышам занятия  музыкой явно не в тягость. Тем  более, что частенько на них присутствуют мамы и старшие братья-сестры. И не просто сидят, а участвуют, хороводы водят.

Неправославным  вход разрешен, но не нужен

Сейчас желающих отдать своих детей в этот садик  в два раза больше, чем он может  принять. Берут не только крещенных.

- Родители очень  тянутся за детьми к православию, - рассказывает Татьяна Лещева. - Ребеночек из азербайджанской  семьи к нам ходил, и родители  покрестились, и повенчались.

Но это случай уникальный. На самом деле, людям  не слишком уж верующим, в такие заведения своих детей отдавать не стоит. Слишком велика вероятность конфликта между отцами и детьми.

- Мы предупреждаем  родителей, что в начале любого  дела у нас идет молитва,  и, чтобы не развивать лицемерие,  хотя бы один из родителей  должен поддерживать ребенка, - говорит Лещева. - Бывало, ребенок начинал делать замечания матери. Редко, но случалось, матери, понимая, что менять в своей жизни ничего не могут, уводили детей от нас.

Но нам такие  не попались. В ходе блиц-опроса выяснилось - местные правила поведения никого не пугают.

Анастасии, врач-отоларинголог. Замужем, муж менеджер:

- В храм меня  муж привел семь лет назад,  мы оба воцерковленные. У нас  двое детей, 5 лет и 3 года. Ехать  о дома далековато, полчаса на  машине. Рядом есть аж четыре  садика, но мы туда не хотим - там дети агрессивные какие-то. Старшая знает уже и как в храме вести себя, молится перед едой, и перед тем, как на улицу идти. Хотя, иногда надо и напомнить о молитве.

Евгения, художница. Муж водитель на «неотложке»:

- У нас трое  детей, двое уже в школе. Сын ходил в этот садик, теперь дочь. Мы уже 12 лет назад воцерковились. Я знаю, что тут люди православные - детям ничего плохого не сделают. 8 марта не празднуют? Ну и что? А Пасху празднуют. Я 18 лет замужем, ни разу муж меня не поздравлял с 8 марта, и ничего.

Наталья, учительница  начальной школы, муж менеджер по продажам:

- У меня Василий  в младшей группе, так там дети  помогают друг другу одеваться.  Где вы такое увидите.  Слов  плохих не говорит. День у  нас начинается с молитвы, и  прогулка. Наша семья еще воцерковляется, муж пока к причастию не ходит.

Лишь одна из почти десятка мамочек посетовала на потерю женского дня:

- Да, нас конечно  предупреждали, что не празднуют.  А жаль. Это же весенний праздник, какая разница, кто его и  когда придумал. Мы  уже к нему привыкли...

Официально

Представитель отдела религиозного образования Московского  Патриархата Мария Ильченко разъясняет какой детский сад может считать  православным:

- Детские дошкольные  учреждения должны иметь государственную  лицензию и аккредитацию. Если в его названии учреждения есть слово православный, то должно быть представление  нашего отдела.

Каждое православное учреждение должно иметь своего духовника, своего духовного наставника - священника. Для подтверждения православного статуса требуется лицензия, которую может предоставить только наш отдел. Поэтому, проверить насколько садик православный, проще всего, позвонив нам. Сейчас в отделе создается аттестационная комиссия, которая разработает методическую базу, чтобы проводить аттестацию по новым критериям.

Православное  дошкольное заведение должно стараться  привить интерес и любовь к  православному кладу жизни, который  проявляется в том числе в  молитве. Промежуточная задача -  воспитание хотя бы симпатии  к православию  или отсутствие осуждения православия.

Борис КЛИН

КП-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе