Предвыборные маневры

Состоявшийся вчера Священный синод Русской православной церкви постановил выбирать патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе тайным голосованием, сообщает сайт Московского патриархата.

Стало быть, звучавшие в церковной среде предложения выбирать патриарха по жребию, как это происходило на Поместном соборе 1917-1918 гг., окончательно и бесповоротно отвергнуты. Архиерейскому собору рекомендовано определить тайным голосованием трех кандидатов на патриарший престол: из числа архиереев старше 40 лет, имеющих высшее богословское образование и опыт управления епархией. Кроме того, кандидаты на патриарший престол могут быть выдвинуты и на Поместном соборе, причем кандидатуры также должны определяться посредством тайного голосования.
Судя по всему, споры насчет процедуры выборов шли ожесточенные — информация пресс-службы МП появилась только под вечер, а ожидавшим весь день брифинга журналистам было объявлено, что Синод принял промежуточные решения, окончательные же только последуют. На сайте Московского патриархата формулировка в высшей степени аккуратная: «Среди прочего, было предложено, чтобы Архиерейский Собор определил тайным голосованием трех кандидатов на Московский Патриарший Престол».

Возможно, число кандидатов (равно как и их состав) и вызвало яростные споры. Тем более что в последние дни украинские епископы заявили о своей поддержке митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которого они хотели бы видеть первоиерархом всей церкви. Как теперь митрополит Владимир распорядится этими голосами, можно только гадать: особенностью грядущего Поместного собора станет большое количество голосующих от Украинской православной церкви Московского патриархата — около трети от всех епископов. Не для того ли, чтобы составить им противовес, Синод на время Собора «усилили» дополнительными членами плюс добавили к уже обозначенным делегатам на Собор (по три от каждой епархии) по два делегата от патриарших приходов в Канаде, США, Туркменистане, Италии и Скандинавских странах?

К Архиерейскому собору, который пройдет 25-26 января 2009 года и должен утвердить все кандидатуры, число претендентов может еще вырасти, что, конечно, должно волновать местоблюстителя митрополита Кирилла, ведь каждый новый претендент — дополнительный соперник. 

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Перед иерархами РПЦ стоит сложная задача — избежать конфликтов и скандалов, то есть именно публичного противостояния различных церковных групп и их кандидатов. Бурно идущая дискуссия внутри епархий, духовных учебных заведений, монастырей и между архиереями не должна, как полагает церковное руководство, стать достоянием гласности в полном объеме, за исключением каких-то заранее спланированных акций, например, по продвижению митрополита Кирилла. Другая важнейшая задача, стоящая перед Московской патриархией, сделать так, чтобы избрание нового патриарха было воспринято как всенародное, без подковерной борьбы, чтобы через делегатов Поместного собора слышался глас Божий и глас российских православных. Только в этом случае, как считает все то же церковное руководство, для массы православных людей, которые часто или раз в год ходят в храм, предстоятель РПЦ станет новым «отцом нации». К новому Святейшему народ, хочет он этого или нет, со временем привыкнет.

Именно для достижения этих целей Священный синод Русской церкви на заседании 24 декабря предложил, чтобы выборы патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе проводились тайным голосованием. Более того, Архиерейский собор тем же тайным голосованием определит трех кандидатов на патриарший престол. Тайные перекрестные договоренности с епископами из разных лагерей, которым могут пообещать определенные блага, повышения и передвижения, должны свести обоюдные обиды на нет.

Однако же все эти тонкие расчеты и стремление обезопасить себя от случайностей ни в коей мере не гарантируют того, что патриархом будет избран митрополит Кирилл, патриархом вполне может стать и митрополит Климент, и любой другой умеренно консервативный епископ, который до этого был на виду только в своей епархии. В отличие от государственного аппарата, который может слаженно работать в России на выборы нового президента, во внутрицерковной среде нет монолитности, она пестра и многообразна, у епископов могут быть самые разные предпочтения, и, как показал опыт выступлений владыки Диомида, они могут даже выступать против патриарха. Поэтому если противники митрополита Кирилла проголосуют на Поместном соборе как-то не так, как тому хотелось бы, то им ничего не будет (в отличие от какого-нибудь губернатора, который отказался бы поддержать «Единую Россию» и Путина), — так что нужны очень веские основания, чтобы пойти против собственного разумения. Помимо этого выборы патриарха от светской избирательной кампании отличает еще один фактор — у патриарха нет сроков правления, он будет предстоятелем всю жизнь, его власть будет ограничена Синодом, но его слово все равно будет много значить. Поэтому церковные иерархи, в отличие от светских политиков, должны думать на 10-15 лет вперед. 

Ежедневный журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе