Церковное зодчество

Уроки для детей среднего школьного возраста.

Верующие идут в церковь ради общения с Господом, и проводимые в храме службы – главное. Но не надо забывать о составляющих, которые направляют чувства человека к молитве. Архитектура дает человеку первый эмоциональный толчок. Человек еще не вошел в храм, но он уже издалека видит его. Храм уже по своему внешнему облику отличен от окружающих домов. В прошлом, когда городская застройка была малоэтажной, русский город представлял собой сказочное зрелище – над ним поднимался целый лес колоколен и глав, увенчанных крестами.

Вид православного храма не только вызывает чувство восторга, но и наводит на глубокие раздумья о жизни, о Боге, о вечности, прекрасно вписывается в окружающую природу, что нашло отражение в картинах И. Левитана «Вечерний звон» или «Над вечным покоем».

Но вот человек входит в храм. Служба еще не началась. В храме тихо, сумеречно. Потихоньку сходятся верующие. Покупают свечи, обходят храм – прикладываются к иконам, святыням. В эти минуты архитектура уже начинает оказывать на присутствующих свое влияние, настраивает на то Великое, что в скором времени здесь произойдет. В древних храмах величественно вверх к сводам поднимаются столпы. На них изображены святые – столпы Церкви. Со стен в мерцающем сумеречном освещении на верующих глядят лики Спасителя, Богоматери, святых. Пробивающийся сквозь верхние и боковые окна свет выхватывает из этой череды то один лик, то другой. Иное ощущение возникает в поздних бесстолпных храмах. Открытое пространство позволяет обеспечить равномерное освещение храма через оконные проемы. Как правило, верхнее освещение в таких храмах отсутствует. В солнечные дни все пространство наполняется светом, и это вызывает чувство радости.

Но вот начинается служба. Зажигаются огни, и пространство храма преображается. И уже не существуют порознь архитектура, икона, освещение, пишет отец Павел Флоренский. Теперь «все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь».


Устройство храма


А какой силы достигает колокольный звон в шатровых храмах! Проникая внутрь храма, он целиком заполняет пространство его огромного шатра, и человек, молящийся в храме, погружается в эти звуки всем своим существом.



Структура православного храма

Храм Божий, или молитвенный дом, православные люди именуют церковью. Храм может иметь сложную композицию и помимо основного церковного объема включать в свой состав придельные храмы, трапезную, паперть, колокольню.

Освободимся мысленно от всех пристроек и обратимся к основному церковному объему. Рассмотрим его строение и характерные особенности, знание которых впоследствии позволит детям разобраться в ансамбле православного храма.

Церковный объем может иметь в плане форму прямоугольную, крестообразную и форму круга. Он обязательно увенчан одной или несколькими главами либо шатрами, которые в свою очередь венчают кресты. Количество глав определяется рядом условий, на которых мы в настоящем разделе останавливаться не будем. Крест является обязательным элементом церкви. Он может быть 4-, 6- или 8-конечным либо иметь внизу над яблоком серповидную чашу.

Кресты обращены плоскостью с запада на восток. С восточной стороны к церковному объему пристраиваются алтарные выступы – апсиды. В древних каменных храмах апсиды имели полукруглую в плане форму. Позже появились многогранные и прямоугольные апсиды. Число апсид – от одной и более. В храмах, имеющих в плане форму круга, нередко специальные выступы не устраиваются, а с восточной стороны церковного пространства вычленяется объем, где и устраивается алтарь. В крестообразных в плане храмах алтарь размещают в восточном выступе. В деревянном зодчестве, как правило, апсиды имеют прямоугольную либо многогранную форму.

С западной, южной и северной сторон церковного объема устраиваются входы, главным из которых является западный. Над ним часто помещают храмовую икону. С восточной стороны, где находится алтарь, дверей не устраивают. В поздней архитектуре, образ которой строится на принципах симметрии, нередко с восточной стороны можно увидеть ложный портал, по виду аналогичный реальным церковным порталам…


Структура храма



Войдем в храм.

Православный храм – это модель мироздания. Человек, вошедший в храм, оказывается в центре вселенной, он пронизан невидимыми лучами бытия – и земного, и посмертного. Он предстоит пред алтарем собственной совести, Творца. По примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова православная церковь делится на три части. Эти части суть следующие: алтарь, средняя часть и притвор. Алтарь, как и в ветхозаветном храме Святое Святых, означает Царство Небесное. Средняя часть, соответствующая ветхозаветному святилищу, открылась всем верующим – членам Церкви земной и Небесной. Поэтому среднюю часть нередко называют собственно церковью. Притвор соответствует двору Иерусалимского храма, где во времена Ветхого Завета находился народ. В православном храме в первые годы христианизации в притворе стояли оглашенные, которые готовились к принятию христианства, но еще не сподобились таинства Крещения. В древних храмах пространство притвора нередко отделялось от средней части стенкой. Позже, когда Православие окрепло и прочно вошло в жизнь общества, притвор как место пребывания оглашенных перестал играть существенную роль. Теперь иногда там стоят тяжело согрешившие.

Среднюю часть храма от алтаря отделяет алтарная преграда.

Алтарь – главная часть храма, важнейшее место в котором занимает престол. К северу от алтаря ставится жертвенник, к югу – диаконник. Алтарь, диаконник и жервенник могут размещаться как в одном объеме, так и в отдельных. Соответственно с внешней стороны храма мы видим либо одну апсиду, ограничивающую единое алтарное пространство, либо три апсиды, ограничивающие пространство, где размещаются алтарь (центральная апсида), жертвенник (северная апсида) и диаконник (южная апсида). В первом случае говорят, что храм одноапсидный, во втором – храм трехапсидный. Чтобы иметь возможность служить в один день две литургии, нередко в диаконнике стали устраивать второй престол. В этом случае диаконник переносили в северное полукружие, то есть в помещение жертвенника. Первый престол стали называть главным, а устроенный в диаконнике – приделанной церковью, или параекклисией. Иногда над апсидой, в которой устроена придельная церковь, устанавливают главу. Тогда о наличии придельной церкви можно судить, находясь вне храма.

Со временем складываются различные варианты размещения придельных церквей за алтарной преградой, что приводит к появлению храмов с числом апсид 1, 2, 3, 5. В двухапсидных храмах одна апсида, как правило более крупная, относится к главному престолу, другая, меньшая, – к приделанной церкви. В пятиапсидных храмах три центральные апсиды могут быть местом размещения алтаря, жертвенника и диаконника главного престола, тогда две крайние будут относиться к двум приделанным церквам.

Дополнительные престолы могут быть устроены и в других помещениях. Например, на хорах, в трапезных, в колокольнях или в отдельных объемах. Последние называют придельными храмами.

Придельные храмы пристраиваются к основному церковному объему чаще с северной или южной стороны, увенчаны главой, завершены с восточной стороны апсидой, то есть имеют все разобранные выше элементы, характерные для церковного объема.

Трапезная – это дополнительный церковный объем, располагающийся на месте притвора, к западу от средней части. Название этого объема происходит от слова «трапеза», в связи с чем некоторые связывают его происхождение с монастырскими трапезными, которые издавна возводились в комплексе с церковью, располагавшейся с восточной стороны трапезной. К трапезным не предъявляют особых требований, связанных с символикой храма, таким образом, они более просты по исполнению, чем церковный объем, что позволяет сделать их обширными. Поэтому трапезные стали пристраивать к церковному объему с целью увеличения церковных площадей. В трапезной обычно располагаются свечные ящики, где принимаются поминальные записки, продаются свечи, церковные книги. В трапезной совершаются литии и читаются церковные молитвословия. Нередко в трапезных размещают дополнительные престолы. В последнем случае иногда над трапезной устанавливают главу. Размещаются трапезные, как правило, в отдельном объеме, пространство которого в интерьере плавно перетекает в церковное пространство, но иногда и в одном объеме с церковью, то есть с ее средней частью. Извне последний случай всегда можно обнаружить по смещенным к востоку главам, поскольку главы устанавливаются только над церковным объемом.


Алтарь православного храма


Важной составной частью храма является колокольня, которая может быть как отдельно стоящей, так и входящей в единый блок с церковным объемом. Колокольни представляют собой особый раздел церковной архитектуры. В разные времена были свои излюбленные композиции. Так, в первой половине XVII века, когда предпочтение отдавалось красочным живописным композициям, колокольни стали примыкать к северо-западному углу церковного объема. Были и другие варианты. Во второй половине XVII века изменилась эстетика, появилась тяга к изысканной архитектуре, что сказалось и на компоновке объемов. Популярной становится компоновка объемов «кораблем»: церковный объем на востоке, колокольня на западе и между ними трапезная. Эта компоновка становится традиционной для последующего церковного зодчества.

Паперть, по определению, – внешний притвор, площадка вне храма перед внутренним притвором. Как в древности, так и теперь на паперти стоят нищие, живущие подаянием.

Паперть представляет собой внешнее крыльцо, или сени, и могут располагаться не только перед западным входом, ведущим в помещение внутреннего притвора, в трапезную либо в колокольню, но и устраиваться перед южными и северными входами в церковь.

Все объемы могут объединяться между собой галереей, играющей роль паперти.

Храмы нередко возводятся на подклетных этажах. Подклеты предохраняют помещения храма от сырости, вместе с тем зачастую несут некоторую функциональную нагрузку. В подклетных этажах могут размещаться: церкви, часто теплые, некрополь, подсобные помещения, в монастырях – кладовые, хлебодарни и другие хозяйственные службы, в церквах на купеческих дворах в подклетах нередко устраивались помещения для хранения товаров.

Автор
Галина Александрова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе