Возвращение святынь

Как-то по телевидению показывали сюжет, как в Угличе торжественно встречали икону Николая Чудотворца, написанную на святой горе Афон. До революции она находилась в здешнем Алексеевском монастыре и была особо почитаема  угличанами. Когда начались гонения и разгром церквей, следы иконы затерялись. Говорят, что ее украли. И лишь недавно чудотворный образ был обнаружен в одном из столичных храмов. Прежде чем возвратить икону монастырю, там сделали с нее копию. Торжества в Угличе проходили при большом стечении народа, с участием архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. Такие события - возвращение досточтимых  святынь в родной город, храм или  семью, где на них молились из поколения в поколение, - одно из загадочных явлений минувшего столетия. Случаев похожих в нашей области уже зафиксировано немало.


ПАСТУШКОВА ЦЕРКОВЬ
В Мышкине бытует старинное предание о необычной судьбе петербургского купца первой гильдии Александра Петровича Березина. Умер он в 1799 году. Родом - из села Еремейцева. Детство и юность его прошли в бедности, он пас скотину в здешних краях на берегу Волги. Здесь ему и было  дано чудесное откровение, зафиксированное затем в его жизнеописании такими словами: «Господь тебя на труды поставил, молись и будешь богат». Предсказание это исполнилось, и в знак благодарности разбогатевший пастух поставил здесь, в селе Охотине, храм Вознесения Господня, который в Мышкине старые люди еще в прошлом веке так и называли - «пастушкова церковь».
Храм этот, высящийся на берегу Волги и далеко видимый с проплывающих теплоходов, советская власть хотела закрыть еще до войны. Арестовали священника за то, что он в Пасху, 1 мая, «организовал контрреволюционный крестный ход». Но крестьянам, как говорит местное предание, тогда удалось отстоять свою церковь.
Закрыта была церковь Вознесения лишь во времена хрущевских гонений, ее передали дому отдыха. Богослужебные книги вывезли и выбросили в окопы, выкопанные во время войны по берегу Волги. А из больших икон плотник в доме отдыха наделал полок в кладовке.
В прошлом десятилетии здесь было возобновлено богослужение. Я тогда побывал у охотинского священника - отца Иоанна, и он мне показал несколько икон с отпиленными уголками: «Вот это и есть те самые, а плотник, сделавший из них полки, недавно умер. От болезни у него отнялись руки. Он обо всем этом рассказал на исповеди и покаялся», - вспоминал отец Иоанн.
Так старинные иконы возвратились в «пастушкову церковь». Правда, краски с них отваливались, и священник, бывший художник «Мосфильма», начал их реставрировать.
ЗАКЛАД В ТРАКТИРЕ
Другое  знаковое событие в жизнеописании Березина связано с родовым образом Николая Чудотворца. Такие иконы раньше в крестьянских семьях особенно берегли, передавая из поколения в поколение.
Отцу Александра Березина, для того чтобы отправиться в отхожий промысел, нужны были деньги. А взять их было негде,   и тогда отец решился на отчаянный поступок: отдал в заклад в мышкинский трактир образ Николая Чудотворца.   Получив деньги, он отправился на заработки в столицу, откуда уже не вернулся. Пропал, и никто не знает, что там с ним приключилось.
 Прошло тридцать лет, прежде чем сыну удалось   выкупить  семейную реликвию.  Причем все эти десятилетия икона находилась в трактире, ее никто не перекупил, что тоже удивительно. Святыня, несмотря на  разные препятствия и выпавшие беды, была не забыта, что, как считал Березин, тоже помогло ему на пути к предсказанному богатству. В память об этом он  начал строить в Мышкине собор в честь святого, покровителя  рода - Никольский.
Если внимательно изучать историю этого храма, то можно увидеть, как уже в двадцатом веке и в наше время в нем со святыми иконами произошло немало удивительных происшествий, которые трудно объяснить обычными совпадениями.
ЛИК ОБНОВИЛСЯ
Например, в начале нового века православные в городе заговорили о том, что одна из икон Николая Чудотворца  таинственно обновилась. Мне эту историю рассказал  бывший тогда мышкинским благочинным отец Александр.
Ныне покойная просвирня Елизавета Васильевна принесла в церковь икону святого Николая. Она говорила,  что образ этот из Никольского собора, он хранился у  родственников.  Те, умирая, наказывали возвратить его в собор, когда тот снова откроется для верующих.
Правда, изображение на доске сильно потемнело от времени. И вдруг в последние  годы оно начало очищаться. Лик стал четче и ярче. Причем впервые  заметили это не местные прихожане, а реставраторы из Москвы, уже сталкивавшиеся с такими явлениями.
Сначала этот образ находился в Успенском соборе, а теперь перенесен на свое место в зимний - Никольский. Его все желающие могут увидеть. Он действительно сияет каким-то особенным светом. Что же касается потемнения святых икон, то, как свидетельствуют церковные предания, такое  нередко случалось во времена гонений.  Например, некоторые верующие подмечали, как в двадцатых-тридцатых годах прошлого века  лики святых в красных углах их жилищ темнели прямо на глазах, словно печалясь вместе с людьми.
ПОСРАМЛЕНИЕ ВОРА
Другой, пожалуй, самый чудесный случай   произошел тоже в новейшие времена в соседнем Угличе, в храме царевича Димитрия-на-Поле.  Из него была украдена икона Иоанна Воина. Милиция ее не могла найти. Иоанн Воин - это, по церковным верованиям, святой, защищающий от воров. Поэтому настоятелю - отцу Владимиру - иные юмористы даже пеняли: «Что же это за защитник, раз сам себя не смог  защитить?»
И вдруг через два года после пропажи в город на Волге приехала жительница Москвы. Она пришла и заявила, что решила пожертвовать в храм икону. Когда настоятель развернул тряпицу, он воскликнул: «Да ведь это же наша икона! Как она к вам попала?»
Женщина рассказала, как ей захотелось приобрести для себя старинный образ. На рынке антиквариата в столице сделать это нетрудно. Заплатив немалую сумму, принесла в квартиру Иоанна Воина. Но с тех пор в жилище у нее по ночам стало твориться неладное. Вдруг ни с того ни с сего возникал шум, какие-то стуки, а от иконы исходил блеск. Она решила от нее избавиться. В том, что икона ворованная, хозяйка не сомневалась. В столицу свозятся  добытые таким способом святыни со всей России. Поэтому ей не хотелось, чтобы Иоанн Воин оставался в Москве.
Вспомнила, что в Угличе у нее есть родственники, и решила, побывав у них, отдать заодно и святыню в какой-нибудь храм. Родственники ей посоветовали обратиться к отцу Владимиру, что она и сделала. Настоятель сам мне показывал этот образ, обретший здесь место среди множества других старинных реликвий.
НАСЛЕДСТВО СВЯТОГО АНДРОНИКА
В мышкинском селе Поводневе, у старинного храма, который уже век покоятся под чугунным памятником дьякон Александр Никольский с матушкой Екатериной. Могила их теперь благоустроена и почитается в здешних краях. А сын их, архиепископ Андроник, был почти живым закопан в землю далеко от родных мест, под Пермью, в 1918 году.
Тогда, в полночь с 3 на 4 июня, в городе раздался набатный звон и революционный отряд под руководством бывшего каторжника Мясникова окружил архиерейский дом. Мясников был идейным борцом с религией. Еще находясь на лечении в психиатрической больнице, он сочинил нечто вроде заявления о «выходе из православия».
Андроника три дня продержали в тюрьме, а затем вывезли за город и заставили копать могилу под елями. Красная глина плохо поддавалась лопате. Тогда латышские стрелки помогли ему. Два раза новомученика для устрашения заставляли ложиться в могилу, спрашивая: «Ну как, глубоко ли?» Потом латыш взвел курок нагана, раздались два выстрела.
После того как еще не отошедшего архиепископа закопали, палачам «в наследство от него», как они сами написали, достались чугунные часы и серебряный крест с изображением Богородицы под синей эмалью.
Летом 2001 года, уже после того, как был канонизирован новомученик, я в деревне Палкино разыскал его внучатую племянницу - Нину Александровну Гущину. Вошел в просторный дом, и сразу же в глаза бросился образ Богоматери.
- Вот, - начала сетовать Гущина, - недавно побывали воры и все иконы унесли, а этот образ почему-то не тронули. Именно перед ним любил молиться Андроник.
Не тронули воры и его дореволюционную фотографию, висевшую в рамочке на стене. Не знаю, случайно ли это. Но факт остается фактом: эти две реликвии  остались невредимыми в наследство малой родине. Когда Андроник приезжал сюда, его встречали всей деревней. И этот обширный дом в Палкине он помог выстроить своей сестре Марье в 1908 году.
РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
В Мышкине хорошо знают Александру Дмитриевну Груздеву. В молодости она пережила ленинградскую блокаду. В марте 1942 года выехала из осажденного города по льду Ладожского озера, а потом ее призвали на фронт, где она была связисткой.
Перед отъездом мать дала ей маленькую металлическую икону Богоматери. Девушка зашила ее в шинель. Один раз Груздева попала под страшную бомбежку, но осталась жива, отделавшись небольшим ранением. Едва, вернувшись домой в деревню Игнатово, она ступила на порог, мать спросила ее: «Где икона?» «Не беспокойся, она со мной», - отвечала фронтовичка.
Этим образом Александра Дмитриевна в Мышкине благословила дочь на замужество и посоветовала ей так же благословить, когда придет черед, и внука.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе