Время собирать камни

В июне этого года исполнилось пять лет, как настоятелем прихода храма Всемилостивого Спаса в селе Васильевское близ Курбы стал иерей Иоанн Лозан.
Отец Иоанн был назначен сюда сразу после окончания Ярославской духовной семинарии. Молодой священник энергично взялся за дело, реставрирует храмы, собирает сведения об их истории. Именно он стал объединять вокруг себя людей, не равнодушных к судьбе уникального храмового ансамбля в селе Курба, и вместе с ними делать первые шаги к его возрождению.

Намоленное место

Отец Иоанн возглавил приход в Васильевском спустя более чем год после кончины прежнего настоятеля протоиерея Феодора Иванова (между ними служили еще два священника). Отец Федор пользовался уважением и любовью прихожан, его почитали прозорливым. Это был большой молитвенник, который помогал людям избавиться от алкоголизма, наркомании и других страстей, многих привел к вере и наставил на путь истинный. На время его служения в Васильевском пришлось возрождение православной общины и вообще духовной жизни. Он оставил после себя замечательный приход, людей, не равнодушных к храму. Его духовные чада до сих пор приезжают сюда, на могилу, помогают приходу. Все это, конечно, явилось подспорьем молодому священнику, но вместе с тем наложило и определенные обязательства, которые обязывали достойно продолжить дело своего предшественника.

Приход в Васильевском состоит из двух храмов. Зимняя церковь Всемилостивого Спаса возведена в 1745 году. Это небольшой одноглавый храм, построенный в простых формах клетских деревянных церквей, который никогда не закрывался для верующих. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Есть даже предположение,что храм перестроен из этих палат. Об этом свидетельствуют участки очень старой кладки.


Васильевское. Спасская церковь

Отец Иоанн провел в этом храме большие работы. Был отремонтирован цоколь, заменены окна, сделан теплый пол, решен вопрос с отоплением.Теперь необходимо заменить потолки и сделать новую кровлю, поскольку в течение долгих лет вода попадала на перекрытия и они попросту сгнили. Потихоньку, насколько хватает средств, ведутся работы. Сейчас ремонтируется алтарь, где кладка была заштукатурена цементом. А для таких древних памятников цемент является большим врагом, поскольку кладка «не дышит». Сейчас цемент сбивают и будут наносить известковую штукатурку, изготовленную по старинным рецептам.

Совсем недавно, 14 августа, в день Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе именуемый Медовым, или Первым Спасом, храм Всемилостивого Спаса отметил престольный праздник. Состоялись торжественное Богослужение, крестный ход, освящение меда, небольшой концерт для прихожан.

Пятиглавый летний храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, выстроенный в 1793 – 1804 годах, имеет особый престол Василия Великого. Это не случайно: ранее в Васильевском была деревянная церковь в честь этого святителя. От нее и пошло название села.


Васильевское. Смоленская церковь

В Смоленском храме находится очень красивый резной позолоченный иконостас XVIII столетия, выполненный в стиле барокко. Недавно он был отреставрирован. Для этого его разобрали, увезли в Санкт-Петербург и, после того как все работы были сделаны, привезли и собрали. Также проведена реставрация росписей конца XIX столетия, сени, в которой раньше находилась особо почитаемая Смоленская икона Божией Матери, утраченная после революции. Росписи на стенах и сводах очень интересны, они искусно имитируют лепнину. Сейчас основные внутренние работы в храме уже завершены, осталось сделать полы, тогда можно будет проводить богослужения.

– С виду Смоленская церковь выглядит вполне обычно, а внутри – очень красиво. Ее главное украшение – иконостас. Удивляешься, насколько раньше люди любили Бога и создавали такие прекрасные вещи, вкладывали в них душу. Ведь храмы строились в основном на средства прихожан, – говорит отец Иоанн.


Васильевское. Смоленская церковь. Иконостас


Васильевское. Смоленская церковь. Росписи.

Из поколения в поколение передавалась легенда о подземном ходе, ведущем из Васильевского в Курбу. И вот однажды, еще при протоиерее Федоре Иванове, во время ремонтных работ в Смоленском храме этот подземный ход был обнаружен. Отец Федор взял свечку, спустился в подземелье, но, когда стало не хватать кислорода, вернулся обратно. По его словам, ход прекрасно сохранился. Но в целях безопасности настоятель принял решение вход в него заложить. Быть может, придет время, и ход снова откроют. Он ведет в Казанскую церковь Курбы, а оттуда, по рассказам, есть еще один ход – влес. Он был сделан, видимо, для того, чтобы укрыться в лесу в случае нападения.

Дел у отца Иоанна хватает. Нужно покрасить ограду, подремонтировать церковный дом, где жил отец Федор, а сейчас принимают гостей, продолжая традиции почившего настоятеля. А еще он окормляет Покровскую церковь в селе Ширинье, проводит там службы. В настоящее время этот храм возрождается к жизни после долгих лет запустения. Требует к себе внимания, взывает о помощи и храмовый ансамбль в Курбе.

С Божией помощью

Васильевское и Курба расположены по соседству, через речку Курбицу. И два старинных церковных ансамбля смотрят друг на друга с разных берегов этой речки, словно перекликаясь.

Курба – поселение с очень древней историей. Эти земли принадлежали роду князей Курбских, самый известный представитель которого, Андрей Курбский, знаменит по своей переписке с Иваном Грозным. Главной достопримечательностью села всегда был храмовый ансамбль. До революции он включал в себя еще одну часовню, ограду – весь комплекс выглядел очень красиво.

Как считается, Казанский храм был построен в 1770 году на средства прихожан, а также владельцев здешних земель – дворян Нарышкиных и Камыниных. Это сооружение необыкновенной красоты. Есть предание, что храм построили за 49 дней. Недавние исследования московских архитекторов показали, что это очень даже возможно: храм разделен на части, и в каждой части кладка различается, то есть работали разные бригады.


Курба. Храмовый ансамбль (Казанская и Воскресенская церкви, колокольня)

Другое предание говорит, что первоначально церковь строилась в честь великомученицы Параскевы Пятницы, но однажды утром, когда кладка дошла практически до куполов, сторож обнаружил в центре храма дивным образом явленный образ Казанской иконы Божией Матери. И тогда было принято решение освятить церковь в честь нее. Чудотворная икона была помещена в храм, украшена очень богатым окладом – золотым, с камнями. Когда церковь закрыли, благочестивые жители тайком унесли икону и спрятали на кладбище. Потом ее стали передавать из дома в дом, пока она не оказалась в Спасском храме села Васильевского, где хранится и по сей день.

Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, исследовавшие икону, датировали ее концом XVII – началом XVIII века. Но, чьей кисти эта работа, определить невозможно. При отце Федоре ее пытались реставрировать. Однако новый слой краски неизменно оказывался на полу. Отец Федор усмотрел в этом волю Божию и решил больше икону не трогать.

– Мы знаем, что икона чудотворная, но нет источников с описанием чудес. Только росписи Казанской церкви содержат изображения, где Курба охвачена пожаром и крестным ходом носят икону, чтобы бедствие прекратилось, – рассказывает отец Иоанн. – Чудеса происходят и в наши дни. Несколько раз мы начинали противоаварийные работы в Васильевском, не имея копейки в кармане, и договаривались с людьми в надежде, что Матерь Божия обязательно поможет, и именно в день празднования Казанской иконы помощь приходила. Однажды мы ремонтировали кровлю летнего храма и должны были за работу около 300 тысяч рублей. И в день летней Казанской приехал человек, который давно собирался к нам, и привез сумму не только нужную, но даже большую: на оставшуюся часть мы отремонтировали оклад иконы, таким образом отблагодарив Матерь Божию за помощь. Оклад получилось привезти только 3 ноября, накануне празднования осенней Казанской. Кто-то может сказать, что это просто совпадение, но я думаю, это не случайно. Много случаев, когда люди просили помощи у иконы и получали ее. Казанская икона является покровительницей Курбы, да и всей России, этот образ особо почитается в нашем народе. Со временем будет правильно вернуть икону в Казанский храм, в свой дом. Тем более что у нас есть список с нее.

Приход Казанского храма был большим. Доход приносили торговые лавки, сдававшиеся купцам. В 1852 году в журнале «Москвитянин» вышла статья о Курбе, в которой об убранстве Казанской церкви говорится следующее: «Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа украшены серебряными и позолоченными ризами». Автор статьи подчеркивал, что такой красоты и убранства он не видел даже в московских храмах.

В 1929–1930 годах Казанская церковь была закрыта, использовалась под МТС, потом оказалась заброшенной. Впрочем, это отражало общее духовное состояние нашего народа, то падение, которое произошло. А сейчас люди возвращаются к вере, к Богу. Так и с Казанским храмом. Его судьбой заинтересовался благотворительный фонд по спасению православных церквей в селах и небольших городах «Белый Ирис». Представитель этого фонда Ольга Шитова через Интернет узнала о храме и была очень впечатлена им. Она решила помочь, привлечь нужных людей, чтобы вернуть храм к жизни.

– Когда осознаешь, какие нужны средства, кажется, что это непосильная задача, но дело потихоньку продвигается. Начали с большого субботника, убрали мусор в храме, спилили деревья вокруг, установили решетки на окна и двери, чтобы не допустить проникновения вандалов. Добились того, что храм зарегистрирован как памятник архитектуры регионального значения. К сожалению, не федерального – тогда можно было бы рассчитывать на федеральные деньги. Третий год подряд 21 июля, в день летней Казанской, здесь служится Божественная литургия. Сделали информационный стенд, планируется создание сайта храма, – продолжает отец Иоанн. – Сейчас составлена смета на консервацию Казанской церкви, чтобы остановить ее дальнейшее разрушение. Стоимость – около 100 миллионов рублей. Сумма пугающая, но начало положено, и я думаю, что Матерь Божия и Господь обязательно помогут в деле реставрации. Тем более что есть заинтересованные люди. Необходимы исследования фундаментов, грунтов, стен и т.д. Но люди настолько проникаются этим храмом, что зачастую бесплатно соглашаются провести работы с надеждой на то, что храм вернется к жизни. Я думаю, это тоже неспроста, и Матерь Божия посылает нужных людей, видя, что больших финансов у нас нет, а дело большое сделать надо. Когда были первые службы, люди со слезами на глазах стояли и смотрели – никому уже не верилось увидеть службу в этом храме. Тем не менее это произошло. И в этом году 21 июля прошла служба, на которой присутствовали представители хуторского казачьего общества имени Александра Невского, они тоже выразили желание участвовать в возрождении храма. Люди приходят, интересуются, помогают. Это важно и дает надежду, что начало реставрационным работам будет положено.

Отец Иоанн убежден, что храмовый ансамбль нужно восстанавливать комплексно – не только Казанский, но и Воскресенкий храм, и колокольню. Теперь планируется провести субботник в Воскресенскойцеркви, где в советские годы размещался Дом культуры, убрать там мусор, навести порядок, установить двери.
Сейчас храмовый ансамбль находится на балансе администрации Курбского сельского поселения. Ведутся переговоры о его передаче Русской православной церкви. Тогда проще начнут решаться вопросы по восстановлению, можно будет регулярно проводить богослужения. Ведь когда идут службы, храм живет.
А сейчас службы проходят в храме-часовне, где имеется алтарь и можно служить Божественную литургию.Часовню восстановил еще отец Федор, он же получил благословение освятить ее как храм в честь Царственных страстотерпцев. Но освятить пока не получается: из-за повышенной влажности здесь приходится проводить постоянные ремонты.

Отец Иоанн по крупицам собирает историческую информацию. Но ее крайне мало. Мы не знаем, кто проектировал Казанский храм, кто его расписывал и т.д. Возможно, что-то найдется в архивах, куда сделаны запросы. Особенно хотелось бы обнаружить фотографии интерьера храма, что очень нужно для будущих восстановительных работ. Кое-что рассказывают старожилы.

– Мой отец, журналист по профессии, недавно с мамой приезжал сюда и взял на себя нелегкое бремя объединить имеющиеся исторические материалы, написать книгу. Он пообщался с местными жителями, собрал информацию про Курбу, про важных деятелей этих мест, про храмы, – рассказывает отец Иоанн.
Прикипел к Ярославской земле

Иерей Иоанн Лозан родом из Молдавии, родился в старинном в городе Сороки. Родители хотели, чтобы он стал юристом. Но юноше с детства полюбилось служение Богу, тем более перед глазами были примеры священников, любивших службу и хорошо проповедовавших. После окончания школы его друг, который еще раньше уехал в Россию, предложил вместе поступать в духовную семинарию. И как раз в это время в Ярославле открылась духовная семинария.

Во время учебы будущий священник нес послушание иподиакона у тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, многому научился у него – любви к службе, храмам, людям, ревностному отношению к делу. В 2010 году владыка Кирилл рукоположил его в диаконы в новоосвященном Успенском соборе, а в декабре – в священники. Сначала отец Иоанн служил в Леонтьевской церкви Ярославля, а в июне 2011 года, одновременно с дипломом об окончании семинарии, получил указ о назначении в Васильевское. Первую службу провел 17 июня.



– С тех пор служу и живу здесь вместе с семьей, учусь, пытаюсь привести людей к Богу и что-то сделать помимо службы, занимаюсь реставрацией храмов. Васильевское очень нравится, полюбил это место всей душой. Хотелось бы продолжать здесь служить, восстанавливать храмы, чтобы в один прекрасный момент увидеть возрожденную Курбу, – говорит отец Иоанн.


Фото автора
Автор
Борис КУФИРИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе