В руках каждой из них скальпель или небольшая кисть – одни из основных подсобных средств реставратора. Ими они счищают многолетние наслоения на внутренней стене южной галереи Свято-Введенского собора.
Миллиметр за миллиметром продвигаются к цели. Едва ли не через каждые
двадцать минут приходится затачивать лезвие скальпеля. И опять водить им по
стене, подцепляя очередной тонкий слой мела. Кому-то всё это может показаться
утомительным и даже нудным, но под рукой реставраторов происходит маленькое
чудо: открывается живопись, которую никто не видел очень много лет. Роспись
собора была сделана в XVII веке, позже её подновляли, а по сути записывали
подлинную работу мастеров, которую теперь и восстанавливают реставраторы,
освобождая фрески и от этих «подновлений», и от толстого слоя мела. Зачастую
именно он и помог сохранить первозданное.
– Попадаются очень интересные сюжеты, все они – иллюстрация к Библии.
Иногда их сопровождает текст, и тогда – словно книгу читаешь: всё становится
ясно и понятно, – говорит Анна Зубарева.
Но бывает и другое: живопись уничтожена до кирпичей, и тогда
реставраторам приходится пересматривать и перечитывать массу специальной
литературы, бывать в аналогичных храмах, где подобная живопись могла
сохраниться, после этого разрабатывать стилистику будущей росписи, делать
рисунок на кальке, переводить его на стену. А ещё конструировать левкас – это
своеобразный вид шпаклёвки под краску – и только потом приступать к
реконструкции самой росписи.
– Студенткам пока с такими сложностями встречаться не приходилось. У них
задача попроще: провести расчистку. К тому же на стенах южной галереи
удивительно хорошо сохранились левкас и графья – контурные линии, продавленные в
грунте, по которым, как по рисунку, можно определить даже мелкие детали росписи,
– объясняет Роман Катырев, художник-реставратор фирмы «Возрождение». Он работает
вместе с девушками, помогая им освоить профессию. Вместе они уже расчистили
часть стены, на которой предположительно изображён один из сюжетов «Песни
песней» – части библейского текста.
За лето реставраторы должны полностью расчистить южную сторону галереи и
перейти в центральную её часть. Помощь со стороны студенток пришла вовремя.
Работают девушки в тишине, кажется, даже друг к другу не обращаются.
С монастырской жизнью будущие реставраторы столкнулись впервые. Но,
похоже, порядок её приняли. Даже постятся в постные дни. К тому же, говорят,
повара здесь отменные и готовят отлично.
Живут девушки в общежитии для паломников – вчетвером в комнате, почти как
в институтском общежитии. В свободное время уходят на пленэр. Это – вторая часть
практики. Каждая должна привести в институт ещё и множество собственных рисунков
и живописных работ. Пишут Волгу, монастырь, поля, деревца – всё здесь, говорят,
по-особому трогает душу.