«Братья-мусульмане»: рывок к власти (часть 1)

Политический ландшафт исламских стран Северной Африки и Ближнего Востока под влиянием «арабской весны» стремительно меняется. И к власти в этих странах приходят новые силы, которые, казалось бы, давно уже списаны в утиль мировой истории. Ан нет. Оказывается, эти силы просто притаились и выжидали своего звездного часа.

Одной из таких политических сил стала победившая на последних парламентских выборах в Египте организация «Братья-мусульмане». Эта структура является праматерью всех исламистских радикальных организаций, а также обладает разветвленной структурой, имеющей свои филиалы более чем в 30 странах мира (вторым государством мира после Египта, где распространены именно «братья-мусульмане», является Сирия). То, что мы сейчас наблюдаем во многих исламских странах, в первую очередь в Египте и Сирии, имеет глубокие корни в прошлом, и именно там можно найти ответ на вопрос, что ожидает эту часть света в будущем.

От религии к политике


Организация «Братья-мусульмане» была создана в 1928 году в городе Исмаилия (Египет) школьным учителем Хасаном аль-Банна. В начале своей деятельности она имела чисто религиозный характер и занималась «проповедованием хорошего и осуждением греховного», осуществляла миссионерскую деятельность, выступала против вестернизации египетского общества, призывала к строительству мечетей и религиозных школ для противостояния моральному разложению молодежи.


Постепенно деятельность организации начала политизироваться. Этот процесс начался в конце 30-х годов прошлого века и активизировался в ходе Второй мировой войны. «Братья-мусульмане» были первой в Египте и на Ближнем Востоке организацией, использовавшей акты террора и насилия в качестве политического давления на государство. В течение 1948 года членами организации были убиты премьер-министр Египта Нукраши-паша и начальник полиции Каира Селима Заки. В ответ на это, в феврале 1949 года, лидер движения Хасан аль-Банна был убит агентами египетской тайной полиции, а «братья» подверглись репрессиям.


В 1952 году организация либерально настроенных военных «Свободные офицеры», во главе которых стоял Гамаль Абдель Насер в результате военного переворота свергла короля Фарука, и в следующем году в стране была установлена республика.


Отношение к религии режима, установившегося после революции 23 июля 1952 года, было сложным. Сначала, в период некоторой неопределенности, связанной с отсутствием у пришедшей к власти организации «Свободные офицеры» четкой политической программы, а также из-за того, что определенная часть руководящих фигур этой организации была тем или иным образом связана с «братьями-мусульманами», отношение к ней было положительным. Были амнистированы члены организации, заключенные в тюрьмы при короле Фаруке. Им было возвращено конфискованное имущество, а при создании нового кабинета министров предполагалось три министерских портфеля распределить среди представителей «Братьев-мусульман».


Первая попытка


Но эта идиллия длилась недолго. 26 октября 1954 года на митинге в Александрии член «братства» Абд-аль-Латыф совершил неудавшееся покушение на Насера. Заработал аппарат госбезопасности. Более семи тысяч «братьев» были арестованы, 867 из них приговорены Народным трибуналом к различным срокам тюремного заключения и каторжных работ. Несколько руководителей организации были повешены 8 декабря 1954 года, вместе с ними и покушавшийся на жизнь Насера боевик.


Дело в том, что сразу же после революции «Братья-мусульмане» стали оспаривать у «Свободных офицеров» власть. В январе 1953 года «Братья-мусульмане» потребовали у Насера образовать специальный комитет, которому представлялись бы на рассмотрение и утверждение все законы до их принятия. «Братья» предлагали также провести референдум о создании в Египте исламского государства. Ответ насеристского руководства всегда был отрицательный. В январе 1954 года, после инспирированных «братством» беспорядков, организация была официально распущена. Тогда-то она и попыталась убрать Насера и захватить власть силой.


В середине 60-х годов наступил второй этап конфронтации между египетским руководством и «Братьями-мусульманами». Его специфическая черта заключалась в том, что более четко определилась социально-политическая ориентация Египта – социалистический и просоветский путь развития. А «братья» к тому моменту уже наладили хорошие контакты с США. В 1953 году, в рамках тайной пропагандистской американской кампании, которую возглавляло Информационное управление США, в Принстонский университет привезли более трёх дюжин исламских теологов, главным образом из мусульманских стран для участия в официально считавшейся научной конференции. Но настоящей причиной этой встречи была попытка произвести на прибывших впечатление духовной и нравственной силой Америки, так как считалось, что они могли повлиять на мнение мусульман больше, чем их косные правители. Конечной целью было содействие антикоммунистической политике в этих, ставших недавно независимыми, странах, во многих из которых имелось мусульманское большинство.


Одним из лидеров, согласно дневнику деловых встреч Эйзенхауэра, являлся «достопочтенный Сайед Рамахдан, представитель «братьев-мусульман». Этим человеком был зять основателя «братства» и «министр иностранных дел» организации, как его называли в то время. К концу 50-х - началу 60-х ЦРУ уже открыто поддерживало «братьев».


Ответ Насера не заставил себя ждать. В 1966-м - новый процесс, новые казни. Среди повешенных «братьев-мусульман» - Сайид Кутб, идеолог организации. Суровое подавление «братства» кроме своего прямого результата, имело цель продемонстрировать силу исламским деятелям, прямо не участвовавшими в организации. Они были поставлены перед дилеммой: либо вступить в открытую борьбу с руководством страны, либо поддержать его. Большинство выбрало второе.


Здесь нужно коснуться еще одного аспекта отношения египетского руководства к религии, а именно подчинения религиозного комплекса (духовенства, мечетей, религиозных учебных заведений и пропагандистских центров) государственному аппарату.

Египетское руководство стремилось использовать религию в качестве одного из инструментов решения насущных социально-политических проблем. Страну буквально захлестнул поток религиозной литературы. Достаточно сказать, что из примерно 35 книг и брошюр, которые выходили в насеровском Египте ежемесячно, около 30 в той или иной степени были посвящены религии (из них девять десятых – исламской тематике, остальное – христианской). И это не считая газетных и журнальных статей. Резко увеличилось число мечетей.


Новая власть, новые проблемы


Двадцать восьмого сентября 1970 года в Каире от сердечной недостаточности скончался Гамаль Насер. После этого президентом Египта был избран Анвар Садат. Почти сразу же после прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Насером политики арабского национализма и социализма.


Садат вначале пытался подчеркивать свое родство с «братьями-мусульманами», заявляя, что восхищался Хасаном аль-Банной, основателем «братства». Его ежепятничным молениям в мечети уделялось много места в субботних выпусках всех египетских газет.

Такие заигрывания с консервативными религиозными силами имели четкую политическую цель. Египетский президент стремился использовать религиозный фактор в борьбе против просоциалистических и панарабских сил в стране.

Однако полного сближения между Садатом и консервативными исламскими группировками все же не произошло. С точки зрения некоторых религиозных экстремистов, Садат все равно являлся предателем. Поскольку он, бывший член организации «Братья-мусульмане», активно участвовал в ее подавлении в годы правления Насера. Именно он был председателем Народного трибунала, вынесшего смертный приговор Сайиду Кутбу – идеологу организации, который стал мучеником, почитаемым всеми экстремистами в


Египте и в других арабских странах.


Другие, и их было большинство, не могли простить Садату принятие закона № 40 от 2 июля 1977 года, запретившего создание политических партий на религиозной основе и тем самым лишившего все религиозно-политические группировки (в том числе и «Братьев-мусульман») возможности действовать легально. Садат сознавал опасность режиму, исходившую от оппозиционных исламских организаций: в середине 1981 года были произведены многочисленные аресты среди руководителей исламского движения. Тогда же был арестован и «верховный наставник» «братьев-мусульман» Омар Тлемсани.


Убийство Садата


Военный парад 6 октября 1981 года в пригороде Каира проходил по намеченному плану. Никто не обратил особого внимания на то, что один тягач с солдатами в кузове остановился. От тягача отделилась группа одетых в военную форму людей с автоматами. Рефлекс сработал у кинооператоров, которые побежали к тому месту, где должны были пересечься удивленные и испуганные взгляды сидящих на почетных трибунах иностранных гостей египетского президента и траектории автоматных очередей. Треск автоматов, взрывы гранат. Началась и молниеносно закончилась террористическая акция. Через несколько часов стало известно, что Садат скончался в больнице от полученных ран. Было убито и несколько человек из почетных гостей.


Это событие первоначально отнесли к египетской политической хронике, однако некоторое время спустя выяснилось, что оно принадлежит к хронике религиозно-политической: Анвар Садат был убит членами организации «Аль-Джихад», недавно отколовшейся от «Братьев-мусульман». Правда, существует версия, по которой никакого раскола не существовало, а организация «Аль-Джихад» была просто прикрытием для боевиков из состава «Братьев -мусульман». Как бы там ни было, убийство президента, до недавнего времени было пиком деятельности исламистов в Египте.


Новая тактика


В 1980 - 1990-е годы исламисты смогли договориться между собой и начали действовать более гибко, умело сочетая методы убеждения и принуждения, для чего предусматривается даже различный уровень членства «братьев-мусульман» в ассоциации: пацифисты зачисляются в аппарат проповедников, а экстремисты - в моджахеды (воины Аллаха).


На выборах в парламент Египта в 2005 году кандидаты от «Братьев-мусульман», участвовавшие в выборах как независимые, получили 88 мест (20% состава парламента), составив наибольшую по численности оппозиционную фракцию. Во время выборов в ноябре 2010 года, в связи с жёсткими мерами запугивания, предпринятыми властью, «Братья-мусульмане» получили гораздо меньший процент голосов, чем пять лет назад. Это привело к уличным выступлениям и протестам со стороны мусульман-фундаменталистов, что закончилось площадью Тахрир и свержением светского режима Хосни Мубарека.


Четвертого декабря 2011 года партия «Братья-мусульмане» одержала победу в первом туре парламентских выборов. Она набрала 40% голосов избирателей, став главной политической силой одной из самых густонаселенных и влиятельнейших стран исламского мира. И, по всей вероятности, станет опорой Соединенных Штатов в соседней Ливии, где 22 января высадился контингент войск США в количестве 12 тыс. человек, взявший под контроль крупнейший нефтяной терминал Ливии - город Марса-эль-Брега. Но самое интересное в деле сотрудничества исламистов и американцев еще впереди - в Сирии.

Алексей Иванов,    Первый заместитель главного редактора газеты «Донецкий Кряж». Родился в 1977 г. в Донецке. В 2000 г. окончил исторический факультет Донецкого Национального Университета. Сотрудничал с региональными изданиями «Город», «Удачный Выбор», «Донецкий Коммуникационный Ресурс».

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе