Храм раздора

На прошлой неделе храм Гроба Господня в Иерусалиме стал свидетелем кровопролитной битвы. Армянские и греческие священники боролись за место под сводами храма, рискуя нанести вред одной из христианских святынь. Впрочем, это вполне соответствует традициям последних столетий.

Внутриконфессиональная рознь

В воскресенье, 9 ноября, в храме Гроба Господня собрались представители греческой и армянской церквей, чтобы в очередной раз отпраздновать важное событие в конфессиональной истории — обретение животворящего креста. По преданию, на этом кресте был распят Иисус Христос, и, когда его нашли в IV веке, крест обладал силой воскрешения людей. Церемония проходила спокойно вплоть до того момента, когда армянские священнослужители начали ежегодную традиционную процессию. По свидетельствам очевидцев, греки решили на это время оставить одного из своих монахов рядом с гробницей Христа, и это вызвало бурю возмущения со стороны армян. Тогда греки блокировали процессию. "Мы оказывали сопротивление, чтобы армяне не смогли пройти и воспользоваться тем правом, которого у них нет", — рассказывает молодой греческий монах с небольшим порезом над левым глазом. По его словам, рана осталась после того, как армянский священнослужитель ударил его из-за спины и разбил ему очки.

Выяснить, кто именно начал драку, не представляется возможным, потому что столкнувшиеся стороны склонны винить в произошедшем друг друга. Зато доподлинно известно, чем все закончилось: разъяренные монахи и с той, и с другой стороны ввязались в ожесточенный поединок. Как рассказывают очевидцы, в ход шли не только кулаки, но и все, что попадалось под руку, даже кадила. Со стен падали гобелены и подсвечники. В итоге, на место потасовки приехали десятки израильских полицейских, которые с трудом растащили повздоривших монахов. Они задержали только двоих участников драки — по одному от каждой церкви. Израненных священнослужителей увезли в полицейское отделение в наручниках.

"Мне жаль, что все это произошло у Гроба Господня, который является самым священным религиозным памятником христианства", — говорит один из лидеров греческого патриархата в Иерусалиме архиепископ Аристархос. Его мнение разделяют многие последователи христианства, которые комментировали видеозаписи драки, появившиеся в интернете. Тем не менее, на протяжении уже нескольких сотен лет храм Гроба Господня регулярно становится местом выяснения отношений представителей различных христианских конфессий. Сейчас храм делят между собой шесть христианских церквей: греческая православная, армянская, римско-католическая (орден францисканцев), сирийская, коптская и эфиопская. Этот порядок был определен еще в XVIII веке для прекращения конфликтов, которые выглядели куда более ожесточенными, чем сегодняшние.

Внеконфессиональный ключ

Чтобы понять, в чем причина такого непримиримого противостояния хозяйствующих субъектов, нужно принять во внимания особый статус, который храм приобрел уже с момента постройки в IV веке. Храм был возведен римским императором Константином на месте, где, как предполагают, находилась гробница, в которую тело Христа было перенесено после распятия. Францисканец Бонифаций из Рагузы, отвечавший в 1555 году за реконструкцию места погребения Христа, так описал чувства, возникшие у него из-за близости к святыне: "Когда это место, пропитанное драгоценной кровью и смесью мазей, которыми покрывали тело Христа перед захоронением, место, откуда происходил всепроникающий свет, будто яркие лучи солнца, было открыто нами, мы стонали в трепете, нас наполнила духовная радость. Те, кто присутствовал при этом — кто-то из нас проливал слезы, кто-то был глубоко возбужден — все были поражены и охвачены своеобразным экстазом".

На протяжении многих веков представители разных ветвей христианства боролись за право контролировать храм. Все зависело от султанов Османской империи, под властью которых находилась территория со святынями. И нередко права на святыни выдавались тем религиозным группам, которые могли предложить за них самую высокую цену. Однако в 1767 году, когда в храме Гроба Господня произошло столкновение между греческими православными священниками и францисканцами, правители Османской империи решили прекратить эту практику и выпустили указ о разделении храма на отдельные зоны для православных и католиков. Позже, в XIX веке этот указ был повторно утвержден и назван "статус-кво". Никто из христиан так и не одобрил статус-кво, однако договориться о его изменении тоже было невозможно.

Согласно этому указу каждая деталь храма — от важнейших святынь до элементов интерьера — отходила той или иной христианской церкви. Нарушение этого порядка грозило конфискацией той собственности, за которой следила провинившаяся сторона в пользу стороны пострадавшей. Поэтому каждая из шести церквей зорко следит за подведомственными ему предметами и зонами ответственности. В своем усердии монахи редко останавливаются перед проявлением насилия. Например, 28 июля 2002 года священник коптской церкви сидел на крыше храма Гроба Господня, где находится предназначенный для коптов и эфиопов монастырь Дейр ас-Султан. Стояла невыносимая жара, и священнослужитель решил переставить свой стул в тень, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Он уберег себя от теплового удара, однако попал под удары эфиопов, заметивших, что стул оказался на их территории. Завязалась драка, в результате которой в госпитале оказались 11 монахов.

Любая деталь в храме Гроба Господня может стать поводом для взаимных претензий. Когда четыре года назад греческие священнослужители повели процессию к часовне, они заметили, что монахи-францисканцы оставили дверь в свою часть храма открытой. Этого было достаточно для того, чтобы началась драка. "Полицейских побили. Монахов побили. У некоторых людей лица были залиты кровью", — описывает произошедшее гид Авиад Сар Шалом. А один из францисканцев, которого греческие священники тащили за ремень вниз по лестнице часовни, даже кричал, что его пытаются убить.

В общей сложности с начала текущего века в храме Гроба Господня произошли четыре масштабных потасовки. Наиболее активное участие в них принимали представители греческой церкви — они дважды подрались с армянскими священнослужителями и один раз с францисканцами. Поэтому самые плохие отношения с израильской полицией сложились именно у них — на счету греков один арест и три задержания. А самыми мирными в этом столетии пока выглядят сирийцы: последний раз они участвовали в кулачном бою еще в 1998 году.

Чтобы не спровоцировать конфликт, священнослужители, находясь в храме, как правило, даже не прикасаются к предметам, принадлежащим другим церквам. Доказательство этому можно увидеть прямо над входом в храм. Там находятся два окна, принадлежащие армянской церкви. В XIX веке армянские священники захотели починить одно из окон и приставили к нему с внешней стороны небольшую лестницу. Однако по невнимательности они оперли лестницу на выступ, который находится под юрисдикцией греческой православной церкви. Тогда греки обратились с жалобой к османскому султану, который постановил — лестница пусть остается на своем месте, но армяне не могут ей пользоваться. Несмотря на это, окна удалось починить, но лестница до сих пор стоит на том же месте.

О том, насколько укоренилась конкурентная вражда христианских церквей, свидетельствует и тот факт, что ни у одного из шести христианских религиозных направлений нет ключа от главного входа в храм, с XII века хранящегося в мусульманской семье Джудех. Каждое утро представитель этой семьи приносит ключ к воротам храма, где его ждет член другой мусульманской семьи Нуссейбех, которой поручено охранять ворота, а также открывать и закрывать их.

Хотя все это может показаться комичным, из-за постоянных разногласий между церквами храм уже несколько десятилетий ждет реконструкции. Ее можно будет провести, только если представители всех шести направлений христианства придут к соглашению. Но это представляется маловероятным. В 1995 году монахам удалось договориться только о том, как покрасить часть главного купола храма. На переговорный процесс ушло 17 лет.

Общеконфессиональный ремонт

В последний раз серьезную реконструкцию в храме Гроба Господня начинали в 1959 году, и с тех пор она остается незаконченной. По признанию многих экспертов, здание необходимо обновить, и чем скорее, тем лучше.

"Степень повреждения строений настолько серьезна, что существует угроза безопасности жизни монахов и посетителей", — говорит Игаль Бергман, возглавлявший в 2004 году осмотр помещений храма. По его мнению, восстановительных работ требуют почти все части комплекса. Самым уязвимым местом считается крыша и монастырь Дейр ас-Султан. Сейчас в состав монастыря входят две часовни, открытый двор, несколько служебных помещений и складов, а также несколько небольших хибар, в которых живут эфиопские монахи. Все это напоминает обычную деревню в Эфиопии.

Специалисты давно сходятся в том, что монастырь требует ремонта, однако некоторое время назад израильские инженеры признали его состояние чрезвычайным и предупредили, что весь комплекс, расположенный на крыше, может в любой момент обвалиться внутрь храма. В начале октября архиепископ Маттиас, глава эфиопской церкви в Иерусалиме, направил в израильское правительство письмо с просьбой провести необходимый ремонт, даже если на это не дадут свое согласие копты. Власти Эфиопии решили сформировать комиссию из священников и сотрудников своего посольства в Израиле для наблюдения за состоянием монастыря. Однако израильское правительство, похоже, не будет отходить от принятого им в 1970-х годах решения о том, что ремонтные работы в храме обязаны получать одобрение всех затрагиваемых сторон.

Что же касается коптов, то они придерживаются своей собственной точки зрения, которая (что вполне ожидаемо) противоречит эфиопской. Антониус Эль-Оршлеми, коптский монах, с уверенностью заявляет: "Здание в отличном состоянии, и оно никому не угрожает".

По словам Даниэля Россиня, директора Иерусалимского центра иудейско-христианских отношений, споры вокруг монастыря "не имеют решения": "Хитрость в этой ситуации заключается в том, чтобы поддерживать сооружения в безопасном состоянии как можно дольше, но не надеяться на то, что эту проблему когда-нибудь удастся решить окончательно".

Министр внутренних дел Израиля Меир Шитрит не раз заявлял о своем желании стать посредником в споре коптов и эфиопов. Его официальный представитель добавил, что израильское правительство возьмется за восстановительные работы сразу после того, как все шесть церквей договорятся о деталях ремонта. В принципе, священнослужителям даже не придется оплачивать реконструкцию — все расходы возьмет на себя Израиль. Однако вряд ли израильскому правительству стоит ждать от священнослужителей быстрого ответа. Предложение оснастить храм Гроба Господня хотя бы одним пожарным выходом обсуждается уже более десяти лет.

ЕГОР НИЗАМОВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе