Крестовый подход

Во время визита в Святую землю Папе Римскому Бенедикту XVI придется сглаживать созданные им же острые углы в отношениях с евреями и мусульманами 

Когда глава крупнейшей христианской конфессии приезжает в места, без которых невозможно представить себе современную цивилизацию и которые до сих пор остаются зоной острейших конфликтов мирового значения, - это всегда большое событие.И вот Папа Римский вновь посещает Святую землю. 

Первым был Павел VI в 1964 году. Он провел в государстве Израиль всего один день. Поскольку дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем тогда не было, поездка была организована так, чтобы не было даже намека на дипломатическое признание созданного в 1948 году государства. 

Иоанн Павел II установил дипломатические отношения с Израилем только в начале 1990-х, а потом стал первым понтификом, официально посетившим библейские святыни в Иордании, Израиле и на палестинских территориях. 11 сентября еще не случилось, Билл Клинтон в последний год своего президентства надеялся добиться мира между израильтянами и палестинцами, а следующим президентом США имел все шансы стать Эл Гор. 

Тот визит был историческим не столько по содержанию, сколько в силу масштаба личности Иоанна Павла II. Он стал первым главой Римско-католической церкви, переступившим порог как синагоги, так и мечети. При «Папе Войтыле» диалог католиков с иудеями и миром ислама стал неотъемлемой частью отношений католической церкви с окружающим миром.

Бенедикт XVI прибывает в Святую землю после войн в Афганистане и Ираке, после скандала с карикатурами на пророка Мухаммеда и избрания американским президентом Барака Обамы - человека, взгляды которого во многом диаметрально противоположны основополагающим моральным принципам католицизма. 

Пресса больше всего концентрируется на том, какой прием окажут Бенедикту XVI в Израиле. Недавно принятое решение Папы снять отлучение от церкви с четырех епископов-ультраконсерваторов обернулось всемирным конфузом. Один из четырех, Ричард Уильямсон, оказался антисемитом, который не только убежден, что газовых камер в нацистских концлагерях не было, но и не постеснялся рассказать об этом в телевизионном интервью. 

Израильтяне восприняли это очень серьезно, совет раввинов страны заморозил контакты с Ватиканом, а Папе пришлось оправдываться и требовать от Уильямсона публично признаться в ошибке (чего мятежный епископ пока не сделал). 

Большинству наблюдателей ясно, что дело не в злом умысле и тем более не в мифическом скрытом антисемитизме самого понтифика, а в некомпетентности сотрудников ватиканской пресс-службы. 

Как писал видный английский католический комментатор Дэмиан Томпсон, «они даже не удосужились ввести в окошко поиска своих компьютеров имя Уильямсона. Интернет бы им немедленно выдал скандальное интервью, и Святейшему Отцу не пришлось бы краснеть». Наблюдатели полагают, что после поездки на Ближний Восток со своего поста уйдет глава ватиканской пресс-службы отец Федерико Ломбарди. 

Однако судя по всему, во время папского визита отношения с раввинатом будут разморожены и скандал замнут. Это не означает, что проблем в отношениях между Израилем и Ватиканом больше нет. Остаются вопросы и по поводу статуса католиков и католического священства в Израиле, и по поводу церковной собственности, и по поводу того, что многие израильтяне и евреи во всем мире воспринимают позицию некоторых католических иерархов как пропалестинскую. 

К тому же Папа Бенедикт видит свою миссию в церкви и в мире несколько иначе, чем его предшественник. Он не только наводит мосты, но и прочерчивает границы. Его речь в Регенсбургском университете в 2006 году стала историческим событием. Тогда понтифик подверг критике претензии радикального ислама на обладание истиной в последней инстанции. Таким образом, он поставил перед западным обществом те вопросы, которые во многих странах считаются политически некорректными. 

При этом Бенедикт XVI не устает напоминать своей пастве и всему миру об иудео-христианских корнях современной цивилизации. И это нравится не только многим в Израиле, но и представителям умеренного мейнстрима в мусульманском мире, где идет своя борьба за души и умы людей. Бенедикт XVI едет в Святую землю не только как пастырь и паломник, но и как интеллектуальный лидер, способный постоять за свои взгляды.

Автор – член Королевского института международных отношений 

Русский Newsweek

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе