Мухаммад: пророк, покоривший полмира

О, Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу, и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой!


Отто фон Бисмарк


Мухаммад (единственно верное произнесение его имени, после которого, согласно традиции, всегда следует говорить: "Да благословит его Аллах и приветствует") — первый и единственный пророк ислама, центральная фигура после Аллаха. Его жизнеописание хорошо известно и, говоря современным языком, не уступает по накалу страстей приключенческому роману.



Доподлинно известно, что пророк Мухаммад происходил из рода Курайш и относился к клану Хашима. Интересно, что такое наименование клан получил в честь прадеда нашего героя, богатого человека по имени Амр. Хашим — это прозвище, которое Амр получил за то, что "разламывал хлеб", то есть кормил и поил приезжавших в Мекку паломников. У Хашима был сын по имени Абд аль-Мутталиб, очень почитаемый в народе, и внук, Абд Аллах — дед и отец пророка, соответственно. Абд Аллах умер еще до рождения Мухаммада, которое, согласно исследованиям некоторых ученых, произошло 20 или 22 апреля 571 года.


Впрочем, с днем рождения родоначальника ислама все не так просто, на этот счет существует несколько мнений: множество источников называет годом его рождения 570-й, а кто-то и подавно считает точную дату неизвестной. Нет противоречия лишь в том, что день недели пришелся на понедельник, потому что об этом говорил сам Мухаммад: "Я родился в понедельник, в понедельник же началось мое служение людям, и в понедельник мне был ниспослан Коран". Мухаммадом назвал будущего пророка его дед, Абд аль-Мутталиб, и это имя означает "восхваляемый" или "достойный хвалы".


Новорожденный Мухаммад был, по местному обычаю, отдан в кочевое бедуинское племя своей кормилицы Халиме бинт Аби Зу'айб, где прожил четыре года, после чего вернулся в материнские объятия. Семейная радость была недолгой — через два года Мухаммад остался полным сиротой, его мать Амина умерла. Мальчика забрал себе дед, тот самый Абд иль-Мутталиб, но еще через несколько лет скончался и он. Заботу о ребенке взял на себя дядя с отцовской стороны Абу Талиб, человек достойный, но бедный. В течение почти 40 лет он всесторонне оберегал Мухаммада от различных опасностей — сначала бытовых, позднее, после начала проповеди пророка, родовых и военных. (Наградой за милосердие и долготерпение был Абу Талибу его сын, имам 'Али, один из первых мусульман и великих имамов.)


Попав в дом дяди, Мухаммад сначала пас овец, а со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью он завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть верный, хранитель, тот, с кем безопасно. Позднее племянник стал помогать дяде в торговых делах, а когда будущему пророку исполнилось 25 лет, его наняла для поездки в Сирию богатая и знатная женщина по имени Хадиджа — и с этого момента в судьбе Мухаммада наступает крутой перелом.


Поездка в Сирию оказалась удивительно удачной и привела к тому, что Хадиджа вышла за Мухаммада замуж. На момент женитьбы ему было 25 лет, а невесте — сорок. Они прожили вместе четверть века. Это была нелегкая — особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливая семейная жизнь. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад больше не брал себе жен. И даже после ее смерти столь сильно чтил ее память, что известны сетования по этому поводу Аиши, самой молодой и любимой жены пророка после Хадиджи.


О внешности первой жены Мухаммада практически нет сведений, но зато можно хорошо представить, как выглядел сам пророк. Вот что пишет о нем исламский историк и богослов Абу Джафар Мухаммад ат-Табари в своей книге "Всеобщая история": "Он был среднего роста, ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза — темные, волосы — густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос. Нос у него был прямой, зубы редкие. Походка его была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна". Все описания внешности пророка отмечают его удивительную мягкую улыбку. Однако есть разночтения о том, смеялся ли Мухаммад. Некоторые исследователи пишут, что "иногда он смеялся так, что видны были его коренные зубы", но это явно противоречит словам Аиши, сказавшей: "Мне никогда не доводилось видеть, чтобы посланник Аллаха смеялся во весь рот, открывая все свои зубы, потому что свой смех он всегда ограничивал улыбкой".


Так или иначе, можно сказать, чтопророк Мухаммад был приятным в простом общении человеком, а описание его внешности и подавно тяготеет к каноническому описанию праведников практически любой религии. Не будет лишним упомянуть и о том, что по многочисленным свидетельствам Мухаммад всегда довольствовался малым, не заботясь ни о пище, ни об удобствах своего жилища.


Кроме тяги к аскетизму, пророк Мухаммад был склонен к раздумьям и молитвенным созерцаниям, а множественные торговые поездки по разным странам привели к тому, что он всерьез задумался о язычестве, которое исповедовал в то время его народ. В одну из ночей, когда Мухаммад, по обыкновению удалившись от людей, предавался размышлениям и молитвам, и явился к нему впервые ангел Джабраил. Мухаммад оказался в растерянности, но верная Хадиджа, узнав о случившемся, отправилась для совета к своему родственнику Вараке ибн Науфелю, который был (что весьма интересно) одним из христианских богословов. Полученный ответ развеял сомнения: "Твой супруг на протяжении 40 лет был правдив во всем и честен. Ангел, явившийся ему, есть тот, который в свое время являлся Моисею и Иисусу. Мухаммаду будет нелегко. Если я доживу до тех дней, то помогу ему". Приняв откровение Аллаха, первые несколько лет Мухаммад практически не проповедовал новую религию, лишь Хадиджа и самые близкие родственники и друзья стали первыми, кто принял ислам.


С 613 года Мухаммад начинает проповедь. Вот как говорится об этом в Коране: "Провозгласи то, что тебе велено и отвернись от многобожников". Новая религия нашла не только сторонников, но и яростных противников — даже род пророка ополчился против него. Мухаммад и первые мусульмане подвергались яростным гонениям, так что проповедник решил, что пришло время первого переселения его последователей — так в 615 году состоялась первая хиджра (переселение) в Эфиопию. Сам пророк остался в Мекке, продолжая проповедь, однако его ждали испытания не только со стороны противников новой религии. В 619 году, который Мухаммад назвал годом печали, умер сначала его дядя, Абу Талиб, а затем, в месяц Рамадан, скончалась и Хадиджа.


Однако в этот год скорби пророк Мухаммад пережил и настоящую духовную радость: так называемое Ночное путешествие в Иерусалим. Мухаммад находился в Мекке, в состоянии между сном и бодрствованием, когда к нему вновь явился ангел Джабраил. Он призвал его вознестись к Аллаху, рассек грудь, вынул его сердце, омыл и вложил обратно. Затем пророк был перенесен в Иерусалим, в мечеть Аль'Акса, а потом был вознесен на Седьмое небо, откуда и пошло название этого дня: Мирадж (от арабского "лестница" или "вознесение").


Однако после небес всегда приходится возвращаться на землю — и возвращение не было исполнено радости. Лишившись поддержки дяди, Мухаммад оказался практически беззащитным перед воинственными курайшитами, однако он не оставил своей проповеди. Более того, в 621-м и 622-м годах племена Хазрадж и Аус поклялись почитать одного Аллаха и повиноваться его пророку (эти действия получили названия Первой и Второй клятвы в Акабе). Это привело к откровенным покушениям на жизнь Мухаммада, так что в сентябре 622 года пророк со второй женой Саудой бинт Заамой и последователями бежал в Ясриб, с тех пор получивший название Медины. Это бегство и стало началом мусульманского летоисчисления (лунного календаря) и называется Хиджрой.


В Медине Мухаммада приняли с восторгом и почитанием, он построил там Мечеть Пророка, ставшую центром мусульманского культа. Именно в Медине складывались законы исламского мира, оттуда началась и военная история этой религии. Самым значимым моментом ее начала представляется День различения: битва в марте 624 года с меккинцами, день, когда вера оказалась сильнее родственных связей, откуда и пошло название. Вот, что говорится в первых аятах, разрешающих военные действия сторонникам ислама: "Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им"; "Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками". Так ислам стал укрепляться в арабском мире уже не только словами, но огнем и мечом.


В семейной жизни пророка тем временем тоже происходили изменения. После смерти Сауды Мухаммад женился на дочери одного из своих первых последователей халифа Абу Бакра Аише, которая хоть и стала его любимой женой, но не смогла затмить память о Хадидже. Общее число жен пророка, по разным источникам, колеблется от десяти до пятнадцати, но каким бы ни было их количество, оно не нарушает Коранического запрета о том, что нельзя иметь более четырех жен, ведь Мухаммед вступал в свои многочисленные браки до принятия этого запрета. Более того, зачастую это были фиктивные браки, исключительно с целью опекунства. (Косвенным доказательством этому служит тот факт, что все жены Мухаммада, кроме Аиши, были вдовами его сподвижников.) Аиша пережила пророка на несколько десятилетий — Мухаммед умер в 632 году в своем доме в Медине. К этому моменту ислам был принят уже по всему Аравийскому полуострову.


Ольга Немчикова

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе