Новруз - новый день для всего живого

Новруз — или Навруз, что по-персидски означает "новый день", — это праздник нового года по астрономическому солнечному календарю иранских и тюркских народов. Это первый день иранского календаря, начало весны. Он приходится примерно на 21 марта и не только означает начало сезона роста и процветания, но является также равноденствием — равенством дня и ночи.

Новруз пришел в мусульманскую традицию из древнейших времен, от зороастрийцев. Постепенно сфера его влияния распространилась практически на весь мусульманский мир (за исключением, например, Сирии, где этот праздник просто-напросто запрещен). Новруз появился еще в дописьменную эпоху, но история его возникновения отражена во многих литературных памятниках.


Например, известная поэма "Шахнамэ" говорит о том, что начало празднику положил шах Джамшид (потому, кстати, у зороастрийцев эти дни зачастую назывались "Джамшиди Навруз", а коронации шахов были приурочены именно к этому времени). У Омара Хайяма есть небольшой и малоизвестный трактат "Навруз Наме" ("Книга о Наврузе"), в литературной форме повествующий о возникновении этого праздника и о том, с чем связаны те или иные традиции празднования.


Вот, например, что можно узнать об истоках Новруза: "Что касается причины установления, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается. Когда шах Джамшид постиг этот день, он назвал его Новрузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему".


В этом же трактате подробно повествуется об атрибутике и обычаях праздника. Например, у иранских царей была традиция, по которой в день Новруза к царю во дворец приходил верховный жрец с ритуальными дарами: полным вина золотым кубком, царским динаром, перстнем, пучком ростков ячменя, чернильницей с пером, а также мечом, луком и стрелами. Перечисленный в числе прочих перстень обладал чуть ли не самым главным значением, символизируя власть над миром.


По преданию, именно шах Джамшид ввел в обиход праздника не только перстень, но и меч. Ведь это оружие, во-первых, подобно плугу, который прокладывает первую борозду. Во-вторых, меч связан с кровью, но не прямой ассоциацией, при которой оружие ранит до крови, а очень поэтическим образом. Меч знаменует собой храбрость, которая, в свою очередь, есть "качество естества", а помещается оно в печени. Именно печень вырабатывает кровь, а та уже разжигает храбрость и, таким образом, управляет мечом.


Москва встретила Навруз


Хайям заканчивает свой трактат рассуждением о красоте и гармонии, неразрывно связанными с праздником Новруза, самым веселым, радостным и красивым. А раз так, то и соответствовать ему должны самые красивые и радостные лица, ведь весь мир сотворен в гармонии и равновесии. "Этот мир установлен только равновесием, он процветает благодаря ему", а именно Новруз — это тот день, когда "встречаются и сосуществуют прошлое, настоящее и будущее, когда праздник переходит в труд, а засохшие ветви деревьев обрастают листьями. Тогда пьют вино, поют песни, гадают на будущее, понимают предков и зачинают потомство".


Если гадания в Новруз очень схожи с привычными русским девушкам Святочными гаданиями (например, воспетые еще Пушкиным бросания за ворота башмачка, чтобы по направлению носка упавшего сапожка определить, ждет ли девушку замужество в наступающем году), то в остальном и сам новогодний праздник, и застолье, и даже подготовка к гуляниям, имеют ряд весьма существенных отличий.


Еще за пару недель до Новруза хозяйки высевают на блюдах ростки пшеницы или чечевицы, которые успевают к самому празднику вырасти на пять-семь сантиметров. Этим нежным росточкам предстоит стать украшением стола, символом Нового года и новой жизни. Но чуть позже проращивают еще порцию зерна, которое уже станет основой для праздничных блюд. Кроме подготовки к застолью, пристальное внимание уделяется обновлению жилища: что-то надо подремонтировать, что-то подкрасить. Обязательно следует выстирать всю одежду, особенно детскую, ведь считается, что именно дети более всего подвержены сглазу, а вода способна смыть все зло.


С древнейших, еще доисламских времен, неделя перед Новрузом посвящена умершим предкам. Поминали покойников, делали им подношения и просили защитить от бед в наступающем году. Затем наступало время самого праздника, который длится от шести до 13 дней в разных странах.


Первые шесть дней всегда были праздничными, даже крестьяне не работали на полях. Первое празднование начинается вечером, когда дневной свет уступает место вечерней темноте. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, который называется "хафт-син". Название неслучайно, оно указывает на набор блюд: во-первых, их должно быть семь ("хафт"), во-вторых, названия должны начинаться с арабской буквы "син". Это семена руты — "сипанд", яблоки — "себ", черные косточки — "сиахдане", дикие маслины — "санджид", уксус — "сирке", чеснок — "сир" и уже знакомое проросшее зерно — "сабзи".


Кроме того, неотъемлемым атрибутом стола является зеркало, перед которым зажигаются свечи по числу сидящих за столом членов семьи. Эти свечи ни в коем случае нельзя гасить, они должны догореть самостоятельно. Обязательно на стол ставят и праздничный хлеб или лепешки, чашу с водой, причем в ней должен плавать зеленый лист, подают также чашу и с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, молоко и простоквашу. В некоторых странах, например, в Азербайджане, утром Нового года необходимо съесть что-нибудь сладкое, желательно — мед, но в крайнем случае его может заменить простой сахар.


Каждая вещь, подающаяся на праздничный стол, раньше имела свое особое значение и для урожая наступившего года, и для судеб каждого члена семьи, но сейчас многое стало исключительно данью традиции, утратив изначальный смысл. Неизменным, однако, остались крашеные яйца — они тоже входят в обязательный состав праздничного стола.


Согласно мифологии многих народов, земной шар держится на рогах огромного быка, который за год устает от своей ноши и перебрасывает планету с одного рога на другой. Именно в этот момент и наступает новый год. Крашеное яйцо и призвано знаменовать собой земной шар — его ставят на зеркало и внимательно следят, ожидая, чтобы оно качнулось. Как только это происходит — значит, завершился старый год, а новый начался.


Москва встретила Навруз


Помимо семи блюд, чьи названия начинаются на "син" (их состав может меняться в зависимости от местности), подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа и сумалак, которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков и мяса, которые разваривают до однородной массы.


Сумалак же — это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. И гуджа, и сумалак — блюда общественные, с вечера собираются все женщины селения (в городах — соседки по дому) и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.


В остальном празднование Нового года проходит привычным любому жителю планеты образом: все радуются, поздравляя друг друга с началом новой жизни, выступают артисты, проходят народные гуляния.


Ольга Немчикова

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе