Суфизм

10 фактов об одном из важнейших течений исламской мысли


В новой рубрике «FAQ: факты о … мы рассказываем о людях, событиях, явлениях, о которых интересно и важно знать. Специально для Religo.ru список из 10 фактов о суфизме составил старший научный сотрудник кафедры религиоведения философского факультета МГУ и главный редактор журнала «Религиоведческие исследования» Павел Костылев.


1


Суфизм — это одна из традиций внутреннего преображения, возникших в рамках ислама в VIII веке и развивающаяся до настоящего момента. Суфизм часто называют мистической традицией, но это не совсем верно: вместе с мистическими элементами суфизм также был приближенной к народу формой экспансии ислама в процессе его исторического развития.

2


Предшественниками суфиев были исламские аскеты. Несмотря на резко отрицательно отношение самого пророка Мухаммада к монашеской жизни, аскетические тенденции возникают во всех религиях, и ислам не стал исключением из этого правила. Аскеты-мусульмане отрицательно относились ко всем мирским делам, непрестанно ограничивая себя в еде, сне и разговоре; аскеты не женились, не занимались активной хозяйственной деятельностью, не писали книг и были равнодушны к земному миру. Неудивительно, что вскоре они вымерли.

3


Суфии решили не ограничиваться желанием гарантированно достичь рая после смерти; их предельным интересом стало приближение к Богу. Однако приблизиться к Богу, будучи нагруженным проблемами и содержанием внутренней жизни, по мнению суфиев, было невозможно. Оставалось только одно: полностью очистить весь свой внутренний мир, в тяжелой борьбе победить душевные страсти, тянущие людей к совершению злых поступков, избавиться от своего «я» и, таким образом, предстать пред Богом без лишнего багажа. Суфии верили, что в ответ Бог может даровать человеку новое, обновленное бытие в божественном присутствии.

4


С точки зрения суфизма человек представляет собой сложно составленное существо. У человека есть «душа», но исходно она склоняет его ко злу, и с ней нужно бороться. Есть и сердце — орган чувствования и мышления, однако в сердце каждого человека есть хотя бы одно черное пятнышко, намекающее нам на испорченность человеческой природы. Непрестанно очищая сердце, можно развить в нем мистические состояния, но никакая мистика для ортодоксального суфизма невозможна и неправильна вне шариата — исламского образа жизни.

5


До XI-XII веков суфии представляли собой элиту исламского общества и нередко обвинялись в ереси. Суфия Мансура Халладжа, например, за то, что в состоянии мистического экстаза он воскликнул «Я — Истинный» (а Истинным, с ортодоксальной позиции, может быть только сам Бог), подвергли мучительной казни. Суфизм испытывал проблемы до тех пор, пока ряд великих исламских мыслителей — и, прежде всего, Абу Хамид ал-Газали, — не доказали в своих сочинениях, что суфизм не опровергает основных мировоззренческих представлений ислама и, следовательно, имеет право на существование.

6


Расцвет суфизма в раннем средневековье был обусловлен двумя причинами: во-первых, пытаясь лучше объяснить мистическую доктрину и практики, суфии создали, образно говоря, множество «суфизмов» — для образованной элиты, для простого народа, для зажиточных горожан или для бродячей бедноты. Вторая причина — то, что суфизм создал свой образный язык, символическую систему, известную нам по произведениям великих персидских поэтов — от астронома Омара Хайяма до Джалал ад-Дина Руми, основателя одного из суфийских братств.

7


До сих пор в ученых кругах дискутируется вопрос о влиянии суфизма на западную культуру. Образ таинственного восточного мистика, дервиша и факира, прочно укоренился в западной культуре. Порой утверждают, что и сам великий Данте не избежал суфийского влияния.

8


Современный суфизм — очень разнородное явление. К суфиям нередко причисляют не только традиционных членов суфийских братств, но и группы, взявшие у суфизма практику и, частично, идеологию — но в религиозном смысле не считающие себя мусульманами. Отношение к такому неисламскому суфизму в среде традиционных мусульман обычно негативное. Опять же, элементы суфизма есть в концепции известного мистика Георгия Гурджиева.

9


Интересно, что в последние годы суфизм опять становится одним из вариантов исламской экспансии. Европейские интеллектуалы, начиная с середины XX века, проявляют интерес к исламу и сами, нередко, принимают ислам и становятся суфиями — как, например, основатель традиционализма Рене Генон.

10


Будущее суфизма сложно предсказать. Когда-то существовавший лишь в традиционно исламских регионах, сегодня суфизм становится важным элементом духовной культуры как на западе, так и в современной России, в которой сегодня действует множество исламских суфийских братств и эзотерических групп, в известной мере основанных на суфийском мировоззрении и практике.


Юлиана Нориджская


Religo.ru


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе