Суфизм: религия под маской магии?

Они были среди первых слушателей проповедей Христа, первыми откликнулись с горы Зафах на призыв пророка Магомета… Об учении суфиев в России известно, к сожалению, не так уж много. Традиционно их относят к мистической ветви ислама. Но так ли это на самом деле? Что же такое суфизм — философия, религия или магическая доктрина? Давайте разберемся.

Большинство религиозных учений проповедуют аскезу и умеренность в физических радостях. В отличие от них, суфизм утверждал, что, раз существуют телесные нужды, их следует удовлетворять: "Нам стоит иметь то, что мы можем иметь, но если мы не можем этого иметь, то не нужно переживать об этом". Суфии проповедовали союз материального и духовного, что многих шокировало. Кроме того, они признавали истинность мистического пути других вер, чем навлекали на себя гнев многих мусульманских богословов.


Впоследствии суфизм обособился в общину. Сторонники других вероучений относились к ним с предубеждением, даже смеялись над ними; им пришлось уйти в горы и жить отшельниками в пещерах.


И все же суфии старались донести свое учение до других людей. У них появилось много последователей. Суфизм дошел до Персии, но, поскольку он не находил понимания у сторонников устоявшихся религий, суфии стали выражать свое мировоззрение не в проповедях, а в поэзии и музыке. Мудрость их звучала в строках знаменитых поэтов — Хафиза, Руми, Шамс-е-Табреза, Саади, Омара Хайяма, Низами, Фарида, Джами и других.


Но почему все-таки суфии завоевали репутацию магов и мистиков? Суфии действительно способны творить чудеса (в нашем понимании), но они считают, что, во-первых, по причине разнообразного воздействия чудес на людей совершать их можно только в случае крайней необходимости, по возможности придавая им вид случайных событий, а во-вторых, чудеса нельзя понять или дать им определение, иначе они потеряют всякий смысл.


Вот описание одного из чудес, совершенного Абд-аль-Кадиром Джилани, основателем суфийского ордена Кадири, оставленное шейхами Умру Османом Сайрафинном и Абдулхаком Харини:


"В третий день месяца Сафар 555 (1177) года мы находились в присутствии нашего шейха в его школе. Он встал, надел деревянные сандалии и совершил омовение. Затем он совершил два раката намаза, издал громкий крик и бросил одну сандалию в воздух так, что нам показалось, что она исчезла. Крикнув еще раз, шейх бросил в воздух вторую сандалию, которая также скрылась из виду. Никто из присутствующих не осмелился обратиться к нему за разъяснениями.


Через 30 дней в Багдад прибыл караван с Востока. Путешественники заявили, что привезли шейху подарки. Мы посоветовались с Сейидом, и он позволил нам принять их. Эти люди передали нам несколько одежд из шелка и других материй, а также те самые сандалии, которые шейх бросил в воздух месяц назад. Вот что они рассказали:


"В воскресенье, в третий день месяца Сафар, наш караван находился в пути, как вдруг на нас напали арабы под предводительством двух главарей. Разбойники убили некоторых наших товарищей и ограбили караван. После этого они сразу же удалились в близлежащий лес, чтобы разделить добычу.


Оставшиеся в живых купцы собрались на краю этого леса. Нам пришло в голову, что мы можем попросить Сейида помочь нам в нашей беде, так как грабители лишили нас возможности продолжать путешествие. Мы решили подарить ему что-нибудь в знак благодарности, если сумеем благополучно добраться до Багдада, хотя в сложившейся ситуации это представлялось нам весьма сомнительным.


Читайте также: Ислам с русским лицом, или Чужой среди своих


Не успели мы принять это решение, как все мы были встревожены двумя громкими криками, раздавшимися на поляне. Мы подумали, что на этих арабов напала другая шайка и сейчас между ними идет бой. Вскоре после этого к нам подъехала группа грабителей. Они сказали, что случилась беда, и попросили нас принять наше имущество обратно. Мы подошли к тому месту, где лежали наши товары, собранные арабами, и обнаружили их предводителей мертвыми, причем у головы каждого из них лежала деревянная сандалия".


Помимо "чудесных" манипуляций, суфии занимались алхимией и другими магическими практиками. Однако делалось это не ради самих чудес, а для того чтобы в аллегоричной форме выразить постулаты своего учения. Так как суфизм в качестве теологического учения подвергался гонениям со стороны ортодоксального ислама, большинство суфийских текстов "маскировалось" под труды по магии. Но стоит исследователям покопаться в них — и откроется их истинная суть…


Ирина Шлионская


Правда.Ру


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе