7 типичных ошибок учителей литературы

Инна Кабыш – поэт, педагог и автор проекта «Литература 5D» в театре МОСТ – рассказывает о типичных ошибках, которые допускают школьные преподаватели литературы, и о том, как их избежать.
Фото: teatrmost.ru



Ошибка № 1. Нелюбовь к литературе

Чтобы заинтересовать детей своим предметом, нужно, во-первых, самому безоглядно его любить. Литература – не профессия, а образ жизни, путь постижения действительности, себя. И преподаватель должен это являть физически, не только на словах. Любую фальшь дети чувствуют.

Во-вторых, ученикам постарше можно объяснить: литература разительно отличается от всех школьных предметов. Просто так сложилось, что она стоит через запятую с физикой, химией и математикой. На самом деле это не обычный предмет, а единственный вид искусства, затесавшийся в школьную программу.

В-третьих, литература нужна не для того, чтобы ямб от хорея отличать, а чтобы научиться видеть разницу между добром и злом. Это нужно всем. Врачам, инженерам – кому угодно. Книги – это пища, только духовная. Как мы кормим тело, так мы должны развивать и кормить душу.


Ошибка № 2. Усложнение сложного

Для каждого возраста нужна своя методика. Дети должны понимать, что литература не про дяденьку Тараса Бульбу и не про тетеньку Наташу Ростову – она про них. В каждом произведении мы видим, что герой стоит перед выбором. Я спрашиваю ребят: «А разве это не про вас? Разборки с родиной, у девочек с мальчиками, у мальчиков с девочками, у вас с родителями будут всегда. Вы не обращайте внимания на слова “сюртук” и “армяк”. Подставьте вместо них другие. Вам легче от этого? Вот и хорошо». Нужно все объяснять простыми словами. Чтобы великая русская литература, эта громадина, которую мы на детей обрушиваем, их не раздавила.


Ошибка № 3. Литература не по возрасту

Получается, что дети всегда читают про взрослых. Дубровский – взрослый парень, ему 23 года. С другой стороны, если мы не заставим их в школе, они никогда не прочитают Пушкина. Поэтому каждый раз надо придумывать, как «всунуть» взрослое произведение в детскую голову. Но недооценивать детские умы тоже не стоит: они способны расширяться и достигать бОльших высот, чем взрослые. Как сказал Андрей Платонов, «правду знают только дети, никто больше не вместит».

Я совершенно не боюсь слова «навязывают», «заставляют». Ребенок – он как больной, которого надо вылечить. Врач же навязывает нам список лекарств, которые мы должны принять. Но при этом я всегда составляю сбалансированный список литературы на лето. В нем должна быть не только программа на будущий год, но и книги по возрасту. Если ученику 12 лет, то он, конечно, должен прочитать «Дубровского». Но ему нужно прочитать и «Чучело», потому что там дети тоже учатся в шестом классе. Поэтому в моих списках всегда есть обязательная (программная) часть, книги, которые я подбираю детям по возрасту, а также зарубежная литература. Многие дети очень радуются таким спискам. Им лучше, когда есть компас в существующем море книг. Исходить из позиции «Пусть читают, что хотят» – тоже неправильно. Тогда их кругозор ограничится комиксами.


Ошибка № 4. Копирование и отсебятина

Важно дать ребенку возможность выражать собственное мнение. Сейчас столько источников информации, что глупо считать себя истиной в последней инстанции. Но и волюнтаризм в духе «я вот так это вижу, Ромео и Джульетта дураки» ни к чему хорошему не приведет. Преподавателю нужно донести до учеников, что вообще хотел сказать автор, в чем заключается идея произведения. Только после этого они могут сформулировать свою позицию, отношение к поступкам героев.

Когда ученики копируют мнение учителя, это тоже плохо. Должно быть двуединство. Перед нами – маленькие дети, у них очень много амбиций. Им кажется, что они сейчас такую крутую мысль скажут, что все удивятся. Но у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, ни филологического инструментария, чтобы проанализировать произведения. Поэтому мы как преподаватели должны расставить для них приоритеты и направить в нужном направлении.


Ошибка № 5. Мы не учим говорить

Умение говорить и писать – это два навыка, которые не дублируют друг друга. Недаром сейчас ввели устную часть ОГЭ. Современные дети часто не умеют говорить – с появлением гаджетов этот навык утрачивается. Поэтому так важно приводить детей в театр, на экскурсию в музеи. Там они слышат образцы речи.

В случае с сочинениями проще, есть определенные клише и структура: введение, основная часть, заключение. Этот навык формируется именно на уроках литературы. А вот учить говорить должны все: преподаватели на других уроках, родители. Дома нужно разговаривать с детьми, а не утыкаться после работы в ноутбуки и смартфоны.


Ошибка № 6. Тупая зубрежка

Родители часто говорят, что не понимают, зачем детям учить стихи наизусть. А это нужно не только для того, чтобы развивать память. Например, в стрессовые периоды психологи советуют читать молитвы или стихи. В такой момент (хотя это и кажется маловероятным) человек может оказаться без смартфона и без интернета. И придется вспоминать строчки классиков самому.

Есть определенный минимум, который каждый образованный человек должен знать. Я, конечно, стараюсь не загружать детей огромными списками: например, изучаем мы вольнолюбивую лирику Пушкина – и берем для заучивания только одно стихотворение. Захотят – выучат больше. В старших классах ученики готовятся к поступлению, поэтому работаем в еще более щадящем режиме: одно стихотворение Ахматовой, одно Цветаевой, одно Блока и так далее.


Ошибка № 7. «На ушко» и на перемене

Читать наизусть стихотворения дети должны только перед всем классом – это хорошая традиция российских школ. Те, кто стесняется, либо плохо выучили, либо боятся публично выступать. Так человек и не научится публично выступать, если он будет зачитывать стихотворения на ушко преподавателю на переменах.

Когда я выступала со своей стихотворной программой в Дрездене, ко мне подошла одна женщина и спросила: «Неужели в русской школе до сих пор существует традиция учить стихи? Как же вам везет!» Когда я рассказала об этом ученикам, они очень смеялись. Преподаватели Германии от этой традиции отступились, а в России она жива. Это наше большое достижение, и надо его сохранить.

В конце концов, главная задача преподавателя литературы – это сформировать личность подрастающего ребенка и помочь ему преодолеть психологические барьеры. Мы учим человека быть Человеком.

Автор
Инна Кабыш
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе