Дом хрустальный для поколения гаджетов

Театры бывают разные: большие и крохотные, знаменитые и известные в узком кругу, академические и начинающие, а еще профессиональные и любительские, драматические и музыкальные…
"Дом хрустальный" в этом году отмечает четвертьвековой юбилей. 
Фото: Татьяна Андреева/РГ


Все это совершенно не важно, потому что на самом деле театры делятся на два вида: помогающие человеку стать хоть немного лучше (умнее, сострадательнее, счастливее) и остальные, не умеющие этого делать. Школьные театры, безусловно, относятся к первой категории, а иначе артисты и зрители разбежались бы, тут все абсолютно просто и честно.



Иначе - нечестно

Про честность первой мне сказала Юлия Борисовна Ситникова, учитель русского языка и литературы в 104-й гимназии Екатеринбурга, лауреат премии президента РФ, которой удостоены лучшие учителя России 2018 года, и руководитель школьной театральной студии "Маски". Я еще удивилась поначалу, подумав: театр - игра, иллюзия, и честность тут вроде бы не обязательна.

- Когда мы приступили к работе над спектаклем современного драматурга Даны Сидерос "Всем, кого касается", оказалось, ребятам материал очень легко дается, поскольку герои - их ровесники, не надо размышлять над материалом, и получается поверхностно. Тогда мы стали придумывать биографии персонажей, искать культурные параллели, делать этюды. А иначе нечестно - зачем брать то, что не отзывается в душе и не поднимает тебя над обыденностью?

В самом деле, один из наиболее известных спектаклей "Масок" - "И это пройдет… (Одесса. 1941 год)", посвященный памяти жертв холокоста. Рассказ о запредельной жестокости и о том, как остаться человеком, даже пройдя все круги ада. Можно ли лукавить с собой или со зрителем, погружаясь в такой материал? Исполнитель роли Васьки каждый раз плачет после окончания действа, честно прожив роль. При таком отношении и зрители редко бывают равнодушными. В противном случае, права Юлия Борисовна, и начинать незачем.

Студия "Маски" известна не только в Екатеринбурге (ребята играли в ТЮЗе, Ельцин-центре, Музее наивного искусства), но и за рубежом - спектакль "Читать!" показали на Фестивале театров старшей школы "Juventafest" в Боснии и Герцеговине. Репертуар вызывает удивление у непосвященных - не сложно ли современным подросткам воплощать на сцене "Мы" Е. Замятина, "1984" Дж. Оруэлла и "451 градус по Фаренгейту" Р. Брэдбери, а еще "Тень" Е. Шварца или булгаковских "Мастера и Маргариту"? Юлия Борисовна остается в школе до позднего вечера, актеры в ожидании репетиции могут и поспать у нее в кабинете на диванчике. Многие приходят после лекций в институте, после работы. Да, непросто, но оставить театр, окончив школу, для них попросту невозможно.

На вопрос, ради чего она уже десять лет живет в подобном режиме, Юлия Борисовна, мама троих детей, отвечает:

- Учитель - не только профессия, это образ жизни. Как женщина, становясь матерью, частично теряет свою свободу, но приобретает нечто более важное, значительное и остается матерью навсегда, так и человек, однажды осознав себя учителем, остается учителем не только на работе, он проживает им жизнь. И я не исключение.



Этих любить легко

Но удивительно не то, что в обычной гимназии сложился такой коллектив. В 104-й их два - два совершенно разных театра со своим репертуаром, своей труппой и своими зрителями. Студия "Дом хрустальный" в этом году отмечает четвертьвековой юбилей. Ее создатель и бессменный руководитель - Ирина Альбертовна Рукосуева, учитель химии. В 90-х она работала в НИИ и о карьере школьного педагога не думала, но однажды ей предложили организовать театральный кружок. Учитывая жизненный опыт (музыкальная школа по классу фортепиано, стройотрядовские агитбригады и гитара), как-то сразу определилась с направлением - литературно-музыкальный театр. Учитель русского и литературы Ирина Анатольевна Котова написала для студии первый сценарий "О вечном" по произведениям русских классиков. Зала тогда не было, играли в классах, в коридорах. Сегодня в распоряжении театра отличная сценическая площадка, звуковая и осветительная аппаратура, костюмерная. Есть репертуар: и детектив, и феерия, и квартирник, и даже рок-опера "Юнона и Авось", и танцевальный спектакль по мотивам повести Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" с  многое объясняющим названием "Предела нет!". А еще награды городских конкурсов "Мастерство художественного слова", "Дверь на сцену" и фестиваля "Песни в кругу друзей". И честность по отношению к материалу, к себе и зрителю как непременное условие.

- Я стараюсь дать ребятам возможность испытать те эмоции, которые они пока не проживают в реальной жизни. Ставили "Силу любви", герои - Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Сирано и Роксана, Дон Кихот и Дульсинея. Спрашиваю: как вы думаете, существует ли любовь? Они из вежливости отвечали - да, а в паузе перед ответом слышалось нет. После спектакля сказали: да, существует, хочется верить. Потом поймут все остальное.

- Они на сцене такие красивые, светлые, добрые, - после спектакля вытирала счастливые слезы чья-то мама. - Смотрю и думаю: может, они и не совсем пропащие, со своими гаджетами.

- Этих любить легко, - улыбается Ирина Альбертовна. -  Умные, раскованные, я в них влюбляюсь по-честному. Они даже химию начинают учить, я горжусь, что среди моих студийцев есть несколько кандидатов химических наук. Они - мое сокровище, поэтому я театром и занимаюсь.



Спасибо за счастье

Больше сорока лет просуществовал английский театр в гимназии № 13, основанный Надеждой Михайловной Аракчеевой. Сейчас после перерыва молодые педагоги возрождают театральные традиции. Были периоды, когда театром руководили на общественных началах профессиональные режиссеры, они же - бывшие его артисты. Зачем? Отвечает Михаил Козырев, выпускник гимназии, известный по роли Михаила Натановича в фильмах "День выборов" и "День радио":

- В детстве кажется: у всех вокруг все так же, как у тебя. Только потом осознаешь: не каждому довелось в школе фехтовать на шпагах и играть Шекспира и Диккенса в оригинале. Просто не всем повезло. Счастье осознаешь только post factum. Спасибо за счастье!

А театру "Игра" в школе № 22 - 67 лет, наверное, в России таких и нет больше. Его спектакли включают в программу всероссийских конференций по театральной педагогике. За эти годы в коллективе образовалось несколько составов, с юными артистами работают три педагога, но школьные рамки стали тесны, и в начале двухтысячных театр "Игра" приказом областного минобра получил статус народного. Теперь у него две площадки - в школе и Центре культуры "Эльмаш", а руководит им Татьяна Павлова, выпускница школы. Мелодрама, философская драмеди, уличный спектакль и хулиганство-трагифарс - труппе, в которой артистам от семи до 35 лет, по силам любые жанры. Результат - Гран-при и золотые медали международных фестивалей.

Почему школьные и любительские театры так популярны?

- У нас все честно, - отвечает Татьяна. - Здесь не зарабатывают деньги, не делают карьеру, не устраивают пиар.


Не странно ли, хотели говорить о школьных театрах, а получилось - о честности. О хороших школьных учителях, про них кто-то сказал, что они обогревают свечкой космос. Но знаете… Если свеча горит тепло и ровно, и она не одна, и если от нее зажигаются другие свечи, в нашем с вами космосе все равно становится немного теплее.



Тем временем

УрФО принял эстафету Всероссийского театрального марафона. Организаторов церемонии в Екатеринбурге вдохновило творчество Павла Петровича Бажова. Интерьер Свердловского театра музыкальной комедии, на сцене которого Сибирь передала эстафету Уралу, украсили "малахитовые" колонны, под ноги гостям постелили не красную, а зеленую дорожку, встречала их Хозяйка Медной горы. После Екатеринбурга символ марафона - статуэтка, изображающая древнегреческий амфитеатр, на котором выгравированы гербы всех 85 субъектов РФ, -  отправился по городам остальных регионов, входящих в Уральский округ.

Автор
Текст: Марина Порошина (Екатеринбург)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе